Лаур Валерий и Маргарита

След, оставленный художником

Переступив порог детской библиотеки, я невольно остановилась. Со стены на меня смотрели Пушкин, Блок и Лермонтов – в щегольских, осовремененных костюмах, дерзкие, уверенные в себе. Красивые … Конечно, в реальности они не были такими, но так их написал местный художник, не  испугавшись своего видения. А кто он – этот творец?

Поставив перед собой этот вопрос, я начала интересоваться этим все больше и больше. Оказалось, что это прекраснейший художник-монументалист – Валерий Александрович Лаур.

С его именем в моем городе связано очень многое. В свое время Валерий Александрович Лаур оформлял несколько городских объектов: Дом быта «Радуга», детские сады, ресторан «Усть-Илим», библиотеки города, центральную аптеку, книжный магазин «Современник», а самое интересное – он автор герба нашего города. Кто он такой? Чем сейчас занят? В каком русле развивается его творчество? На эти вопросы я хотела бы ответить, начиная свою исследовательскую работу по его творчеству. В ходе работы я изучила статьи из газет, хранящихся в архивах библиотек и Краеведческого музея. Встретилась с работником выставочного зала города Е.А. Гуляевой. А выяснив, что художник не проживает в нашем городе (во время перестройки он уехал на свою родину в Таллин), связалась с ним по телефону и продолжала общение с Валерием Александровичем через Интернет. Некоторые материалы были взяты из эстонских газет в Интернете.

 Творческий дуэт

В ходе работы я поняла, что имя Валерия Александровича, его творчество неразрывно связано с жизнью его жены и соратницы Маргариты Андреевны Лаур.

М.А. Лаур после окончания факультета интерьера Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной несколько лет работала в проектных организациях города Ленинграда, потом был Братск, и, наконец, Усть-Илимск: сначала архитектурный отдел горисполкома, потом преподавание в детской художественной школе №2. Одна из ее крупных работ – проект, по которому выстроен Памятный знак в честь 40-летия Победы советского народа над фашизмом в Усть-Илимске.

У Валерия Александровича путь в Усть-Илимск примерно тот же, только не из Ленинграда, а из Таллина. Там он окончил Государственный художественный институт Эстонской ССР. Позднее Валерий Александрович работал в Братском художественном фонде. Стал членом Союза художников СССР.

«Они встретились в 1977 году, когда обоим было около 30, уже познав в жизни и любовь, и разочарования. Маргарита в ту пору была главным художником Братска, человеком оседлым, государственным. С бородищей, власами по плечи, странствующий живописец Лаур показался ей похожим на семинариста. В нем чувствовались широта натуры и расточительность, требовавшая укорота.

В Усть-Илимск они «бежали» от прежней, розной жизни. Город сулил не только семейный очаг, но и неограниченные заказы, чего, например, не мог дать художнику-монументалисту тот же Таллин. Обоим было что тратить. «Максималисты прибыли одухотворять «белый» город».

Художники-монументалисты в «белом» городе

Творческая биография началась в Усть-Илимске. Он успел немало сделать для нашего города. Особенно впечатляют роспись Дома быта «Радуга» на темы ремесел, выполненная по периметру холла, а также в книжном магазине – на тему «Пушкин молодой».

Но, пожалуй, самая серьезная и значительная работа выполнена в ресторане «Усть-Илим». Это серия из картин «Праздник дружбы народов». Герои ее русские и болгары, немцы и венгры, поляки и румыны, те, кто плечом к плечу сооружали гигант лесохимии на Ангаре – лесопромышленный комплекс. Валерий провел большую подготовительную работу, чтобы наиболее емко и зримо передать национальные черты каждого из народов. Вся серия выполнена уверенно, на едином дыхании, что говорит о зрелом мастерстве.

Рос город  и их мастерство, уверенность в собственных силах. Но как у города, так и у них были влекущие перспективы, широкие горизонты. Они были авторами архитектурных проектов, мемориалов, въездных знаков, остановок, герба Усть-Илимска.

