СтатьяЗвездный след «Солнечных бликов»

Звездный след «Солнечных бликов» Долгий путь к заветной мечте

 

В 1981 году, весной, в отделе культуры строящегося в глухой тайге города появились молодые супруги Елена и Владимир Орловы. На вопрос о создании балетной студии, представитель культуры ответил: «Балет в Усть-Илимске? Что вы, это нереально! Но если вы настаиваете, можем выделить вам одну ставку на двоих». Наверное, нужно обладать большим запасом оптимизма, верой в собственные силы, чтобы не только приехать в незнакомый сибирский город из далекого Казахстана, но и не пасть духом после подобных слов, остаться жить и создать что-то новое, в трудных, непривычных условиях жизни. Представьте, не упали духом, а остались жить и жили долгие годы, потому что именно здесь, в белом городе на Ангаре Елена Петровна и Владимир Петрович Орловы осуществили свою давнюю мечту.

Елена Петровна была ведущей солисткой Карагандинского народного балета Дворца культуры шахтеров, а Владимир Петрович, выпускник Киевского института культуры (отделение режиссуры балета) – балетмейстером этого же театра.

Любовь к балету поселилась в сердце Елены Петровны с раннего детства, когда впервые она увидела по телевизору «Лебединое озеро» - первый балетный спектакль. В девять лет мама – Клавдия Петровна привела ее заниматься в карагандинскую балетную студию. Претендентов было много: из 300 желающих заниматься балетом отобрали 50 лучших, и среди них оказалась Елена.

После окончания школы она поступает в Карагандинский педагогический институт физического воспитания. Получив специальность преподавателя по спорту и звание мастера спорта по спортивной акробатике, сначала посвятила себя тренерской деятельности. Знакомство с Владимиром Петровичем Орловым, выпускником Киевского института культуры по отделению режиссуры балета, определило ее дальнейшую жизнь. Именно он привил ей любовь к балетному искусству. А воспитал Елену Петровну как настоящую балерину, по мнению Светланы – дочери Орловых, Владимир Иванович Бурцев, главный балетмейстер Карагандинского театра оперы и балета. Набрав сценического опыта, Орловы захотели создать свой театр балета на сцене какого-нибудь Дома Культуры.

Про Усть-Илимск услышали случайно от своего знакомого, узнали, что там есть условия для воплощения их мечты, и поехали.

«Когда приехала в Усть-Илимск, то почему-то запомнился стенд, расположенный около левобережной бани, – вспоминает Елена Петровна, – там был изображен улыбающийся парень и вверху огромными буквами надпись: «Мы построим солнечные города. И мне захотелось, чтобы в названии моего будущего театра тоже звучало слово «солнечный».

Так начиналась творческая биография Елены Петровны и Владимира Петровича Орловых, их долгий путь к заветной мечте.

 

Основная часть. Ступени роста. «Лепим скульптуры»

 

Дом культуры «Энергетик» (сейчас ДК имени И. И. Наймушина) еще строился, Орловым выделили для занятий балетом небольшую комнату в ДК «Гренада». Уже летом, как только приехали, Елена Петровна и Владимир Петрович побывали в летнем детском лагере и пригласили желающих заниматься балетом. Жанна Александровна Владимирова об этом вспоминает так: «Я перешла во второй класс и отдыхала в летнем лагере. От девочек я узнала, что Елена Петровна дает урок балета, нам стало интересно, и мы пошли посмотреть.

Она показывала нам некоторые танцевальные движения (и что меня заинтересовало – в пуантах) и пригласила нас прийти заниматься осенью в балетную студию, расположенную в ДК «Гренада».

И вот наступил сентябрь. «Я тогда перешла в пятый класс, мне было одиннадцать лет. По всему городу были расклеены объявления о наборе детей в балетную студию, я обратила внимание на то, что обучение было платное – во времена моего детства за кружки обычно не платили. Я решила, что это мне не нужно, и вскоре забыла об объявлении. А через несколько дней в школу пришли мужчина и женщина (позже мы узнали, что это были Орловы), они просили желающих заниматься балетом прийти в «Гренаду». Подружки уговорили меня пойти вместе с ними. Помню, что это был воскресный день, лил дождь, и пришли в студию только девочки постарше. А на следующий день детей было больше, и начался конкурсный отбор», – так вспоминает Ирина Юрьевна Жилкина-Маловинская.

