СтатьяУсть-Илим рождался с песней

Усть-Илим рождался с песней

М.С. Федотова

Воспоминания М. С. Федотовой, заведующей отделом культуры города Усть-Илимска с 1974 по 1985 годы из книги: Культура и время.  Усть-Илимск/ [авт. предисл. Т. Г. Сафиулина ; авт. фото Е. Лобанов, П. Чмыхов, Е. Курило. - Иркутск : б. и., 2008.

СКОРО Усть-Илимск отметит свое тридцатипятилетие… Ровесники города стали уже не только зрелыми людьми, но и гражданами совсем другой страны – так много изменений произошло за эти годы в нашей жизни. Однако все, чья молодость связана с Усть-Илимом семидесятых и кто во времена перестройки был уже вдали от этих мест, сохранили в памяти Усть-Илим как песню, как прекрасную песню Александры Николаевны Пахмутовой.

Какие бы события не вспоминались из той усть-илимской жизни - все они связаны с удивительными людьми, имена которых уже стали символами семидесятых. И первое из имен - Фред Юсфин. Все, кто строил Братск, скажут, что этот человек - легенда Братска. Однако первый культурный десант организовал  именно Фред. Тогда еще не в город, а в поселок Усть-Илим по Ангаре вместе с блестящей командой, в составе которой были Александра Пахмутова, Николай Добронравов и Иосиф Кобзон, он привез первое пианино.

Совсем недавно в Москве на юбилее Фреда, почетным гостем которого и, как всегда, тамадой большого застолья московских сибиряков был Иосиф Давидович Кобзон, Фред вспоминал об одной из остановок во время этого путешествия. Тогда о концерте попросили не совсем обычные зрители. Это были заключенные. Концерт без всяких сомнений было решено дать, и после коротких сборов все увидели Кобзона в великолепном концертном костюме, как на столичной сцене. У артиста ни на минуту не возникло сомнения в том, что это может быть иначе - он выходил  к  зрителю, и не важно, где это происходило. Чувство высокой профессиональной ответственности было характерной чертой людей, строивших Усть-Илим, и  тех, кто строил его культуру.

УСТЬ-ИЛИМ был Всесоюзной комсомольской стройкой. В строительстве ЛПК участвовали рабочие отряды из Болгарии, Германии, Венгрии. Это давало возможность проводить городские фестивали с привлечением интереснейших советских и зарубежных деятелей искусства и создавать уникальные самодеятельные коллективы. Многие, наверняка, помнят ансамбль русской народной песни и танца ДК «Гренада» под руководством семейной пары Владимира и Татьяны Тимофеевых.  Их коллектив был известен не только на Усть-Илиме, в том числе благодаря совместной работе с братьями Заволокиными. Все любители русской народной песни, конечно же, помнят их и как создателей телепрограммы «Играй, гармонь» на Первом.

В свою очередь специалисты музыкальных и художественных школ, городских библиотек были центральными фигурами не только на своих мероприятиях, в своих классах и аудиториях, но и в городской жизни. В то время во многих медицинских институтах существовали великолепные академические хоры. По окончании выпускники продолжали эту традицию, уезжая  в разные города по распределению. Иркутский мед не был исключением, поэтому в Иркутской области самодеятельные хоровые коллективы медиков были явлением распространенным. Одним из лучших  стал хор нашей городской больницы, руководила которым Валентина Бурнашева, преподаватель музыкальной школы №1 по классу фортепиано. О ее высочайшей профессиональной требовательности и к себе, и к ученикам ходили легенды. Результат – многие из ее учеников избрали профессию музыкантов. А те, кто выбрал другой путь, преуспели в жизни потому, что были научены работать творчески и на  результат. Эту школу отличало очень преуспевающее отделение народных струнных инструментов, благодаря которому был создан оркестр. Сильным был класс баяна. Здесь же работали супруги Фомины и Брусникины, сольные выступления которых украшали не только городские концерты.

Вторую музыкальную школу уже на правом берегу с самого нуля открывала Валентина Васильевна Красикова, преподаватель музыкальной кафедры иркутского педагогического института. Прекрасный музыкант, она взвалила на себя все организационные и хозяйственные вопросы – это был ее первый опыт. В итоге мы получили не просто замечательную школу, а центр музыкальной культуры правобережья. К этому времени относится создание классов скрипки, преподавателями которых и их учениками мы очень гордились, а также хоровое отделение, впоследствии сыгравшее очень важную роль в формировании общегородской культуры детских хоровых коллективов. 

