Татаринцев Александр Матвеевич – ветеран Усть-Илимской ГЭС

Династия Татаринцевых на Усть-Илимской ГЭС

 

На улице слегка подморозило. Проводив внучку в гимназию, Александр Матвеевич Татаринцев не спеша идет домой. А куда торопиться, ведь он сегодня пенсионер, и времени свободного вполне достаточно. Возвращаясь мыслями в прошлое, ветерану Усть-Илимской ГЭС порой не верится, что больше не надо думать о работе, и что все события, произошедшие в жизни, были именно с ним. А ярких моментов в судьбе энергетика хватало...

Отец передает опыт сыну...Вырос Александр Татаринцев в Иркутске. Его отец Мат­вей Афанасьевич участвовал в строительстве первой гид­роэлектростанции на Ангаре. Шесть лет водил большегруз­ные автомобили, а когда начали донимать профессиональ­ные болезни, перешел в слесари. Иркутская ГЭС по тем вре­менам в техническом плане была едва ли не самой передо­вой в стране. Мальчишке нравилось бывать здесь и наблю­дать, как работает оборудование, превращая мощь реки в мегаватты электрической энергии. Хотя, как признается, стать энергетиком вовсе не мечтал. Ведь впереди была ар­мия, после которой и думал определиться окончательно в жизни.

Служить попал на флот, причем на Черноморский, име­нуемый в среде моряков почему-то «королевским». До сих пор он помнит, как впервые ступил на палубу сторожевого корабля (СКР). Молодых во все времена флотская братва из старослужащих проверяла «на вшивость». Пройдешь испы­тания с честью, докажешь свою сообразительность, к тебе и отношение будет нормальное. Если же окажешься туп, как пробка, то не миновать на первом году службы самых тяже­лых и грязных работ. Сразу по приходу на корабль такую проверку устроили и Александру. Как-то он проходил мимо камбуза (корабельная кухня) и услышал оклик кока.

 – Помоги котел передвинуть, - хитро прищурившись, по­просил тот. – Что-то стоит неудобно.

Взявшись было за край огромной посудины, Татаринцев интуитивно заглянул под низ. Оказалось, что котел намертво привинчен к палубе болтами.

 – Нет, ты уж сам как-нибудь передвигай или найди дру­гих простаков, – заявил он коку и побежал на боевой пост к орудию, поскольку служил комендором.

– Молодец! Не многие догадались, – бросил вдогонку старослужащий.

Больше его не трогали. Но находиться в теплых местах пришлось недолго. Вскоре их корабль отправили в кругос­ветное плавание. Миновав несколько морей, СКР, наконец, пришвартовался на одной из баз Балтики. Небольшая пере­дышка, и экипаж снова ощутил качку крутых волн. Обогнув Скандинавию, пришли в Североморск. Здесь в составе Се­верного флота проходила вся дальнейшая служба Алексан­дра.

Сторожевик – корабль универсальный. Он не только ох­раняет морские границы, но и нередко используется в каче­стве спасательного судна, выполняет функции разведчика, обеспечивает безопасность района учений и т.д. Поэтому скучать долго у пирса Татаринцеву и его товарищам не при­ходилось. Однажды, к примеру, спасали экипаж потерпев­шего аварию противолодочного самолета. Подоспели вов­ремя. Эвакуировали летчиков на корабль, дали по сто грам­мов «шила» (спирт на флоте), отогрели. Как признались пи­лоты, опоздай корабль на несколько минут, их гибель от пе­реохлаждения была бы неминуемой.

В походах, учениях, боевых стрельбах четыре года служ­бы пролетели незаметно. Пришло время прощаться с това­рищами, кораблем и начинать новую жизнь на гражданке. А за плечами неоконченная по присущей в молодости недаль­новидности десятилетка и, как следствие, отсутствие специ­альности. Поскольку Иркутская ГЭС была уже знакома, то туда и устроился электрослесарем по первому разряду, затем пошел в вечернюю школу. Трудно было одновременно пости­гать секреты профессионального мастерства и учиться, и после получения среднего образования Александр поступил в Иркутский политехнический институт.

На работе у Александра все складывалось вполне благо­получно. Он уже имел высший шестой разряд, когда решил на пятом курсе бросить политех. Дело в том, что в то время инженерные должности не пользовались особой популярно­стью. Зарплата ниже, чем у квалифицированного электро­слесаря, а ответственности на порядок больше.

В личной жизни Татаринцева также произошли коренные изменения. Познакомившись однажды на дне рождения дру­га с симпатичной девушкой Ольгой, он через полгода пред­ложил ей руку и сердце. Дальнейшие же события предуга­дать нетрудно. Супруга, кстати, коллега Александра Матвее­вича, поскольку окончила энергостроительный техникум.

Однажды, уже работая мастером на генераторном участ­ке, Татаринцев побывал на готовящейся к пуску Усть-Илимской ГЭС. Размеры станции, ее по последнему слову техники оснащение поразили гидроэнергетика. Поэтому, когда пред­ставилась возможность, семья приехала в молодой город. Решили пока окончательно не рвать все связи с Иркутском, а поработать несколько лет на новой станции.

Шел напряженный пусковой 1974 год. Александра Матве­евича сразу приняли электромонтером 6 разряда в группу высоковольтных измерений. Коллектив подразделения при­нимал самое непосредственное участие в пуске первых агре­гатов Усть-Илимской ГЭС. В частности, они принимали от монтажников генераторы. Проверка была очень тщательная, скрупулезная. Эксплуатационники смотрели, не осталось ли в машинах каких-либо мелких посторонних предметов, про­веряли качество сварки и пайки генераторных обмоток и т.д. Напряжение понемногу начало спадать лишь тогда, когда в строй действующих было введено три первых гидроагрега­та.

Отработав на станции предусмотренные договором три года, Татаринцев уже не думал о возвращении в областной центр. Вскоре он возглавил группу высоковольтных изме­рений. Кстати, необходимое образование по специальнос­ти он все же получил, закончив, заочно, энергостроитель­ный техникум. Жена Ольга Ильинична впоследствии устро­илась в автохозяйство станции техником-диспетчером.

До выхода на заслуженный отдых супруги Татаринцевы отработали на Усть-Илимской ГЭС в общей сложности без малого 60 лет. Однако с их уходом ветвь династии не обо­рвалась. Сейчас в подразделении, где когда-то трудился отец, работает старший сын Михаил Татаринцев, а его суп­руга Надежда – в производственно-техническом отделе стан­ции.

– Как быстро летит время, – с легкой грустью в голосе говорит А. М. Татаринцев. – Кажется, недавно пришел в энер­гетику, а ОАО «Иркутскэнерго» нынче уже отмечает свое 60-летие. Будто вчера пускали первые агрегаты на Усть-Илим­ской ГЭС, а скоро будем отмечать 40 лет со дня данного события.

                                                                                                                       Александр Геннадьев

Геннадьев, А. Династия Татаринцевых продолжается / Александр Геннадьев // Усть-Илимская  правда. – 2014. – 5 февр. (№ 6). – С. 7 : фот.