«Тогда легко было создать коллектив, желающих попасть в хореографический ансамбль оказалось много, детям заняться особенно было нечем, поэтому состоялся отборочный конкурс, в результате которого выбрали из сотни претендентов всего 17 лучших, имеющих хорошие физические и музыкальные данные», – вспоминает Оксана Николаевна Михеева-Якушева.

Что проверяли руководители, об этом рассказывает Ирина Юрьевна: «Проверяли выворотность ног, шаг, прыжок, гибкость, музыкальные данные. Костюмов для балета тогда не было еще.

Сначала занимались в белых трусиках и перешитых из белых маек костюмах (мамы шили сами), балетная обувь тоже отсутствовала, приходилось первое время заниматься в белых носочках, мамы вязали или шили из материала балетки, которые, конечно, почти сразу приходили в негодность.

Так начиналась моя жизнь в балетной студии. Мы разучивали разные движения, которые имели необычные для нас французские названия: батман тондю, соте, фрапе, демиплие... ».

Сначала как-то не верилось, что можно из неуклюжих девчонок и мальчишек сделать настоящих солистов балета, но уже после первых отчетных концертов и зрители, и родители заметили: воспитанники Орловых преображаются на глазах. Красивая осанка, грациозность, пластика движений отличали их от других сверстников. Как это было достигнуто? Неустанным трудом руководителей и самих ребят. Елена Владимировна Третьякова, рассказывая о первых годах становления театра, говорила о твердости характера Елены Петровны и Владимира Петровича: «Строгая дисциплина во всем – вот что отличало наши занятия.

Нельзя было пропустить, прогулять, как это бывает сейчас с современными детьми, мы себе этого позволить не могли. Занятия проходили каждый день, а в период подготовки к концертам мы очень много времени отдавали репетициям».

Елена Петровна придирчиво относилась и к внешнему виду своих подопечных: красивые прически, белые носочки, аккуратная спортивная форма – все должно было быть безупречно. Каждый из руководителей занимался своим делом: Елена Петровна работала над техникой постановки спектакля, а Владимир Петрович – над образом. «Посредством хореографии я хочу в первую очередь формировать поступки ученика, научить его языком танца выражать свои мысли и доносить их до зрителя», – говорил Владимир Петрович Орлов. «Мы лепим скульптуры», – говорили Орловы.

 

Первые выступления на сценеРождение «Солнечных бликов»

 

Впервые балетная студия выступила на новогоднем утреннике в канун Нового 1981 года, где был исполнен «Вальс снежинок» на музыку сюрприз для остальных, никто не видел его, кроме непосредственных участников.

Журналист Т. Гриценко в статье «Свидание с балетом» писала о дебюте «Солнечных бликов» в газете «Усть-Илимская правда»: «Нежно-розовые видения «Балетной сцены» сменились задорным многоцветьем «Скоморохов», мелодичный «Романс » – старинным «Гавотом». Яркие краски «Хоровода» дополнил искрящийся озорством «Дождик». Самые юные солисты О. Башун и С. Кожухаръ с завидным мастерством исполнили танец «Неразлучные друзья». Звучит величественная в своей грусти мелодия Сен-Санса. На сцене – солистка ансамбля Елена Зубарева. «Умирающий лебедь» в ее исполнении стал для многих сидящих в зале юных усть-илимцев первым свиданием с настоящим балетом. Вновь оделась сцена в яблоневый цвет. «Розовый вальс» Чайковского, напоенный счастьем юности, радостью бытия, властвует в зале. Словно подхваченные весенним ветром лепестки летят по сцене девичьи фигурки.

Уверенно ведут сольную партию И. Ерохина, Н. Шапкина, О. Шолина, А. Сизых. И снова замер зал, покоренный волшебной силой искусства танца.

На смену юношеской непосредственности пришло зрелое мастерство. Танцуют руководители ансамбля Елена и Владимир Орловы. Строгим академизмом и тонкой лиричностью отличается их исполнение «Седьмого вальса» Ф. Шопена. Завершила концерт хореографическая композиция «Родина моя» на музыку Д. Тухманова. Она вылилась в настоящий праздник счастливого детства – так мажорно, жизнеутверждающе танцевал ансамбль».

Зрительный зал вместил более 800 зрителей, и выступление студии было принято очень тепло.