При открытии новых учреждений культуры мы еще более требовательно подбирали для них  кадры. В город Всесоюзной стройки стремились многие, мы получали огромное количество писем, и у нас была возможность выбора. В свою очередь город брал на себя обязанности обеспечить специалистов благоустроенным жильем, построить и оборудовать сами учреждения, в чем нас очень поддерживали руководители подразделений Братскгэсстроя, ЛПК, ГЭС и прежде всего председатель горисполкома Юрий Федорович Федотов.

 С благодарностью через десятилетия вспоминаю  председателя профсоюзного комитета Александра Павловича Тарасова, для которого при всей его занятости на ЛПК не было мелочей. Если к нему обращались за помощью - он поддерживал все наши начинания, не делил, где его ведомство, а где бюджетные городские учреждения. Всегда шли навстречу руководители строительства города Яков Минеевич Плоткин, директор ГЭС  Петр Моисеевич Юсим, руководитель болгарского отряда транспортников Стефан Станев. Этот список можно продолжать - общее настроение в те времена было таковым, что каждый чувствовал себя не просто полноправным участником событий, но прежде всего ответственным за то, что создавалось для города.

ВЫСОКАЯ профессиональная планка преподавателей музыкальных и художественных школ, библиотекарей Усть-Илимска позволила нам провести интересный эксперимент в общеобразовательных школах города, вызвавший интерес в стране, - тогда об этом писали и в «Известиях», и в специальных журналах министерства культуры. Благодаря этим публикациям мы получали огромную почту с откликами, в том числе от родителей, и просьбами поделиться методикой от коллег из других городов.


Р.Филиппов, В. Козлов, Г. Михасенко на литературном вечере

Эксперимент заключался в том, что в общеобразовательную школу города пришли музыканты, художники, хореографы, работники библиотек, чтобы вести постоянные занятия с первоклассниками по специальным программам. Причем, если в художественные и музыкальные школы детей отбирали, оценивая их способности, то здесь же в нашем эксперименте мы занимались со всеми, не выделяя никого. Учитывали, что население города представляли не только кадровые рабочие и специалисты -  строители, которые с семьями переезжали со стройки на стройку, но и люди, оказавшиеся за бортом жизни, уехавшие на край света. В школах учились дети и тех, и других. Помимо социальных различий, которые, конечно же, влияют на подготовку и возможности детей, существуют и их способности, по которым, собственно и отбирают в музыкальные и художественные школы.

Эстетический всеобуч дал удивительные результаты – к концу учебного года дети не только научились прекрасно рисовать и лепить, стали постоянными читателями библиотек, умеющими выбирать книги. В классах не оказалось ребят, не способных к занятиям музыкой. По-особому формировались и отношения между детьми. Они были товарищескими, а у учительницы не было проблем с дисциплиной. Благодаря  этим дополнительным занятиям первоклассники не получали дополнительной нагрузки, их не нагружали дополнительными домашними заданиями – все происходило на занятиях. Они приобретали возможность проявить себя и, главное, поверить в свои силы, что, в свою очередь, обеспечило в классе высокий уровень успеваемости и по школьным предметам. Учитывая, что в здесь были самые разные дети, можно оценить, какую работу провели наши специалисты, тем более, что никаких пособий для этого не было, и все приходилось разрабатывать самим. Среди первых я должна назвать Ангелину Ивановну Куюкову, директора детской библиотеки, человека, удивительно чувствующего и увлекающегося всем новым и заражающего своим характером своих сотрудников. Директоров художественных школ - Геннадия Максакова и Владимира Осипова. Они открывали первые в городе художественные школы, но у них не возникало сомнений в необходимости выходящей за рамки их деятельности работы. Поэтому и дальнейшее развитие этого искусства в городе связано с их именами: первые художественные выставки, объединения художников, среди которых были уже не только преподаватели художественных. Здесь мне хотелось бы вспомнить и Володю Пламеневского, и Валерия Лаура - этот старт был дан и этими людьми.

