СтатьяИмя ансамблю - "Сибирь"

Имя ансамблю - «Сибирь»!

           О народном ансамбле песни и пляски, ставшем визитной карточкой города

     ВОТ ОН - день премьеры! Напряжение накалилось до критического... Но откуда взялись силы, азарт, какой-то неведомый боевой дух, ведь именно на концерте артисты раскрылись, выдали номера так, как не было ни на одной репетиции! И кто бы мог подумать, что еще вчера, на «генералке» номера казались сырыми, не готовыми для показа на публике.  Марина Жмурова, руководитель творческого коллектива, переживала до последнего. Концерт удался. Зрители долго аплодировали, еще и еще вызывали  «на бис». Они видели прекрасные песни и танцы, улыбающихся задорных любимых артистов «Сибири»...

     С РАБОТЫ НА РЕПЕТИЦИЮ

     В 1971 году в Усть-Илимск приехали супруги  Татьяна Мамонова и Владимир Тимофеев. Она – хореограф, он – художественный руководитель. Оба молоды, талантливы, одержимы творческими идеями. Тогда при ДК «Гренада» и родился ансамбль песни и танца «Сибирячка». Десятки парней и девчат из разных предприятий города потянулись в «Гренаду» - всем хотелось красиво танцевать и петь на сцене тогда единственного в городе Дома культуры.

     -Молва о «Сибирячке» разлетелась молниеносно.  Многие мечтали попасть в ансамбль. На репетицию бежали прямо с работы, не заходя домой, - рассказывает Анна Омельченко. – Все мы были молодые, хорошенькие, голосистые, но Владимир Тимофеев брал не всех. Надо было уметь красиво двигаться, иметь слух и голос.  К тому же, из-за напряженной работы на стройке или на другом предприятии, у человека не всегда была возможность заниматься танцами. Поэтому многие попадали в ансамбль, а затем, не выдержав нагрузки, бросали.

     Сначала в коллектив ходили только девушки, потому он и назывался «Сибирячка». Однако сформировался оркестр, который, в основном, состоял из мужчин, позже появились представители сильного пола в танцевальной и вокальной группе. Тогда коллектив переименовали в «Сибирь». Популярность росла, артистов все чаще стали приглашать на концерты, причем не только в местные трудовые коллективы, но и за пределы района: в Братск, Иркутск, другие города области и даже на Кузбасс…

     -На Кузбассе за две недели мы объехали ряд городов и поселков, и везде нас встречали как самых дорогих гостей, - вспоминает Анна Омельченко. -  Как-то  по пути на очередной концерт  наши «Икарусы» застряли. Что делать? Как по бездорожью, в грязь добираться до нужного населенного пункта, да еще  нести многочисленные костюмы и декорации? Позвонили руководителям поселка, объяснили ситуацию. Тут же за нами отправили  ЛиАЗы. Тогда на концерт мы опоздали на целых два часа! Однако зрители не разошлись, нас терпеливо ждали. Народных постановок было много, на некоторых, особенно касающихся темы войны, люди плакали.  Прием был настолько теплым, что после концерта, прямо в ДК нам накрыли шикарный стол. Было очень приятно видеть, что нас так встречают, наши постановки близки зрителям по духу и настроению.

     В 1983 году после двухчасового концерта на фестивале культуры в Иркутске ансамблю песни и танца «Сибирь» было присвоено звание «Народный».

 

     И КРИЗИСЫ ТОЖЕ БЫВАЛИ

     К ТОМУ времени «Сибирь» стала своеобразной визитной карточкой Усть-Илимска. В постановках просматривались характер и красота нашего города, края, особенно в таких ярких мини-спектаклях, как «Легенда об Ангаре и Енисее», «Наш край Сибирский». Даже выступления с музыкальными композициями Геннадия Заволокина в исполнении «Сибири»  отличались своей манерой подачи, творческим почерком. И этот почерк сохранился, когда на место Владимира Тимофеева пришел Владимир Иванов, а затем Елена Матвеева. При этом каждый художественный руководитель вносил в ансамбль что-то свое, выходил на более широкую аудиторию. До сих пор старейшины коллектива помнят о гастролях на Канарах, в Бельгии, где российских артистов встречали гостеприимно, а концерты проходили при полном аншлаге. 