Здесь впервые объявили, что коллектив назван ансамблем классического танца «Солнечные блики» – это название было выбрано на общем собрании коллектива, по полюбившемуся ребятам номеру на музыку М. Зива «Солнечные блики». Вот так об этом вспоминала Светлана Орлова: «У композитора Михаила Зива есть пластинка с таким названием, где собраны его музыкальные зарисовки. Мама сочла, что это название как нельзя точнее и лучше отражает саму суть направления нашего творчества. Балет – это и впрямь нечто воздушное, невесомое, неземное, похожее на солнечные блики».

 

Творческая деятельность «Солнечных бликов» в 1982 году

 

В сентябре 1982 года был объявлен дополнительный прием в коллектив, созданы отдельные возрастные группы: старшая – девушек и юношей, две средние – девочек, группа мальчиков, две младшие – девочек. Мужскую половину ансамбля П. И. Чайковского. В то время в составе студии уже было 44 участницы. В «Вальсе снежинок» участвовали в основном малыши. «Родители шили нам костюмы (они делались из белых бантиков, которые накладывались слоями, прошивались и держались с помощью корсета), мы долго репетировали, отрабатывая каждое движение», – вспоминала Жанна Александровна Владимирова.

После Нового года на зимних каникулах начались репетиции к первому отчетному концерту. В 1982 году открылся Дворец культуры «Энергетик», куда и был переведен хореографический коллектив. Ребята теперь могли заниматься в великолепном балетном классе.

К концу первого сезона, 23 мая 1982 года, коллектив впервые показал самостоятельную программу – вечер-концерт «Душой исполненный полет ». В концерте принимало участие около 80 человек, среди них один мальчик –  Сергей Кожухарь.

Деятельность нескольких возрастных групп требовало от руководителей максимального напряжения энергии, воли, творческих сил. Занятия проводились три раза в неделю (в старшей четыре раза) да, кроме того, четыре общих репетиции. В младших группах занятия проводились в две смены, можно представить себе, насколько уплотненным был рабочий график Орловых!

С этого сезона началась напряженная концертная деятельность коллектива: после успешного первого выступления на сцене ансамбль принял участие еще в семи концертах Дворца Культуры.

На следующий год в коллективе насчитывалось уже 180 человек, из них 24 мальчика.

 

Творческая деятельность «Солнечных бликов» в 1983 году

 

С января 1983 года ансамбль приступил к разнообразным по жанру и стилю постановкам, новым концертным программам, куда включались не только произведения, ставшие классикой («Дочки-матери» В. Шаинского, «Крылатые качели», «Сорванцы» Е. Крылатова, «Школьные годы» Д. Кабалевского), но и фрагменты из балетов П. Чайковского, JI. Минкуса и других композиторов.

На базе 2 «Б» класса школы № 5 был создан коллектив-спутник. Классным руководителем, учителем была в то время Алла Дмитриевна Бут.

Она вспоминает, что эстетический класс был создан в то время, когда к ней в класс пришла дочь Орловых Светлана.

Целью Елены Петровны и Владимира Петровича Орловых было не просто научить хорошо танцевать, но и воспитать личность в ребенке: научить хорошим манерам, вежливости, общению со сверстниками и взрослыми, дать представление о добре и зле и т.д., ведь не все воспитанники Орловых мечтали связать свою дальнейшую жизнь с танцем. В архивах нашего музея читаем: «По небольшому опыту работы с первым выпуском этого класса можно с уверенностью сказать, что на детей, занимающихся хореографией, это оказывает положительное воздействие. Учителя отмечали ребят этого класса особой подтянутостью, живостью, знаниями музыки».

18 февраля в статье «Счастливый дар детства» было отмечено, что в ансамбле уже занимается 200 детей. Программа концерта по сравнению с творческим отчетным концертом 1982 года была значительно обновлена. Появились «Ноктюрн» Ф. Шопена, фрагмент из балета П.И. Чайковского

Щелкунчик», танец на музыку Е. Крылатова «Сорванцы», выходная вариация Китри из балета «Дон Кихот, шуточная хореографическая картинка «Дочки-матери» В.Шаинского» и Па-де-де из балета Б. Асафьева «Пламя Парижа». Каждый номер в концертной программе – это «незабываемый яркий праздник», как отмечалось в прессе.

В марте 1983 года ансамбль впервые принимает участие в областном смотре самодеятельного художественного творчества, который состоялся в городе Братске. За высокий исполнительский уровень в концертных номерах: «Солнечные блики», «Ноктюрн», «Сорванцы», «Крылатые качели»,  эстетическое воспитание подрастающего поколения коллектив был отмечен дипломом.