УСТЬ-ИЛИМСКУ уделяли особое внимание творческие союзы страны. Дни литературы и искусства подарили нам замечательные события. Это были и крупномасштабные мероприятия, когда к нам выезжал в полном составе с выставками иркутский союз художников, а с литературными вечерами - известные литераторы столицы и, конечно же, Иркутска, и отдельные встречи, которые не могли не остаться в нашей памяти. С концертами в нашем главном тогда центре культуры в ДК «Гренада» и в общежитиях выступал Микаэл Таривердиев со своим замечательным дуэтом - Г. Бесединой и С. Тараненко. А легендарный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович прилетал перед постановкой балета «Красавица Ангара». Я помню, как мы мчались на нашем всепогодно-вседорожном, самом первом тарантасе отдела культуры в аэропорт, чтобы успеть его встретить.

О водителях нашего отдела надо говорить отдельно. Когда нам удалось получить первую машину, начинал работать с нами Алексей, парень с внешностью голливудской знаменитости. Надо сказать, что не только с внешностью, но с характером человека-праздника, который умел делать подарки всем, находя для этого самые необыкновенные поводы. Как умудрялся он это делать на свою крохотную зарплату? А сегодня многие, кто работает в Усть-Илимске, наверное помнят Николая Матлака. Коле пришлось немало поколесить с музыкальными коллективами, с библиотеками. А поскольку пассажирок  было значительно больше, чем пассажиров,  на этот предмет у него существовала коронная шуточка о своей «чисто женской работе». Хотя парням доставалось немало трудностей, они никогда не считались со своим временем, не жаловались на отсутствие ремонтной базы - все своими руками и всегда в полной готовности в любую погоду. Без них представить все городские многотысячные фестивали, гастроли да и нашу повседневную жизнь было  невозможно.

Любопытно, что и, казалось бы, подчиненное стандартам библиотечное дело в городе было нестандартным. Лучшие книги, а это, если вы помните было большим дефицитом, самые современные формы работы, когда библиотека не просто пункт выдачи книг, а центр литературной жизни города, высокообразованные специалисты - эта планка, заданная бессменным директором  библиотечной сети Ниной Васильевной Лобовой всегда была высока.

Но если специалисты всех учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, объединяясь, представляли культуру города, то центрами, конечно же, были дома культуры. И первый из них - замечательная «Гренада». Сегодня и представить невозможно, какая нагрузка была у этого ДК. Приезд и мероприятия отрядов стран СЭВ, летние высадки студенческих стройотрядов, фестивали, недели культуры союзных республик, городские мероприятия и при этом еще собственная работа, собственные творческие коллективы… Главные из них - ансамбль русской народной песни и танца Тимофеевых и, конечно же,  театр Василия Гуляева. По прошествии многих лет все коллективы вспоминаются только как именные. Они действительно были коллективами Тимофеевых, Бурнашовой, Гуляева -  настолько яркими были их создатели. Спектакли Гуляева вызывали споры, но зал был всегда полон. Одно из самых важных дел, которыми мы можем гордиться - это ежегодные праздники в День Победы. Режиссером многих из них был Гуляев. На эти ежегодные торжества работали все и безотказно помогали строители и ГЭС, и ЛПК.

Когда мы получили долгожданный ДК на Комсомольской площади, вопросов, чем его наполнить, как, впрочем, и при открытии правобережного ДК, не возникало - их открытия ждал не один коллектив. Думаю, интересным моментом в жизни Усть-Илима было формирование своих школ, своих направлений. Здесь, как нигде более, все события персонифицированы. Невозможно представить Усть-Илим без Зинаиды Чайковской, Нэлли Агафоновой, Марии Беспальчук, Елены Молодцовой - все они начинали в непростых условиях становления города, но все, сделанное ими, нашло свое продолжение и оставило добрый след в памяти всех, кто строил город.

Сегодня интернет собирает участников балета «Солнечные Блики» - блестящего коллектива, созданного в Усть-Илимске в прошлые годы. Весточки приходят из разных городов, из разных стран - на фотографиях уже взрослые люди, их дети. Всем, кто откликается инициаторам этого виртуального собрания, есть, что вспомнить, и они сохраняют эту память, память об Усть-Илимске. А через ресурс Одноклассники.ru шлют нам свои адреса многие, находя друг друга на разных континентах. Недавно пришел привет из Калифорнии от дочери Розалии Михайловны Баглейбтер - преподавателя первой музыкальной школы - это тоже память об Усть-Илиме, память, которая связана с лучшими годами не одного поколения.