Сафиулина Татьяна Геннадьевна: воспоминания Анатолия Дубаса и Ирины Летуновой

Ведь жизнь кончается внезапно...

До сих пор не верится, что ее нет. Еще совсем недавно коридоры и лестницы «художки» отзывались – то глухо, то звонко – на стук ее каблучков. Еще совсем недавно я слышала сердечное «Здравствуй, дорогая! Заходи ко мне... Чай? Кофе? Что будешь?» Тонкими, почти  прозрачными руками она на небольшом столике расставляла чайные чашки, наполняла их кипятком. А потом, шурша конфетным фантиком, делилась планами на февраль, март, апрель, май... на лето, на осень... «Бери, бери конфеты! Я? Нет-нет, уже не хочется. Стараюсь выпечки побольше есть... Хоть немного хочу поправиться, да что-то никак не получается», – она, похоже, стеснялась своей худобы, но говорила об этом без кокетства, а просто, по-будничному.

9 марта не стало Татьяны Геннадьевны Сафиулиной. Ушел из жизни человек, которого в городе знали многие. Заместитель председателя профкома УИ ЛПК в 80-х г.г. прошлого века. Начальник управления культуры администрации города Усть-Илимска в 1990-2011 г.г. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Почетный гражданин города Усть-Илимска. Но главное – просто хороший человек. Ушла тихо, мгновенно. И до обидного рано.

Думаю, что масштаб личности Татьяны Сафиулиной городу еще предстоит осознать. Как и масштаб потери. Она практически создала его культурное пространство – и это не преувеличение. Конечно, работала она не одна, конечно, всё создавалось командой. Но ни одна команда не добьется успеха, не имея тактики. А тактика невозможна без стратегии. Стратегией же занималась Сафиулина, хотя ей это слово совершенно не подходит, не к лицу оно ей, что ли... Когда подавляющее большинство думало о хлебе, она думала – нет, не о зрелищах – о пище духовной. Ведь тяжелые годы когда-то пройдут, голодные станут сытыми. А что же дальше? В даль будущего и смотрела Сафиулина. Что она там видела?

В 1991 году, практически через полгода после назначения Татьяны Сафиулиной заведующей отделом культуры, появилась первая программа развития культурной сферы города. «У нас в городе должны быть музей, выставочный зал, парк, профессиональный театр...», – сказала она тогда в интервью одной из городских газет. А дальше... Во времена всеобщего бартера, неплатежей и взаимных долгов в Усть-Илимске с завидной регулярностью стали появляться новые, с чистого листа, учреждения культуры. В 1992 году – школа народных ремесел, мастера которой бережно передают традиции народного творчества следующим поколениям. В 1993 году – краеведческий музей, «хранитель» и «летописец» истории малой Родины и личных историй людей, её создающих. В 1994 году – выставочный зал, который в 1995 стал картинной галереей, а ведь это площадка для диалога Художника и Зрителя... В 2000 году – Театр драмы и комедии, – могли ли мы когда-то представить, что он у нас будет, профессиональный, настоящий? Отдельно каждое из них – учреждение культуры. А все вместе – культурное пространство, вне которого человек превращается в Маугли.

Вспоминаю рассказ Татьяны Геннадьевны о создании нашего краеведческого музея... «Это была моя мечта. Многие меня просто не понимали! «Город еще такой молодой, зачем музей?» – недоумевали они. На что я отвечала, что с музеем мы уже опоздали, многое уже утеряно. Вот был на Усть-Илимском ЛПК музей трудовой славы. А пошла реорганизация предприятия, и музей стал не нужен. Нам в итоге удалось собрать лишь уцелевшие экспонаты...»

Поражала её память. Рассказывая об истории города, о становлении и развитии его учреждений культуры, Татьяна Геннадьевна обычно без запинки называла годы, имена людей, имевших непосредственное отношение к событиям. И не просто имена. Она могла подробно рассказать, как и чем поучаствовал человек при решении какого-то вопроса. Она вообще очень бережно относилась к людям, храня в памяти массу деталей, и всегда пользовалась возможностью сказать о ком-то добрые слова... Но сегодня добрые слова звучат в память о самой Татьяне Геннадьевне. Звучат от тех, с кем она вместе создавала то, что мы и называем сегодня культурным пространством Усть-Илимска.

Анатолий Дубас с Татьяной Геннадьевной Сафиулиной знаком со времени её работы в профкоме УИ ЛПК. Став мэром города (1990-1997 гг.), Анатолий Анатольевич пригласил Сафиулину возглавить отдел культуры администрации города...