В январе этого же года ансамбль приступил к постановке первого балета на музыку Ж. Колодуба «Дюймовочка». Уже в феврале «основная работа над спектаклем была закончена, шлифуются отдельные сцены, много работы с исполнителями сольных партий», – отмечала Елена Петровна.

Новая работа Орловых была представлена на сцене в июне, о ней писали: «Зритель видел упоение танцем, глубокое проникновение в музыку. Очарованные сказкой, они очаровали зал». В постановке участвовало 102 исполнителя (младшие и средние группы ансамбля). Впервые вышли на сцену ученики подготовительной группы – коллектива-спутника 2 «Б» класса нашей школы.

19 декабря был дан большой концерт с постановкой этого балета, вырученные средства были перечислены в Фонд мира. В этом же году «Солнечные блики» приступили к постановке балета «Шопениана» (старшая группа).

 

Творческая деятельность «Солнечных бликов» в 1984 году

 

Начало 1984 года застало коллектив ансамбля в областном центре – г. Иркутске. Здесь он принимает участие в концерте для делегатов областной партийной конференции. Этот концерт стал первым этапом Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества, посвященного 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Солисты ансамбля Ольга Полякова и Сергей Свинцыцкий с блеском исполнили адажио из балета «Щелкунчик», танцорам аккомпанировал симфонический оркестр Иркутской филармонии (дирижер П. Грибанов).

С 24 по 28 марта в весенние каникулы ансамбль участвует во Всесоюзной неделе «Искусство – детям » и совершает гастроли по городам области (Иркутск, Шелехов, Усолье-Сибирское, Ангарск, Братск). Сама Елена Петровна рассказывала об этом событии так: «Мы получили приглашение облсовпрофа и Дома художественной самодеятельности участвовать во Всесоюзной неделе «Искусство – детям». Ансамбль выступил в Иркутске, Ангарске, Шелехове, Усолье-Сибирском, Братске. Очень трудным для ребят был самый первый концерт.

Представьте только: день мы в дороге. Прилетели в Иркутск к 6 часам вечера, как раз на это время и был назначен концерт. Ребятишки устали, многих качало в самолете. Спрашиваю: «Отложим назавтра выступление?» В ответ слышу: «Что вы, Елена Петровна, еще без одной минуты шесть, успеем».

Зрителям были показаны балет «Дюймовочка», следующие концертные номера: Па-де-де из балета «Пламя Парижа» Б. Асафьева, «Седьмой вальс» Ф. Шопена», Адажио из Щелкунчика» и другие. Самым запоминающимся был концерт в Ангарске. «Зал на тысячу мест был переполнен, зрители стояли в проходах и у стен. Пришли многие руководители предприятий, партийные и комсомольские работники. Каждый номер заканчивался аплодисментами, многие номера танцевали «на бис». Вся композиция «Родина моя» шла под овации зала. После всех концертов зрители задавали много вопросов, подчас курьезных. Кто-то пытался уличить нас, мол, вы работаете семь лет, а не два года.

Другие не верили, что у наших взрослых солистов нет специального хореографического образования. Мы рассказывали, доказывали», - вспоминала Елена Петровна.

На гастролях было порой очень тяжело. Но юные артисты выдерживали все трудности.

Ирина Юрьевна Жилкина-Маловинская вспоминает: «Иногда в день было по три концерта. Утомительны для нас оказались съемки на телевидении, чаще они начинались в конце гастролей, когда все ребята были очень уставшими». А в интервью, взятом у Елены Петровны, о том, как дети справляются с нагрузкой, она отвечала: «Они просто молодцы. Однажды после концерта я решила провести со старшей группой репетицию новой программы. Ребята согласились, и мы хорошо поработали. А на другой день выяснилось, что репетиция закончилась в два часа ночи. Мои часы остановились, и никто не вспомнил, что пора спать. Малыши ни разу не пожаловались на усталость, даже занемогшие от дороги держались стойко и танцевали с улыбкой. Все вели себя дисциплинированно. Старшие следили за маленькими, помогали им. Три мамы, директор и художественный руководитель Дворца культуры Энергетиков сопровождали ансамбль. Конечно, хлопот было много. Но ребята нас не подвели, дисциплина была крепкая. И все мы очень довольны поездкой. Сейчас уже усталость и забывается».

