ЖИЗНЬ В ПАЛАТКЕ: ХОЛОДНО, ТЕСНО, ЗАТО ДРУЖНО!

 

      ЖИЗНЬ В ПАЛАТКЕ: ХОЛОДНО, ТЕСНО, ЗАТО ДРУЖНО!

 

     Елена ТРУФАНОВА, методист Краеведческого музея о бойце первого отряда десантников Петре Яковлевиче ДАВЫДЕНКО.

     Петр Яковлевич Давыденко попал в десант Перетолчина одним из последних и совершенно случайно. Получилось так, что семья Давыденко – Петр Яковлевич и Валентина Егоровна, приехав в Братск из Белоруссии, жила временно у своих родственников, а прописана была в другом месте. Подобные вещи не приветствовались в те времена. Милиция заинтересовалась ситуацией. Чтобы её не усугублять, Давыденко упросил командира десанта взять его на Усть-Илим. Перетолчин согласился и ни разу не пожалел об этом. Петр Яковлевич оказался отличным плотником, безотказным работягой, надёжным товарищем. Ему было тогда всего 27 лет.

     Через три недели после высадки десанта на Толстом мысе Давыденко приехал в Братск, чтобы забрать жену. Работы для женщин на Усть-Илиме пока не было, предложили взять Валентину только табельщицей.

     Супруги сняли комнату в Невоне в доме Екатерины Ивановны Сизых. На работу ходили пешком, по темноте, по морозу и утром, и вечером. Скоро (1963 год) Давыденко переселились в палатку, где кроме них проживало ещё пять семей. В центре палатки стояла печка, сделанная из бочки. Выше пояса температура была обжигающей, а по ногам тянуло морозом. Обитатели палатки жили дружно, вместе отмечали праздники, помогали друг другу смотреть за детьми. Вместе построили баню. Но прослужила она до весны 1964 года. Весенний паводок смыл строение. И поплыли тазики вниз по Ангаре. Питались в столовой. Готовили там очень вкусно, совсем по-домашнему. А в пекарне пекли  замечательный хлеб.

     У Давыденко  было двое ребятишек, но жили они пока в Белоруссии, в деревне у бабушки.  Старшему пора было идти в первый класс. Поэтому глава семьи построил времянку. По сегодняшним меркам она стояла в районе  пивзавода.  Привезли детей. Мальчишкам очень понравилось новое место жительства.  В новом учебном году старший сын Слава пошёл в школу. Учеников возили в Невонскую школу на санях. Старшие присматривали за малышами, чтобы из саней не выпали.

     Через три года семья получила благоустроенную квартиру по улице Светлова.

В июне 1963 года посёлок был взбудоражен новостью: приехали композитор Александра Пахмутова, поэт Николай Добронравов и  исполнители Иосиф Кобзон и Виктор Кохно. Артисты выступали на импровизированной сцене, роль которой выполняла баржа. За  пианино, установленным на барже, сидела Пахмутова. Зрители расположились на берегу. Концерт длился чуть больше часа. Валентина Егоровна Давыденко тоже была среди слушателей. А вот Петр Яковлевич на концерт столичных знаменитостей не попал – горела тайга, и он был на тушении пожаров.

     Для жителей Усть-Илима приезд артистов был большим событием. Тем более, что в те годы такие визиты были  редкостью. Это потом, когда уже появился дом культуры «Гренада», стали приезжать чаще.

     Первые годы Петр Давыденко трудился на Усть-Илиме плотником. Потом пригодилась полученная в армии специальность сантехника. Работал в СМУ-3 Сантехмонтаж. Возглавлял бригаду сантехников, которая была одной из лучших на предприятии. Но злые языки стали поговаривать, что бригаде Давыденко начальство подыгрывает, дескать, им все материалы, запчасти дают вовремя и в полном объёме. Давыденко, чтобы закрыть завистникам рот, оставил передовую бригаду и перешёл бригадиром в отстающую. Через некоторое время и её вывел в передовики. За самоотверженный труд Петр Яковлевич Давыденко был награжден орденом Трудового Красного знамени.