– Время тогда было сложное, в государстве менялась не только система уп­равления, но и модель экономики, общественных отношений... А тут еще новый мэр, молодой, никому неизвестный. В общем, половина работников «старого» исполкома просто разбежалась. Уехала из города и заведующая отделом культуры... Татьяна Геннадьевна согласилась возглавить отдел, – вспоминает Анатолий Анатольевич. – Первое мое впечатление о ней? Маленькая, хрупкая женщина, очень красивая, деликатная, спокойная... Я, помню, даже подумал: «Наверное, сложно ей будет разбираться со всей этой системой». Скажу честно, впечатление готового руководителя она не произвела. Но когда работа началась, практически сразу стал очевиден её профессионализм, сразу стало понятно, что в культуре она – человек не случайный, что дело свое знает. Она знала, с чем работает, как с этим управляться. Дальше – больше. Вижу – у неё хорошая хватка руководителя, или, как сейчас сказали бы, чисто менеджерский подход к решению задач. Она берется за вопрос – она и решает его: поэтапно, от начала и до конца. Не сама – так контролирует. Потом вижу, что она в полной мере обладает такими необходимыми для руководителя качествами, как настойчивость, целеустремленность. Не отнимешь у неё и дипломатичность – прежде чем решить какой-то важный вопрос, она прежде всегда зондировала почву –  насколько это возможно, от кого и что зависит. Не шла напролом. И в итоге у неё всё получалось. Вот пример. Закрывается на левом берегу, на «деревяшках» детсад. А мы с ней к тому моменту давно обсуждаем создание школы народных ремёсел. В городе работало немало интересных мастеров, Татьяна Геннадьевна и предложила: «Почему бы их всех не объединить?» Чтобы традиции сохранять и развивать, чтобы знания и навыки мастера могли передавать подрастающему поколению. «Почему нет?» – говорю. Все, школа создана. Но не было помещения... И тут – детсад. Сафиулина – сразу ко мне. А вокруг этого садика уже роилась туча бизнесменов, предпринимателей – кто-то хочет магазин там сделать, кто-то – офис. Конечно, я Татьяну Геннадьевну поддержал, хоть и пришлось потом отбиваться от всех претендентов на то помещение. Прошло время... И снова Сафиулина ко мне: «Анатолий Анатольевич, в школу ремесел нужны станки, обору­дование...» Так вот, поэтапно, кстати, она решала многие задачи. И всегда кон­тролировала, как продвигается дело. А станки мы в итоге поставили.

Краеведческий музей... О нем мы с ней очень много говорили. Это была её идея фикс: сохранить историю города. Во многих школах города тогда были свои музейчики, у «Братскгэссгроя» был свой музей, архивы были у Усть-Илимского ЛПК... Время было нелегкое, всё рушилось. И мы оба понимали, что музей городу нужен! Но не было помещения. И Татьяна Геннадьевна очень при­стально следила за городскими событиями. Как-то прибегает ко мне: «ЖКХ здание строит... Надо его бы под музей...» «Да представляете, какой будет бой?!» – говорю. Но ведь она настойчива! В итоге, после долгих переговоров с директором МУП «УИ ЖКХ» Анатолием Юнцевым вопрос решили. И Татьяна Геннадьевна продолжила пополнять сферу культуры новыми учреждениями. Можете представить, как это было тогда, в 90-е... Картинная галерея ведь тоже её детище. В Усть-Илимске на тот момент было много хороших художников, но выставлялись они где придется... И каждый раз на такой минивыставке заместитель мэра по культуре тихонько так, задумчиво, как бы мимоходом мне бросала: «Анатолий Анатольевич, выставочный зал бы нам сделать...» Тут я бы отметил еще одно ценное качество Татьяны Геннадьевны: она не только озвучивала проблему, она также всегда предлагала её решение. Так она предложила под выставочный зал, с которого и началась городская картинная галерея, часть помещения в магазине «Буревестник». Правда, через некоторое время мой зам положила глаз на помещение под «Горизонтом»  –  там тогда был комиссионный магазин. Татьяна Геннадьевна настаивала на расширении картинной галереи. Надо ли говорить, что предприниматель – владелец «комиссионки» сопротивлялся? Но мы с ним все-таки договорились.

Потом были и музыкальные, и художественные школы... Нам вдвоем пришлось отбивать у «Иркутскэнерго» здания ДК им. Наймушина, школы искусств №1 – за них энергетики, избавлявшиеся от «социального балласта» хотели денег, много денег... Однако, при необходимости Татьяна Сафиулина могла жестко разговаривать. Это было диссонансом – такая маленькая, хрупкая женщина – и жесткий разговор. Но такое бывало. И это тоже – Татьяна Сафиулина. А еще она была бесконечно творческим человеком, с хорошим чувством юмора, иронии и самоиронии. Я вспоминаю, как она играла на гитаре на праздниках, которые мы отмечали коллективом администрации. Заслушаешься...