Сразу после приезда из Иркутска Орловы начали репетировать одноактный балет «Шопениана», симфоническую поэму «Весна», посвященную 40-летию Победы и новые концертные номера.

28 мая во второй день творческого отчета состоялась премьера балета «Шопениана», новой концертной программы, посвященной 40-летию Победы, которую открыли одноактным балетом «Весна». И снова восторженные отклики в прессе: «Премьера балета «Шопениана» подарила усть-илимцам еще одну восхитительную встречу с искусством жизнеутверждающим, успевающим красоту души, вселяющим веру в безграничные возможности человека-творца. Балет «Весна» – это гимн мирной жизни, дарующей молодым счастье и созидательный труд. Исполнители главных партий – Светлана Прытысюк и Сергей Свинцыцкий мастерски справились с весьма сложным хореографическим рисунком танца. Им, познавшим горе войны лишь по книгам и фильмам, оказались по силам и психологическая глубина создаваемых образов, и поэтизация бессмертного подвига». На этом вечере произошло и открытие новых имен: «Чудесным открытием вечера стало имя Лены Третьяковой. 16-летняя школьница исполнила сольную партию в «Шопениане», вальс Штрауса «Первое свидание», «Танец маленьких лебедей».

Нежное обаяние юности, искренность, отличные природные данные, плюс необыкновенная работоспособность, полная самоотдача на репетиции, и вот заслуженная награда – зрительское признание».

Юрий Тихонович Порохницкий, бывший тогда зав. отделом межсоюзного Дома самодеятельного творчества, дал высокую оценку «Солнечным бликам»: «Я побывал не нескольких репетициях и в классе, и на сцене Дворца. Глядя на счастливые лица ребят, я переживал чувство радости за юных танцовщиков и бесконечно благодарен их руководителям. Последние работы ансамбля – это свидетельство растущего мастерства и большого таланта». По словам Ирины Юрьевны Жилкиной-Маловинской, Юрий Тихонович всегда помогал и поддерживал коллектив «Солнечные блики» в его начинаниях.

В сентябре 1984 года коллектив балетной студии приступил к 4-му творческому сезону. В отчете за этот год я нашла такую запись: «Свою работу коллектив начал с восстановления балета «Весна» на музыку Д. Кабалевского, «Шопениана», концертных номеров: «Родина моя» Д. Тухманова, «Сорванцы» и «Крылатые качели» Е. Крылатова, Финал из балета «Дюймовочка» Ж. Колодуб, «Сколько нас» О. Хромушина, Вальс из «Спящей красавицы» П. И. Чайковского, Па-де-де из балета «Жизель» Адан, «Вальс» И. Штрауса.

В этот же период была начата работа над балетом «Мальчиш-Кибальчиш» Клары Кацман.

Балет был поставлен в кратчайшие сроки: с октября по декабрь 1984 года с мужским составом ансамбля всех возрастных групп (с 6 по 15 лет).

Для написания клавира В. П. Орлов был командирован в Свердловск для встречи с композитором Кларой Кацман, которая помогла составить клавир балета. Иркутские художники написали декорацию.

В ателье города частично были изготовлены костюмы. Остальные костюмы и часть бутафории (клинки, ордена, каски) были изготовлены руками ребят и руководителей. Во время постановки балета велась большая учебно-воспитательная работа, начиная с организационного периода, был заведен журнал только на ребят.

Организован Совет мальчишек, в состав которого вошли наиболее активные ребята, которые способны вести за собой. Они помогали на протяжении всего года поддерживать посещаемость, дисциплину. Так как этот балет посвящался 40-летию Победы над Германией, то само участие в нем заставляло со всей серьезностью подходить к ней. Проводились беседы на военные темы, героизма советских людей и т.д. Все это помогало ребятам не только в воспитательном значении, оно помогало глубже понять свои роли, партии в спектакле. В это же время усилилась работа бюро коллектива, велась работа к участию коллектива во Всесоюзном фестивале самодеятельного творчества. Проводились организационные собрания, заседания бюро, нужно было рассмотреть задачи коллектива, кого-то поддержать, кому-то оказать помощь. В этом году начал работу уголок «В мире прекрасного», где ребята старшей группы писали рефераты о балете, о выдающихся исполнителях и балетмейстерах».