Герб был утвержден городским Советом народных депутатов 21 мая 1981 года. Щит герба разделен зигзагообразными красной и синей линиями по диагонали. В верхнем белом поле бабр, несущий во рту соболя. В нижнем зеленом поле эмблема СЭВ (Глобус над стрелкой; вверху написано СЭВ).

В 1983 году Валерий Александрович получил помещение для мастерской. Как написал журналист Иванов в статье «Монументалисты в «белом» городе» (1988 г.): «Ежедневно, примерно в полдень, художник делает шаг за порог квартиры. Уже многие годы он ведает одну дорогу – от дома до мастерской. Там он пишет, лепит, вырезает (Валерий редкий универсал) или мастерит что-то для дома, для семьи – все, что угодно, лишь бы только не сидеть сложа руки. И так до полуночи, если Маргарита не принесет ему обеда, он о нем и не вспомнит. В другие дни, получив заказ. художник перебирается «на жительство» в магазин или аптеку, где для посетителей он становится на недели. а то и месяцы чем-то вроде придатка стены, которую расписывает».[1]

Художники и бюрократы

Судьба некоторых произведений Маргариты и Валерия печальны. Однажды В.А. Лаур получил заказ на роспись ресторана при новой гостинице. Он позволил себе помечтать. Предложил дать заведению исконно сибирское название, например, «Бабр». Художник хотел воспроизвести на стенах ресторана исторические сюжеты в традициях древнерусского левкаса. Эта идея гармонировала с проектом интерьера В.Пламеневского. Его осадили:

«- Какой еще «Бабр»? Ресторан будет называться «Усть-Илим» и никак иначе. Рисуйте стройку СЭВ.» Что же …Утвердив эскизы в Братском художественном фонде, Валерий «переселился» в зал ресторана. Принимала работу комиссия во главе с важным в городе лицом. Судили-рядили на таком уровне:

- Скажите, художник, почему это у вас братья-демократы сидят за столом, а русский подносит им самовар? Он что, половой, что ли?

- Нет, он гостеприимный хозяин. Кому же еще подавать самовар?

Последовало отчетливое резюме:

- Стереть эту мазню!

Художник схватился за сердце. На волоске висел и его труд, и вознаграждение за него – он, между прочим, год зарплаты не получал.[2]

Только поддержка творческой общественности предотвратила приход в ресторан маляров. Монументальные росписи Лаура показывали по областному телевидению, их фотографии демонстрировались на республиканской выставке. А иные городские чиновники продолжали считать их «мазней». Похожие ситуации были и с Домом быта, когда мастеру пытались советовать чиновники какие выбирать краски. Лаур только-только нанес на  стену зеленый цвет и собирался по законам жанра накладывать на него другие. У гостей была хорошая возможность высказаться по вопросам искусства.

«- Спасибо за то, что стенку испачкали, - поджал губы корифей быта,

-У вас что, другой краски не было?

- Забелим, - успокоило его местное начальство и принялось стаскивать Лаура с лесов».

Услышав такой суд, художник вскипел, его возмущало, что искусством распоряжаются профаны. Непарламентски проводив комиссию, он принялся писать круглосуточно, торопясь, по опыту зная, что чиновники угроз на ветер не бросают.

Маргарита спроектировала въездной знак в город. Строитель – «барин» - упростил до предела его конструкцию, опримитивил шрифт, заменил материал.

Из пятнадцати предложенных ею оригинальных проектов автобусных остановок реализованы лишь четыре.

Ее мемориал павшим воинам, выросший сикось-накось на улице Мечтателей, стал «ярким» памятником строительному произволу. Два лета добровольно отдежурила Маргарита на объекте, хватая за руку «соавторов», решивших работать на сэкономленном гранитном материале. Что могла сделать архитектор-одиночка, не наделенная в исполкоме правом авторского надзора? В результате вместо торжественного, черно-бордового по цвету, мемориал получился мутно-серый. Понятно, что такие ситуации не приносили удовлетворения от работы, а только разочарование. Но сила художника состоит в том, что он не опускает руки, а продолжает творить.