Почти 7,5 лет были мы с Татьяной Геннадьевной в одной команде. С ней было комфортно работать. Всю свою энергию она направляла на созидание, и делала все не из тщеславия, а потому что так было надо. И она могла кого угодно убедить, что так надо!

Смерть Татьяны Геннадьевны – большая потеря для города. Огромная! В свое время некоторые не поняли её уход с поста начальника управления культуры в школу ремесел на должность заведующей экспозицией. А я думаю, что она сделала то, что хотела. Как человек творческий, там она реализовала свои задумки, планы, которые не могла реализовать, будучи в роли начальника. Однако этот окончательный уход многие её планы перечеркнул...

Начальник Управления культуры администрации города Ирина Летунова с Татьяной Сафиулиной работала рука об руку более тридцати лет...

– Я вышла на работу в январе 1981 года, мне было 20 лет. Татьяна Геннадьевна приехала в Усть-Илимск в октябре 1981 года, ей было 28. С этого момента мы всегда были вместе, – рассказывает Ирина Сергеевна.  – Она приехала уже состоявшимся высококласс­ным специалистом, профессионалом. Я – начинающий работник культуры, вчерашняя студентка. Мне безумно, безум­но повезло, что я оказалась рядом с Татьяной Геннадьевной! Взяв в первый же момент мою руку в свои руки, за 33 года она ни разу ее не выпустила... Она меня просто вела по этой жизни. Сказать одним словом, что за отношения у нас были, невозможно. С самого начала было какое-то удивительное доверие – и не только в рабочих моментах, но и в личных. Она доверяла мне сидеть со своим маленьким сыном, когда сама проводила мероприятия. Сегодня я понимаю, что она мне просто безгранично доверяла...

Я не могу сказать, что мы были под­ругами... Нет, для меня она была гораздо больши – старшим товарищем. Работать с ней было легко. Я могла с ней не соглашаться, мы могли принимать каждый свое решение, но это было безумно важно для нас – обменяться мнениями. И разница во мнениях никак не влияла на наши взаимоотношения – рабочие и личные. Повторюсь, мы не были подругами в привычном смысле этого слова. Но мы всегда были в курсе дел друг друга, сопереживали друг другу, помогали... Например, она первая узнала, что у меня будет ребенок... Как руководитель она создала не просто систему управления, она создала свою школу. Подобрала команду, выстроила систему. И сегодня команда меняется, а система остается и работает. И она действительно создала единое куль­турное пространство города – учреждения культуры в Усть-Илимске не живут своей, отдельной жизнью, они все – в системе, они связаны между собой.

Для меня Татьяна Геннадьевна – образец честности и порядочности. Мы всегда с ней были предельно честны. Она не была чиновником, она была искренней в отношениях со всеми, никогда ни с кем не заигрывала. От нее всегда шло тепло. Безумно сильный человек. Человек, который умел любить, умел прощать, не позволял себе тратить жизнь на обиды. Это дар, он не каждому дан... И вместе с тем, человек удивительно ранимый. Мне кажется, она очень боялась быть лишней. Вместе с тем Татьяна Геннадьевна была очень внимательная к людям, всегда, не задумываясь, приходила на помощь, всегда оказывалась в нужный момент именно там, где была больше всего нужна. Не помню, чтобы она кого-то судила. Наоборот, в каждом человеке она находила только ему присущее качество и выделяла его. И еще – она умела быть благодарной и помнила всех, кто когда-то помог. Она была маленькой, но очень, очень большой!

К уходу из управления культуры Татьяна Геннадьевна готовилась... Осознанно, поставив себе срок. Но посмотрите, сколько она в школе народных ремесел успела сделать! В 2013 году организовала выпуск видеодиска «Усть-Илим – ты мой дом». В 2014 году создала коллектив «Мастера Илима», объединивший мастеров декоративно­-прикладного искусства из города и района. Коллектив, которому присвоено почетное звание «Народный». Программу «Город Мастеров» создала тоже она. Мы знаем своих мастеров, но им необходима поддержка. Проведение ярмарок- продаж, координирование их работы, участие в выставках... она вывела наших мастеров не только из их мастерских, она вывела их за границы города! Это она придумала выставку, которая буквально недавно отработала в области... И делала она это все не для того, чтобы получить чье-то одобрение. Татьяна Геннадьевна действительно очень любила наш город и людей и де­лала все из любви.

Виктория Галиулина

Дубас, А. Ведь жизнь кончается внезапно... / Анатолий Дубас, Ирина Летунова; подготовила Виктория Галиулина // Вестник Усть-Илимского ЛПК. – 2015. – 20 марта (№ 18). – С. 6 : фот.