Из этого отчета мы видим, как тщательно готовился каждый номер, сколько сил вкладывали в постановку его руководители.

2 декабря 1984 года состоялся большой концерт II Всесоюзного фестиваля (областного показа). Из области прибыла комиссия во главе с главным балетмейстером Иркутской музыкальной комедии Катугиным Н. А. Далее в отчете хронологически воспроизводится этот день, и удивляешься тому, какой плотный график выступлений юных артистов:

«В 11 часов состоялась премьера балета «Мальчиш-Кибальчиш», в котором участвовало 55 мальчиков. А в 12 часов в сводном концерте показаны номера: «Сорванцы» и «Крылатые качели» Е. Крылатова, «Вальс из «Спящей красавицы» П. И. Чайковского, финал из «Дюймовочки», композиция Д. Тухманова «Родина моя».

В 15 часов Катугин Н. А. просмотрел урок старшей группы, а в 17 часов состоялся просмотр балета «Шопениана».

В 19.30 большой сводный концерт открылся балетом «Весна» на музыку Д. Кабалевского. Были показаны концертные номера: Па-де-де из балета «Жизелъ» А. Ш. Адана, «Вальс» И. Штрауса, «Сколько нас» О. Хромушина.

Позже в статье «Так рождаются звезды» писали: «Руководители ансамбля Елена и Владимир Орловы осуществили свою давнюю мечту – поставили балет, в котором танцуют только мальчишки.

Играя, ребята постигали не только законы танца, они учились стойкости, готовности к самопожертвованию и служению Родине. Еще мальчишки учились трудиться. Вот почему, когда занавес отделил их от зала, гремевшего аплодисментами, они первым делом спросили: «А когда  следующая репетиция?»

Катугин Н. А. отметил зрелость профессионального почерка постановщика, глубину художественного решения.

Высокая оценка была дана исполнителям ведущих партий: Елене Третьяковой, Сергею Свинцицкому, Ольге Поляковой, Ивану Каргапольцеву, Светлане Прытысюк.

Решением областного жюри ансамблю «Солнечные блики» присваивается звание лауреата Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества, посвященного 40-летию Победы в Великой Отечественной войне, а старшая группа ансамбля переводится в ранг театра балета (33 человека).

 

Творческая деятельность «Солнечных бликов» в 1985 году

 

Балет «Мальчиш-Кибальчиш» был показан на конференции учителей сразу после Нового года в Рождество.

А 21 января ансамбль в составе 110 человек выезжает в Иркутск для участия в областной профсоюзной конференции. Там же записаны и транслировались по областному телевидению балеты «Мальчиши-Кибальчиши» и «Шопениана».

Для жителей Иркутска был дан концерт в двух отделениях: балет «Мальчиш-Кибальчиш» и концертная программа.

«Солнечные блики» становятся популярными, их часто приглашают на различные мероприятия: Дни Гайдара, Всей семьей в ДК, Торжественное собрание к 23 февраля, День выборов, Международный день 8 марта, Открытие Недели Книги, Торжественное собрание к 1 мая, смотр художественной самодеятельности, концерт для ветеранов, открытие агитплощадки.

17 марта состоялся Торжественный вечер-концерт, посвященный присвоению старшей группе ансамбля классического танца звания Народного театра балета. В отчетных документах пишется:

«На протяжении всего года ни на минуту не прекращалась учебная работа. В шести группах проводились три раза в неделю тренировочные уроки и 4 раза репетиции. В коллективе-спутнике 1 «Б» класса по программе историко-бытового танца с простейшими элементами классического и характерного танца в двух младших группах по программе 1-2 класса, в двух средних группах – по программе 3 класса. В народном театре балета (4 класс) количество участников насчитывалось 220, из них 70 мальчиков. В отчетный период прошло 4 собрания общих и 6 заседаний бюро. 4 родительских собрания, действовал родительский комитет. С помощью родителей были созданы костюмы к новой программе, оформлена, изготовлена костюмерная».

В газете «Восточно-Сибирская правда» отмечалось: «До позднего вечера из окон балетного класса ДК раздаются звуки бессмертных мелодий Чайковского, Делиба, Хачатуряна, Прокофьева, Адана, Свиридова, Дунаевского... Открывать человеческое в человеке, обогащать его внутренний мир подлинным искусством – к этому стремятся руководители самодеятельного коллектива классического танца «Солнечные блики». 5 мая новоиспеченные лауреаты дали большой концерт.

