Коруна Наталья Борисовна – ветеран Усть-Илимской ГЭС

Горжусь, что работала на такой станции

Для Натальи Борисовны Коруна наступили хлопотные времена. Скоро выезжать на дачу, где она, как правило, живет с мая по сентябрь. Но предварительно нужно подготовиться к летнему сезону со всей тщательностью: взрастить рассаду, запастись семенами, прикупить удобрения. Благо, что времени у пенсионерки хватает, чтобы все предусмотреть и выполнить.

Садовод и огородник она знатный. На своем участке вы­ращивает такие цветы, что мимо пройти, не залюбовав­шись, просто невозможно. Ге­оргины и нарциссы, пионы и даже розы распускаются на ее клумбах ярким разноцветьем. В новой поликарбонатной теп­лице, которую недавно устано­вил сын Дмитрий, уже к концу мая наверняка будет собран первый урожай скороспелых овощей. А невдалеке, словно где-то на юге, растут сливы, вишни и другие, казалось бы, теплолюбивые культуры. При­чем хорошо плодоносят.

Понятно, что уход за всем этим хозяйством времени и сил отнимает немало. Зато как приятно вечером посидеть на балконе «фазенды», вдыхая прохладный воздух, насыщен­ный цветочными ароматами, вспомнить былое. В ночной тишине, кажется, даже чуть слышен гул турбин Усть-Илимской ГЭС, которая хоро­шо видна с балкона. На этой станции Наталья Борисовна отработала электромонтером почти три десятка лет, чем по праву гордится.

– А ведь знаете, как ни странно, но физику в школе я не очень любила, – признается моя собеседница. – Нрави­лись разве что лабораторные работы. С куда большей охо­той посещала уроки истории, литературы и даже химии, но особо привлекало домовод­ство. В нашей школе на про­фессиональном уровне готови­ли закройщиков, а по оконча­нии 10 класса присваивали разряд. Так что устроиться в ателье выпускникам можно было без особого труда.

Быть может, именно лю­бимые уроки кройки и шитья повлияли на то, что Наталья после окончания средней школы решила поступать в институт легкой промышлен­ности. К сожалению ли, к сча­стью, но не сложилось.

– Что ж, видимо, данная отрасль не для меня, – сдела­ла вывод девушка и устрои­лась на работу не в пошивоч­ное ателье, а на электромеха­нический завод, так называе­мый «почтовый ящик» в Пен­зенской области. На предпри­ятии выпускали серьезную продукцию – боеголовки для ракет. Наталья в качестве кон­тролера ОТК проверяла неко­торые детали, которые приме­нялись для сборки грозного оружия. Ответственность, надо понимать, высочайшая.

Устраивало вроде бы все – работа, хороший коллектив, неплохая зарплата. Но в не­большом городке девушке с активной жизненной позици­ей было скучновато. Решив, что надо попробовать пере­браться в большой город, На­талья отправила запрос на один из аналогичных заводов, который располагался в Ле­нинграде. Ее кандидатуру рас­сматривали довольно долго, видимо, «просвечивая» со всех сторон. Наконец вызов все же пришел, из текста ко­торого было ясно, что для де­вушки есть место в ОТК. При­чем прибыть в Питер надо было в течение пяти дней.

Увы, но судьба не предус­мотрела проживание Натальи в северной столице. Случи­лось так, что ей пришлось со­провождать в Усть-Илимск племянницу, которая у них го­стила. Тем временем пять от­пущенных для трудоустрой­ства дней пролетели.

– А чем тебя Усть-Илимск не устраивает? – видя пере­живания Натальи, спросила сестра. – Город молодой, пер­спективный, проектировали его, кстати, ленинградцы. То есть это, по сути, Питер в миниатюре.

Смирившись, девушка на­чала думать, куда устраивать­ся на работу. Шел 1974 год. В это время как раз активно на­бирали персонал эксплуата­ционников на готовящуюся к пуску Усть-Илимскую ГЭС. Специалистов не хватало, по­этому брали людей, которые имели не совсем нужные для станции профессии. Наталью взяли манометристом в груп­пу измерений электротехни­ческой лаборатории (ЭТЛ).

– Но признаюсь, что о ма­нометрах я тогда имела до­вольно смутное представле­ние, – смеется Н. Б. Коруна. – Хотя руководитель группы Ф. А. Баринов во всех тонкостях от­носительно этих приборов так­же не разбирался, поскольку до прихода на станцию рабо­тал релейщиком. Вот с ним, обложившись книгами, и по­стигали профессиональные секреты. Федор Александро­вич, умный, спокойный и гра­мотный, схватывал все быст­рей и нередко подсказывал в трудные минуты.

Начальником ЭТЛ на тот момент был специалист с поистине энциклопедическими знаниями Г. А. Тульчинский, который впоследствии стал главным инженером станции. На смену ему пришел очень грамотный инженер и руко­водитель И. С. Баглейбтер. Об этих людях у Натальи Бори­совны остались самые теплые воспоминания. Но поскольку с Исааком Семеновичем ей до­велось работать дольше, то и знает она его гораздо лучше.

За коллектив он горой стоял, каждого сотрудника, невзирая на возраст и долж­ность, звал только по имени – отчеству. Эрудит, каких поис­кать, он видел ситуацию в стране на много лет вперед.

Наталья Борисовна пове­дала историю, раскрываю­щую суть личности этого поистине легендарного челове­ка. Когда началась пере­стройка, все в коллективе станции получили акции. Многие тут же, посчитав, что это ничего не стоящие бумаж­ки, продавали их за бесценок. Наталье Борисовне на тот мо­мент нужны были средства, и она также решила избавить­ся от своих. Узнав об этом, И. С. Баглейбтер стал отгова­ривать женщину от необду­манного поступка. Мол, не пройдет и десяти лет, как эта невзрачная с виду бумага бу­дет иметь очень большую цену. Словно в воду глядел. Но Н. Б. Коруна тогда не вняла со­вету своего начальника и про­дала акции. А через 10 лет ее подруга, которая последова­ла совету Исаака Семенови­ча, купила на них квартиру.

Отличные психологи и грамотные специалисты Тульчинский и Баглейбтер умели подбирать людей в свой коллектив. Поэтому ЭТЛ жила, словно одна семья. Взяв с собой детей, все вместе лю­били отдыхать в «Лосенке» и «Пицунде», ходили в турпохо­ды и отправлялись в неболь­шие путешествия на теплохо­де. В спартакиадах, которые регулярно проводились на станции, «этээловцы» также не были последними.

Со временем Наталья Бо­рисовна стала первокласс­ным специалистом. Курсы, которые она оканчивала в Санкт-Петербурге и Ангарс­ке, лишь добавляли женщине знаний. Но время, увы, неумо­лимо. Пришел момент усту­пить место молодым и уходить на заслуженный отдых.

Геннадий Илиров

Илиров, Г. Горжусь, что работала на такой станции  / Геннадий Илиров // Усть-Илимская правда. – 2014. – 16 апр. (№ 16). – С. 7 : фот.