     Постепенно менялся состав ансамбля: кто-то был вынужден уйти по возрасту, кто-то уезжал, на смену им приходили новые. Уход каждого ветерана, коллектив и, конечно, сам артист переживали болезненно. Понятно, что за годы у людей наладились крепкие дружеские отношения,  определился круг общения, ведь ансамбль был для многих второй семьей, где прошли яркие годы жизни. И вот теперь, спустя десять и более лет, человек был вынужден расстаться, не ходить на привычные репетиции. Эту  незаполненную пустоту ветераны ощущали особенно остро.

     -Получилось так, что я пришла как раз во время творческого кризиса ансамбля, - рассказывает Марина Жмурова. – В области открыто заявили, что состав надо обновлять, в таком виде ансамбль долго не просуществует.

     Марина и сама понимала, что танцевать должны молодые и задорные. Только где их взять? Хорошие кадры для «Сибири» в свое время готовил ансамбль «Детство», под руководством супругов Людмилы и Геннадия Рац. Но к тому времени ансамбль уже не существовал. На группе ветеранов, оставшейся от когда-то хорошо известной в области «Сибири», по сути, и держался весь коллектив. Люди, безусловно, замечательные, талантливые, сплоченные – вместе, как говорится, в беде и радости, но для дальнейшего роста и жизни ансамбля этого было мало.

 

      НАРОДНОСТЬ ВПИТАЛА С ДЕТСТВА

     УСПЕХИ и взлеты любого коллектива (а творческого особенно) определяют конкретные личности. Такой личностью в свое время был Владимир Тимофеев.  Сегодня, как видится, «Сибирь» вновь ожила, и во многом тоже благодаря конкретной личности – Марине Жмуровой.

     Детство Марины прошло в Кеуле. Это старинное селение издавна славилось бережным отношением  местных жителей к  творчеству прадедов, к их обычаям, традициям. И одним из ярких хранителей этих корней стала семья Жмуровых. Прабабушка Марины входила в состав известного ансамбля солдатских вдов.

    -Помню, соберутся бабули у нас, поют, к очередному концерту готовятся, - вспоминает Марина Геннадьевна. - Я залезу под стол, чтобы меня никто не видел, и тихонько слушаю. Так под старинные песни и засыпала. И моя бабушка известной певуньей на селе была, и мама пела и плясала, к тому же руководила Домом культуры, папа – баянист... Когда встал вопрос о выборе профессии, то сомнений не возникало – поступать только в музыкальное училище. Заспорили лишь об отделении – на вокал или танцы. Тут мама твердо настояла, что я должна быть хормейстером - плясать можно только до 30 лет, а дальше-то куда?…

     Марина окончила училище, затем институт культуры в Улан-Удэ, и вернулась в родной Кеуль. Она понимала, что истинная народная культура сохранилась на Руси именно в таких селах, как ее родное. Вместе с мамой Галиной Жмуровой Марина  создала фольклорный ансамбль «Горенка», который очень скоро стал известен в области.  Казалось, для девушки в селе открывались новые перспективы, но неожиданно ее пригласили работать руководителем вокальной группы в «Сибирь». Сначала сомневалась: коллектив известный, люди собрались талантливые. Сложно такими руководить, тем более, если руководитель намного  моложе самих прославленных артистов. Однако творческий азарт, интерес оказались сильней сомнений. Какое-то время Марина работала только хормейстером. Однако очень скоро пришлось возглавить весь коллектив, в котором, как уже говорилось, остались одни ветераны.

 

       ЛЮДИ – ДУША АНСАМБЛЯ

     Выручили танцоры из ансамблей «Этно» и «Фантазия». С их приходом «Сибирь» буквально воспряла. Ожили старые постановки Заволокиных, Тимофеева. В коллектив потянулись новые интересные люди. С их появлением родились новые сюжеты, посвященные юбилею Победы, проводам солдата в Армию. Одним из самых ярких стал музыкальный спектакль «Грустит село по городу, а город по селу», в котором выступил и ее фольклорный ансамбль «Горенка». Постановка начинается с деревенского утра, с петушиного перелива, мычания коров… Общение селян, праздники, гулянье парней и девчат сопровождаются старинными народными обрядами, которые напоминают русскому зрителю о его происхождении, национальных корнях и традициях. И это напоминание  оказалось в наше время так необходимо для русского человека!