5-6 июня в конце творческого сезона коллектив показал два отчетных концерта, на одном из них была премьера нескольких концертных номеров и второго акта балета «Жизель». В итоговом отчете есть запись, сделанная Орловыми: «На этом концерте областной комиссией в составе директора межсоюзного дома самодеятельности Г. А. Березина и зав. отделом по внешкольной работе Порохницким Ю. Т. были вручены дипломы лауреатов Всесоюзного смотра, посвященного 40-летию со дня Победы и диплом Большого театра СССР за активное участие в пропаганде отечественной классики, Дипломы лауреатов вручены: Орловым, солистам Сергею Свинцыцкому, Ольге Поляковой, Елене Третьяковой, Ивану Каргопольцеву, Светлане Прытысюк. Знаки и удостоверения – еще 35 участникам.

На итоговом собрании коллектива были отмечены грамотами и дипломами за помощь и участие за 4 года: председатель родительского комитета (ныне и костюмер ансамбля) B. Г. Роговова, знаком и удостоверением лауреата – Н. Г. Муравьева – бессменный концертмейстер ансамбля, члены родительского комитета Владимирова В. Н., Башун Е. Е., Андреева Г. И. – грамотами. Также было отмечено успешное выступление и отличное окончание 8-го класса председателя бюро Е. Третьяковой, сольное выступление в новой партии Мирты – C. Прытысюк, выступление С. Свинцыцкого, Ольги Поляковой, Оксаны Михеевой, В. Телятникова (исп. танго), Татьяны Свинцыцкой, Наташи Андреевой, Саши Фахретдинова, Лени Трухова и многих других».

Здесь же были отмечены достижения «Солнечных бликов»: «Всего обслужено зрителей в 39 концертах более 14 тысяч человек. За творческий сезон получили следующие грамоты и дипломы:

• Большая медаль и диплом лауреата Всесоюзного самодеятельного творчества, посвященного 40-летию Победы.

• Диплом Большого театра СССР.

• Дипломы лауреатов областного показа.

• Почетная грамота облсовпрофа.

• Почетная грамота горисполкома Усть-Илимска.

• Диплом Иркутского межсоюзного дома самодеятельности.

• Почетные знаки ВЦСПС за достижения в самодеятельном искусстве (руководителей)

• Диплом свидетельства за звание Народного театра балета.

• Грамота горкома комсомола.

• Грамоты ДК имени Наймушина.

Поистине «звездный» творческий год! Репертуар народного театра балета постоянно обновлялся.

Велась подготовка к постановке балета «Легенда Усть-Илима» (позже было дано название «Таежный ноктюрн»), посвященного подвигу первопроходцев и строителей нашего молодого города.

Уже в следующий творческий сезон театр балета дает многочисленные концерты не только в городе, но и в селах Усть-Илимского района: Невоне, Подъеланке.

 

Творческая деятельность «Солнечных бликов» в 1986 году

 

Мысль о постановке спектакля, посвященного стройке у Толстого мыса, возникла в 1984 году.

Еще свежи были в памяти усть-илимцев первые десанты, перекрытие Ангары, горячие дни большого бетона, встречи и совместная работа интернациональных отрядов из Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши и, наконец, торжественный митинг пуска Усть-Илимской ГЭС. Воплотить все это на сцене и выразить в музыке, поэзии танца стало заветной мечтой Елены и Владимира Орловых.

Переписка с композитором Александрой Пахмутовой увенчалась успехом. Композитор дала согласие использовать мелодии ее песен о Сибири.

Началась кропотливая работа. Под аккомпанемент фортепиано, за который каждый вечер садилась концертмейстер Наталья Муравьева, рождались фрагменты нового балета, который, как уже сказано было выше, вначале назвали «Легендой Усть-Илима». И, когда балет состоялся, возникла мысль, что не следует привязывать его название к конкретной географической точке. Отсюда и второе заглавное название балета – «Таежный ноктюрн».

В конце февраля состоялась премьера спектакля. 1 марта в газете «Усть-Илимская правда» появилась рецензия «Подарок съезду», написанная постоянным комментатором творчества «Солнечных бликов» и журналистом Т. И. Гриценко.

