Карнаухова Людмила Александровна – ветеран Усть-Илимской ГЭС

Энергетик по профессии, педагог в  душе

Из окна уютной квартиры Л. А. Карнауховой видна панорама левого берега и линии высоковольт­ных электропередач, тянущихся с Усть-Илимской ГЭС. Мы перелистываем старые альбомы, где на фотографиях запечатлены лица тех, кто когда-то пускал первые агрегаты станции, налаживал слож­ный производственный процесс. Людмила Александровна, как бы погружаясь в то время, рассказы­вает о себе, о событиях, оставивших глубокий след в ее памяти.

Как признается моя собеседница, связать свою судь­бу с энергетикой в юности она отнюдь не мечтала. В шко­ле больше увлекалась гуманитарными предметами, не­жели физикой или математикой. А еще любила петь, ни один школьный вечер или концерт художественной само­деятельности не обходился без ее участия. Поэтому пос­ле окончания восьмого класса девушка поступила в педа­гогическое училище, окружающие восприняли данный шаг как должное.

Четыре года в «альма-матер» пролетели, словно весен­ний ветер. И вот вчерашняя студентка уже входит в класс Кеульской школы. Получив диплом учителя младших клас­сов, Людмила имела право преподавать русский и литера­туру у старшеклассников. Понятно, что в сельской школе, где всегда не хватало учителей, этим не преминули воспользо­ваться. Впрочем, она и сама была не против вести сразу несколько предметов, включая пение. Как признается Карна­ухова, домой она приходила лишь за тем, чтобы поспать не­сколько часов, а утром чуть свет опять спешила по знакомой тропинке к любимым «отличникам», «двоечникам» и «серед­нячкам».

Молодого специалиста в школе ценили, но сама она в душе понимала, что одного лишь средне-специального об­разования для полноценного педагога недостаточно. Поэто­му, невзирая на уговоры директора, отправилась вновь «грызть гранит науки» в педагогический институт. Судьба распорядилась так, что проучиться очно в вузе девушке при­шлось лишь год. Переведясь на заочное отделение, она воз­вратилась на Усть-Илимскую землю.

Как ни странно, но на тот момент оказалось, что вакансий учителей в школах совершенно нет. Видимо, среди строите­лей и эксплуатационников готовящейся к пуску ГЭС было не­мало жен – педагогов, которые заполнили штатные места.

– В детский сад воспитателем пойдете? – спросили в отделе кадров районо.

– А почему бы и нет, с малышами тоже интересно рабо­тать, – сразу согласилась претендентка.

Жизнь вошла в спокойное русло. Людмила вышла замуж, родился сын. Но оставался один нерешенный вопрос – жи­лищный. Сибиряков он не испортил, но существование сла­ще отнюдь не делал. Услышав краем уха, что на ГЭС, куда полным ходом шел набор специалистов, квартиры будут да­вать очень быстро, Карнаухова решительно направилась в отдел кадров станции.

В административном здании готовящейся к пуску ГЭС она столкнулась с мужчиной представительного вида. Как выяснилось позже, это был начальник электроцеха станции В. Н. Дякин. С ходу ему и выложила свое решительное жела­ние стать гидроэнергетиком. Тот осмотрел с ног до головы хрупкую девушку и заулыбался.

–  А ты сначала у мамы спроси, согласна ли она, чтобы дочь пошла работать на такой объект.

Но мужчина плохо знал решительный характер Людми­лы. Через день она снова стояла на пороге его кабинета.

– Мама разрешила! Так берете?

Вот таким образом в электроцехе Усть-Илимской ГЭС появился кладовщик с педагогическим образованием, о чем гласит запись в трудовой, которая датирована 11 ноября 1974 года.

Ветераны станции, без сомнения, помнят, что тогда тво­рилось на станции. Оборудование и материалы продолжали прибывать, поскольку оставался ряд незавершенных работ. Многое из всего этого поступало для нужд электрического цеха. Все нужно было принять, учесть, классифицировать, разложить, что называется, по полочкам. По признанию Кар­науховой, разобраться, не имея опыта, в этой работе без посторонней помощи было бы просто невозможно. К счас­тью, в коллективе цеха работала инженер по ремонту Н. М. Золотарева, которая в трудные минуты всегда оказывалась рядом. Женщин до сих пор связывает проверенная годами, крепкая дружба.

 – У нас подавляющая часть электроцеха – были люди неравнодушные как на производстве, так и за его предела­ми, – вспоминает Л.А. Карнаухова. – А какие «голубые огонь­ки» мы организовывали, вечера встреч! Постоянно проводи­ли конкурсы «Лучший по профессии», позволявшие ребятам повысить свое мастерство и разряд. В практику вошли экс­курсии выходного дня, в процессе которых гидроэнергетики посещали не только города Иркутской области, но и Дальне­го Востока, Прибалтики.

Как не трудно догадаться, инициатором этих мероп­риятий неизменно являлась председатель профкома элек­троцеха Людмила Александровна Карнаухова и ее сорат­ники. Актив цеха занимался не только организацией до­суга работников. Большая работа велась среди молоде­жи, которую убеждали продолжить образование в выс­ших или средне-специальных учебных заведениях. Осо­бенно эффективно влиял в этом плане на своих подчинен­ных мастер участка собственных нужд В. Р. Корешков. Мно­гие из ребят, получивших в те годы дипломы, сегодня входят в число руководящего состава нашей и других стан­ций. Один из них – депутат городской думы С.  А. Мурзин, которого в Усть-Илимске знают по добрым, полезным делам. Кстати, сама Карнаухова тоже избиралась депу­татом и работала, по словам знающих ее людей, как гово­рится, от души.

Сегодня Людмила Александровна на заслуженном отды­хе. Но сидеть без дела – не в ее натуре. В гаражном коопера­тиве ее попросили хотя бы на месяц заменить ушедшего бух­галтера. И этот «месяц» длится уже несколько лет.

Геннадий Илиров

На снимке: ветераны станции Л. А. Карнаухова и Н. М. Золотарева; ансамбль молодости нашей

Илиров, Г. Энергетик по профессии, педагог в душе / Геннадий Илиров // Усть-Илимская  правда. – 2014. – 2 апр. (№ 14). – С. 7 : фот.