Картины в интерьере

Так Александр и Маргарита находили применение своего таланта в другом проявлении. Творчество художников не ограничивается монументальными произведениями. Они авторы и живописных работ. 31 октября 1987 года, когда еще не была открыта картинная галерея, в книжном магазине «Буревестник» была организована выставка работ усть-илимских художников Маргариты и Валерия Лаур. Она называлась «Картины в интерьере». Судя по записям в книге отзывов, усть-илимцам выставка очень понравилась. Приведу лишь  некоторые: «До боли душевной хорошо.  Спасибо за встречу с красотой. Будьте всегда в нашем городе». Или вот эта: «Картины поражают светлым мироощущением и филигранной техникой исполнения. Такие прекрасные мероприятия проводятся в нашем городе крайне редко».

Экспериментальная и педагогическая деятельность

Валерия и Маргариты в Таллине

Сейчас Маргарита и Валерий живут в Таллине. От их знакомых, а позднее через Интернет я узнала о том, что их творчество приняло другое русло. Они нашли себя в педагогике. Им принадлежит детская художественная студия «5+5», которая очень популярны и известна многим. Маргарита и Валерий считают, что именно в 5-летнем возрасте происходит взрыв природных и творческих возможностей,  а в 7 лет ребенок уже безнадежно «упущен», т.к. непонятный, неразвитый, не подхваченный  вовремя, ничем не подкрепленный талант уходит. Именно поэтому студию они назвали «5+5». Психологические наблюдения за творчеством детей Маргарита и Валерий планируют напечатать в книге, над которой они работают. «Поразительно взаимопонимание между маленькими учениками и взрослыми учителями, - пишет Нелли Кузнецова в газете «Эстонская молодежь». Иногда даже кажется, что Валерий как-то неразумно расходует свои силы, время. Ведь он и сам великолепный художник, большой мастер, ему бы работать над своими картинами, на выставках их ждут, но он работает с малышами. И говорит, что оторваться от этого просто не может».

Оба они, Маргарита и Валерий, ведут огромную работу. Они не просто учат рисовать, уметь работать с красками, они создают атмосферу культуры. Они часто проводят выставки детских работ, много экспериментируют, например, проводят открытые уроки, на которых юные художники творят на глазах у зрителей. Как протекали уроки и как создавались каждый из портретов, наблюдали все желающие и «Актуальные камеры». Однажды процесс настолько захватил присутствующих, что работники галереи «Кулло» пригласили студию «5+5» выставляться здесь постоянно. Телевидение предложило провести открытый урок по созданию портрета в телевизионной студии, а Маргарита и Валерий мечтают сделать это действо традиционным для завершения учебного года. Высокую оценку получают творчество детей, педагогов. Так, например, посол Российской Федерации в Эстонии Алексей Глухов после осмотра экспозиции детских работ сказал: «Спасибо детям за их взгляд на этот непростой мир».

Сейчас при своей школе они открыли для взрослых факультет дизайна, где можно получить профессию художника-дизайнера интерьера, ландшафта и др.

Заключение

Начиная работу, я и не предполагала, что смогу столько узнать об этих замечательных людях. Меня очень удивил тот огромный вклад, который они внесли в развитие нашего города. Их творчество повлияло на оформление города, а  также на приобщение  жителей нашего города к прекрасному. Многие творения рук Лауров каждый видел не раз, но не задумывался кто Мастер. Может это как раз и есть предназначение художника, когда люди воспринимают его произведения как неотъемлемую часть своей  жизни. Эти работы несут в себе благородную энергию, заложенную художником. Глядя на них снова и снова, осознаёшь силу творчества, которая создаёт вокруг себя красоту и одухотворяет мир вокруг нас.

Оксана МИЩЕНКО, г. Усть-Илимск