«Спектакль удался, – пишет она. – В нем все радует. Сценические решения эпизодов интересны и точны. Образы Ангары (Лена Третьякова, школьница) и Юноши (Сергей Свинцицкий, работник ДК) художественно выразительны. Их воплощение потребовало от исполнителей высокого хореографического мастерства и драматического проникновения в характеры героев. Рядом с темой стройки – столь характерная для нашего города тема интернациональной дружбы. Финал спектакля – это гимн будущему. Появление на сцене ребят из младшей и средней групп ансамбля символизирует эстафету подвига первостроителей.

Юным продолжать летопись трудовых свершений Усть-Илима, дарить на память новые города. Спектакль «Таежный ноктюрн» явился отличным подарком XXVII съезду КПСС. Он посвящен также 10-летию комсомольской строительной организации г. Усть-Илимска».

В июне народный театр балета и ансамбль классического танца «Солнечные блики» удостоены звания лауреата премии Иркутского комсомола имени И. Уткина. Решением собрания коллектива премия, а также сборы от состоявшегося в июне концерта перечислены в фонд помощи пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.

В 80-е годы ансамбль много ездит на гастроли: Москва, Ленинград, Казахстан, Украина. Навсегда останутся в памяти встречи с А. Пахмутовой и Н. Добронравовым в Москве, которые, по словам Ирины Юрьевны Жилкиной-Маловинской, дали высокую оценку выступлениям ансамбля. Нередко в эти годы публикуются восторженные статьи в газетах «Саянские зори», «Красноярский рабочий», «Комсомольская правда». Елена Владимировна Третьякова и Ирина Юрьевна Жилкина-Маловинская вспоминают, что после одной из публикаций девчонок просто завалили письмами.

После 17 лет успешной работы на сцене Усть-Илимского ДК имени И. И. Наймушина Елена Петровна и Владимир Петрович покидают город: начались годы перестройки, и выживать в таких условиях стало невозможным. Но фундамент любви к классическому искусству в городе был ими заложен.

 

Возьми театр в наследство!

 

После отъезда руководителей «Солнечные блики» продолжали свою сценическую деятельность.

Сначала «взяла в наследство» театр их дочь Светлана и успешно продолжала дело родителей в течение нескольких лет. Затем вернулся Владимир Петрович и работал в театре на протяжении некоторого времени. Был дан большой концерт с участием выпускников старшего и уже нового поколения.

Он получил восторженные отзывы зрителей. А сейчас театром руководит бывшая выпускница студии Надежда Александровна Белокопытова.

Мечтают вернуться в театр выпускники балетной студии, как, например, Ирина Юрьевна Жилкина-Маловинская. Свет «Солнечных бликов» продолжает светить. Конечно, благодаря его успеху в городе появились хореографические коллективы, во главе которых нередко стоят выпускники Орловых. Все они отмечают влияние на их жизнь и судьбу театра балета. Так, руководят хореографическими коллективами бывшие «звездочки» студии: Елена Владимировна Третьякова, Ирина Юрьевна Жилкина-Маловинская, Оксана Николаевна Михеева-Якушева, Лидия Дмитриевна Зубарева-Казакова. Танцуют на сценах российских театров Александр Романенко и Владимир Телятников.

Некоторые солисты театра продолжают дело Орловых за границей: уехали в Италию и там успешно работают Екатерина Волошина и Екатерина Осипова, после окончания Английской балетной школы работает в Гранд-Опере сын Орловых Петр.

Елена Петровна живет и работает в Москве, у нее своя студия и новые «звездочки». В подмосковном городе Железнодорожном живет дочь Светлана, она также продолжает дело своих родителей.

И даже те, кто не связал свою жизнь с балетом, навсегда хранит в памяти годы, проведенные в «Солнечных бликах». Так, Олеся Витальевна Зенькова, учитель рисования, и Татьяна Анатольевна Иващенко, учитель начальной школы нашей школы, бережно хранят фотографии тех далеких лет пребывания их на сцене и с теплотой отзываются о своих руководителях: «Солнечные блики», несомненно, оставили свой «звездный след» не только в истории нашего города, и в этом заслуга Владимира Петровича и Елены Петровны Орловых. Они воспитали в нас настоящую любовь к искусству, которую мы пытаемся передать нашим детям и ученикам».

      Калачева,  В. И.  Звездный след «Солнечных бликов» / Виктория Игоревна Калачева // Городская конференция поисково-исследовательской деятельности школьников  «Усть-Илим, твои ветры в дорогу зовут». – Педагогический вестник. – 2008. – № 22.