Вся моя жизнь посвящена флоту. По-другому не могу

Елена Горбатова, начальник общего отдела, МБУК «Краеведческий музей»

Статья о старшине Военно-морского флота Николае Гудзенко, вошедшая в сборник «Материалы областной научно-практической конференции по военно-патриотическому воспитанию «Морская слава» (г. Усть-Илимск, Краеведческий музей, 2012 г.).

Николай Михайлович Гудзенко родился 19 мая 1947 года в селе Балабановка Винницкой области, в месте, где густые леса и цветистые сады, но нет моря, о котором мечтал с детства. Самый старший из пяти братьев, Николай привык брать на себя ответ­ственность, сначала за мальчишек, потом, во взрослой жизни - за то дело, которым нужно было руководить.

В детстве Николай с удовольствием посещал радиотехниче­ский кружок, и сделанный им детекторный приемник до сей поры хранится в школе. Другим большим увлечением были велосипеды. В соревнованиях по велоспорту не раз занимал призовые команд­ные места по району.

После окончания десятилетки в 1964 году Николай поступил в речное училище города Енисейска на отделение «Судоводитель, судомеханик». «Особенно запомнилась первая практика. Меня то­гда назначили рулевым моториста. Вокруг такая красота была! Просторы, берега скалистые... Аж дух захватывало!» В 1967 году полу­чил распределение в Енисейское пароходство, ремонтно-эксплуатационную базу флота, поселок Подтёсово, вторым помощником механика. После первой же навигации в 1968 году дипломировался на первого штурмана.                         

В 1968 году Николай был призван в армию. Отучившись на гидроакустика атомной подводной лодки во Владивостоке, продолжил службу на Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота. Вот здесь-то ему и пригодилось увлечение радиотехникой. «Чем занима­ются гидроакустики? Обнаружением вражеских подводных лодок и надводных кораблей, установлением звукоподводной связи. Дважды участвовал в дальних походах, так называемых автономках, по три и четыре месяца. Мы тогда контролировали ситуацию у военно-морских баз Сан-Франциско и Сан-Диего. Направление, куда отправляемся, нам не говорили, это мы уже потом вычислили, - улыбается Николай Михайлович, - По моим стопам и младший брат пошел, Леонид. Он в Севастополе служил».

После демобилизации в 1971 году в звании старшины первой статьи Гудзенко вернулся в ставшее уже родным Подтёсово. Начал работать первым штурманом, а затем - капитаном-механиком. «Судо- вождение - это мое, прирожденное. Очень люблю эту профессию. Планы выполнял, навигации отрабатывал достойно... Один раз ко­рабль дали, что называется, «из-под забора», разбитый донельзя. Дали его в апреле, а в мае уже навигация начинается. Ничего, справились, отремонтировали, отработали, как полагается. Трижды приходилось получать новые суда прямо с завода, в Красноярске. Так я всегда сам изучал строительные чертежи, следил, чтобы там все было выполнено согласно требованиям, без халтуры. В общем, контролировал процесс строительства, вносил поправки, замечания делал».

В 1976 году Николаю Михайловичу пришло приглашение из Усть-Илимска на должность старшего механика в гидротехотряд «БратскГЭСстроя», и 16 января 1977 года он уже принял руко­водство над тридцатью кораблями. «На Усть-Илиме мне понравилось, впечатления прекрасные, ни разу не пожалел, что переехал».