Дуненковы Григорий Степанович и Галина Георгиевна – ветераны Усть-Илимской ГЭС

Песня позвала в дорогу

Встречаясь с ветеранами Усть-Илимской ГЭС, всегда жалеешь, что Бог не дал таланта писателя. Ведь что ни судьба, то материал для большого литературного произведения или сценария к фильму. Да и историю страны в целом начинаешь рассматривать под несколько иным углом зрения, начинаешь понимать, что в прошлом у нас было как много хорошего, так и плохого, о чем, увы, сегодня забывают.

На снимке: Григорий Степанович и Галина Георгиевна Дуненковы с младшим внуком Глебом

Электромонтер гидростанции, а ныне пенсионер Г. С. Дуненков принадлежит к поколению, которому пришлось на себе испытать все трудности послевоенного периода. Белоруссия, где он появился на свет в 1946 году, лежала в руинах. Поэтому хлебнуть горя пришлось, как говорится, с лихвой. Однако многодетная по нынешним меркам семья, в которой воспитывалось пятеро ребятишек, сумела преодолеть все трудности и выжить в нечеловеческих условиях. С огромной благодарностью Григорий Степанович вспоминает своих родителей Степана Васильевича и Наталью Исаевну, которых не сломили невзгоды, а негативные жизненные ситуации лишь закалили. И о них он рассказывает с большей охотой, нежели о себе.

– Знаете, а я ведь внук «врага народа», – неожиданно признается Григорий Степанович в начале нашей беседы. – Деда, довольно крупного начальника в Ленинграде, репрессировали и дали десять лет колонии без права переписки. В те времена это было, по сути, равносильно расстрелу.

Детей «врагов народа», как мы знаем, заставляли менять фамилию. Но Степан Васильевич наотрез отказался, за что и получил, как «сын врага народа», четыре года тюрьмы. Но отсидеть весь срок не успел, так как в 1942 году его отправили на фронт. Получил ранение, а во время реабилитации после госпиталя познакомился со своей бу­дущей женой, симпатичной белоруской Натальей.

Оправившись от ран, Дуненков вновь отправляется в самое пекло. Закончился же его боевой путь в поверженном Берлине.

Вернувшись в Ленинград, Степан Васильевич застает в своей квартире других жильцов. Походы фронтовика по инстанциям в поисках справедливости ни к чему не привели. Ему дали понять, что хоть он и проливал кровь за Родину, но клеймо «сын врага народа» на нем останется на всю жизнь. И если не хочет угодить опять за решетку, то должен смириться с ситуацией и найти себе другое жилье, а лучше совсем покинуть город на Неве. Мечтая привезти в родной Питер запавшую в душу девушку, Дуненков отправляется в Белоруссию, еще не зная, чем для него все закончится.

– Останемся здесь, – рассудила Наталья, выслушав историю Степана.

– В Белоруссии родители построили хороший дом, развели сад, – вспоминает Григорий Степанович. – Но беспокойный характер отца стал причиной того, что семья оказалась на освоении целинных земель в Казахстане. Здесь, когда я заканчивал девятый класс, папы не стало. А ему ведь только исполнилось 48 лет...

Парень решил распрощаться со школой и поступил в профессионально-техническое училище. Освоил специальность электромонтажника. В г. Рудном профессия была очень востребована, поскольку город стремительно развивался. За три года Григорий прошел здесь хорошую практику, монтируя современное оборудование на различных предприятиях, занимаясь энергообеспечением растущих микрорайонов. Но однажды, отдыхая вечером с товарищами, вдруг услышал по радио: «Усть-Илим на далекой таежной реке...». Буквально на следующий день три друга уже шагали в горком комсомола.

– С одной комсомольской стройки на другую мы путевки не даем, – охладили их пыл в комитете ВЛКСМ.

– На нашей-то что вас не устраивает?

Развернувшись, но не успокоившись, троица поспешила в отдел кадров и подала заявления на увольнение. Затем последовали уговоры остаться и даже угрозы со стороны начальства «испортить трудовую», но ребята настояли на своем.

– Шел 1967 год, – рассказывает Григорий Степанович. – Я попал в УСМСП «Братскгэсстроя», которое на строительстве Усть-Илимской ГЭС занималось монтажом подстанций и линий электропередач. Жить нас определили в помещение аккумуляторной пожарного депо, где не было не только отопления, но и окон. Выделили постельные принадлежности, а свет и тепло уж мы сами себе создали. Ведь электрики все-таки. Примерно через полгода перевели в общежитие.

Все объекты, где пришлось работать Дуненкову, он сейчас и сам вспомнить не может. Но некоторые называет сразу. К примеру, первый переход линии электропередач через Ангару, который выполнила его бригада. Или монтаж электрооборудования электрокотельной в районе магазина «Рябина» в левобережье. Кстати, уникальное по тем временам сооружение, макет и описание которого было помещено на ВДНХ в Москве. А по выходным электромонтажники в компании девушек отправлялись отдыхать на природу.

– Стройка нас завораживала, – говорит Григорий Степанович, – Думаете, куда мы обычно ходили по праздникам? В котлован, чтобы со стороны повосхищаться ее гран­диозными масштабами!

Когда пускали первые агрегаты ГЭС, Дуненков уже работал в «Гид­роэлектромонтаже», занимаясь прокладкой высоковольтных кабельных линий. Перед самым пуском из-за заводского брака одна из них не выдержала испытаний. Буквально за ночь «гэмовцы» проложили новую, побив все мыслимые рекорды скорости для подобного вида работ. В этот напряженный период Григорий Степанович познакомился с руководителем участка собственных нужд Усть-Илимской гидростанции П. А. Непомнящих, который вскоре уговорил его перевестись на станцию.

– Коллектив, созданный Павлом Арсеньевичем, был великолепный, где работали поистине мастера своего дела, – продолжает рассказ мой собеседник. – Я же продолжал заниматься обслуживанием и ремонтом высоковольтных кабельных линий, только требования выросли в разы.

Как опытнейшего и грамотного кабельщика Дуненкова хорошо знали не только на станции. Различные электромонтажные организации города нередко просили руководство ГЭС откомандировать его в помощь при строительстве того или иного объекта. И специалиста отправляли. Так, большинство высоковольтных кабельных линий нового аэропорта были выполнены его умелыми руками. О чем, правда, по известным причинам Григорий Степанович вспоминает с горькой улыбкой.

Сейчас ветеран ОАО «Иркутскэнерго» на заслуженном отдыхе. С супругой Галиной Георгиевной все свободное время стараются посвящать внукам. Кстати, жена также в прошлом энергетик, но работала на Усть-Илимской ТЭЦ. Дети пошли по их стопам, связав свою жизнь с энергетической отраслью. Внуки же избирают свои жизнен­ные пути. Старший Евгений, к примеру, заканчивает юридическую академию. А вот Анна скоро получит диплом экономиста энергетического комплекса. Младшие пока о будущей профессии не задумываются. Однако в том, что они ста­нут достойными людьми, бабушка с дедушкой уверены на все 100 процентов. Ведь им есть с кого брать пример.

Александр Геннадьев

Геннадьев, А. Песня позвала в дорогу / Александр Геннадьев // Усть-Илимская правда. – 2014. –18 июня (№ 25). – С. 7 : фот.