     Среди новеньких в ансамбль пришли и две семейные пары: Лидия и Игорь Таращенко, Татьяна и Александр Овсянниковы. Александр оказался еще и одаренным поэтом.

    – Мы мечтаем создать целый цикл концертов по мотивам произведений местных авторов, - делится планами Марина Жмурова.  - В городе немало талантливых поэтов и композиторов, можно написать великолепные сценарии по их творчеству. Кстати, у нас уже есть замечательная постановка известного горожанам Евгения Сотникова.

     Марина Геннадьевна считает, что успех и рост коллектива зависят от взаимодействия и понимания хормейстера, хореографа и  дирижера оркестра. Ведь каждый возглавляет свою группу артистов, без которой ансамбль не мыслим. Танцоры, певцы и музыканты должны быть единым целым одного  яркого сюжета, раскрывающего народный дух. Пока эти составляющие есть. Танцевальную группу, исполняющую зажигательные русские народные танцы и пляски, готовит молодая супружеская пара Андрей и Ольга Перепелицыны. В «Сибири» они уже шесть лет. Год назад супруги решились возродить ансамбль «Детство».  Вокальную группу ведет Марина Жмурова, оркестровую - Виктор Ковыршин. Виктор Федорович - тоже один из ветеранов коллектива. Человек творческий, владеет разными музыкальными инструментами, обрабатывает народные песни, сам пишет музыкальные сценарии. Недавно в составе «Сибири» появилась детская вокальная группа «Сибирские жемчужинки», руководит которой Евгения Лебедева, молодая перспективная певица, ранее работавшая в оперном театре Улан-Удэ.

     А душой коллектива по прежнему остаются люди. За многие годы существования судьбы артистов словно переплелись между собой: образовались  семейные пары, завязались дружеские отношения. Сегодня никто из артистов не может представить «Сибирь» без Натальи Бодаговой, получившей за свои организаторские способности прозвище Атаманша. Кажется, что эта женщина знает наизусть  каждый костюм,  цвет пуговиц на нем, количество заплат, на ком он сидит лучше… И если кому-то не хватает одежды (а это бывает часто, ведь гардероб износился), то она обязательно подыщет в костюмерной что-нибудь подходящее. Ну а если в коллектив пришел новенький, то Наталья Ивановна тут же возьмет его под крыло и защиту. Нельзя представить коллектив и без Валерия Зюзина, Нины Приймак, Марии Скотиной, Галины Костиной, Евгении Попушенковой, Светланы Кондратьевой, Нины Логиновой и многих других замечательных артистов.

     Сегодня в ансамбле  74 человека, из них более сорока представительниц прекрасного пола, тридцать мужчин. Возраст артистов от четырех до шестидесяти лет. Люди разных поколений, но с одной и верной любовью к своей творческой семье.  Как в любой семье, здесь бывают разногласия, конфликты, нехватка финансов… Но это рабочие моменты. В сложной жизненной ситуации каждый готов прийти на помощь коллеге по творчеству.  А если ответственный момент – выступление на юбилее или концерт, все артисты собираются в единое целое, где каждый понимает, что лично от него зависит успех всего творческого коллектива –  имя которому «Сибирь».

 

     Тяжелкова М. «Сибирь» : вчера, сегодня, завтра// Вечерний Усть-Илим. – 2011. – 24 марта. – С. 3 : фото П. Чмыхова.

nbsp; отличались своей манерой подачи, творческим почерком. И этот почерк сохранился, когда на место Владимира Тимофеева пришел Владимир Иванов, а затем Елена Матвеева. При этом каждый художественный руководитель вносил в ансамбль что-то свое, выходил на более широкую аудиторию. До сих пор старейшины коллектива помнят о гастролях на Канарах, в Бельгии, где российских артистов встречали гостеприимно, а концерты проходили при полном аншлаге.