ГРЕНАДА, ГРЕНАДА, ГРЕНАДА МОЯ,,,

ГРЕНАДА, ГРЕНАДА, ГРЕНАДА МОЯ...

История первого культурно-досугового центра г. Усть-Илимска.

СЕГОДНЯШНЕЕ поколение молодежи вряд ли знает, что для Усть-Илимска значит слово «Гренада». Да и песню с таким названием наверняка слышали далеко не все. Между тем, для первостроителей и их детей Дом культуры «Гренада» на улице Светлова навсегда останется в памяти как самый первый, любимый культурный и досуговый центр молодого Усть-Илимска. «Гренада» - ровесница города. Она открылась в 1973 году, и по сравнению с красными уголками общежитий и предприятий казалась настоящим дворцом - с паркетом в вестибюле, люстрами, хорошим залом и большой сценой. Не успев открыться, ДК быстро стал тесен для молодого города, население которого к тому времени достигло почти 30 тысяч человек - уж очень активным было то самое население, ведь средний возраст его не достигал 30 лет.

       ЕДВА распахнув двери, «Гренада» сразу же, без раскачки, по-настоящему забурлила кипучей деятельностью. Работать в новый ДК приезжали кадры со всей страны. Причем если кто-то из строителей ехал за большим рублем, то культработников больше привлекали романтика, сопричастность к великой стройке, возможность раскрыть свои таланты, востребованность в которых была удивительно велика.

        Многие приезжали только одним глазком посмотреть на Сибирский край, красавицу Ангару, да так быстро влюблялись в молодой город, его неповторимую атмосферу тех лет, что оставались в Усть-Илимске на долгие-долгие годы.

        Практически с первых дней в «Гренаде» стали работать музыкальные студии, мужской хор, студия бальных танцев, детский ансамбль народных инструментов, всевозможные клубы. В молодом городе было много детворы, и от желающих обучаться музыке и танцам не было отбоя.

        Первый директор ДК Иван Михайлович Боронин, он же руководитель мужского хора и вокального ансамбля  «Сибирячка», приехал в Сибирь с Брянщины. Ему и довелось формировать новый коллектив. В 1974 году приехала из Ставрополья руководитель музыкальной студии Людмила Косарева. Позже пришли в коллектив Тамара Майковская, Наталья Кучурка, Петр Роднин, Владимир Удальцов, Геннадий Головатенко, Любовь Полещук.

        В начале 1976 года коллектив возглавила Зинаида Никитична Артеменко. И вновь приглашали кадры со всей страны. В 1976 году заместителем директора по киносети стала Галина Васильевна Золотова, впоследствии возглавившая клуб художественной самодеятельности ЛПК, ставший прародителем ДК «Дружба», за ней в 1977 году из Новосибирска приехали супруги Татьяна и Владимир Тимофеевы, а вслед за ними Владимир Иванов, Валерий Козульков, Раиса Фатерина, Владимир Траутвейн. Владимир Тимофеев основал популярнейший ансамбль песни и танца на основе вокального ансамбля «Сибирячка», сохранив его название.

        Казалось бы, откуда в городе, где основной является профессия строителя, можно набрать танцевальный или хоровой коллектив? Причем Тимофеев хотел, чтобы это были не дети, а взрослые люди, работающая молодежь. Тамара Александровна Майковская до сих пор помнит, как по вечерам они вместе с Владимиром Петровичем Тимофеевым ходили по общежитиям и «агитировали» в новый коллектив. Каким надо было обладать даром убеждения, азартом, уверенностью в успехе, чтобы простые работяги захотели, сбросив после трудной смены робу, спешить на репетиции! Тем не менее, за рекордно короткие сроки коллектив завоевал любовь устьилимцев, а затем по праву получил звание Народного. Во многом это зависело от личности самого В.П.Тимофеева, молодого, безумно талантливого, неординарного человека. Он сам сочинял музыку, делал аранжировки, умел заразить своей энергией всех, кто находился рядом.

       Тамара Александровна вспомнила забавный случай. Однажды в Усть-Илимск из столицы приехала с проверкой комиссия. Во время концерта, когда шло выступление "Сибирячки", из зрительного зала вдруг выскочила дама и, обхватив голову руками, стала метаться по фойе, причитая: "Что делают, что делают!!! Мы ведь в Москве ничего не знаем..." Худрук и контролер недоуменно переглянулись: что случилось-то? Из зала доносились аплодисменты, концерт шел своим чередом. Странно...

       А проверяющая еще не раз выбегала в вестибюль. Оказывается, она не могла сдержать переполнявших эмоций: никак не ожидала москвичка увидеть в медвежьем углу ТАКУЮ самодеятельность. Другие коллективы танцуют, поют десятки лет и не могут добиться ничего подобного. Позже «Сибирячку» узнали многие города России и даже зарубежья - ансамбль песни и танца всюду пользовался неизменным успехом.

        В 1975 году в Усть-Илимск приехал молодой талантливый режиссер Василий Гуляев. Он взялся создать в молодом городе театр трудящейся молодежи. И ему это удалось! Нынешний главный режиссер Усть-Илимского муниципального театра драмы и комедии Евгений Пиндюрин - один из тех, кого раз и навсегда заразил театром именно Гуляев. Его постановки пользовались шумным, а порой даже скандальным успехом. Молодежь ходила за режиссером гурьбой.

        Учитывая, что в 70-е годы культурные учреждения отвечали также за идеологическую работу, коллектив поддерживал тесную связь со всеми предприятиями стройки. Каждую среду месяца проходили вечера отдыха для трудовых коллективов  ЖКК, строительно-монтажных управлений основных сооружений, бетонного завода, отдела рабочего снабжения, транспортников, ГЭС, ЦРБ и так далее. Каждую неделю для разных организаций готовился настоящий праздник. Но помимо этого коллектив «Гренады» выезжал с выступлениями агитбригад прямо на стройплощадки. Во время обеденного перерыва в красных уголках разворачивались мини-концерты. Строители всегда были рады встрече с работниками культуры. Своими людьми в ДК были комсомольские лидеры крупных организаций Юрий Казимиров, Леонид  Гордымов, Валерий Лукин и многие другие, чьи имена знали на стройке все.

         Летом одним из любимых мест отдыха работающей молодежи становилась танцплощадка ДК «Гренада», руководила которой Наталья Кучурка. Площадка работала пять раз в неделю, и каждый раз на ней негде было упасть яблоку. А второе и четвертое воскресенье месяца там же, на танцплощадке, проводились расширенные вечера отдыха с концертными номерами, играми, аттракционами, массовками. Все это под живую музыку в исполнении эстрадного ансамбля «Лира» под управлением бессменного Ивана Габриеля.

         Обо всем, что творили, бесконечно придумывали культработники, рассказать невозможно. Мероприятия шли бесконечной чередой. И это казалось вполне нормальным явлением.

         То, что так, оказывается, живут не везде, стало ясно после первых отпусков. Когда, отработав в Усть-Илимске положенное время,  Тамара Майковская и Людмила Косырева поехали в отпуск на родину, они как люди, влюбленные в свою работу, решили зайти у себя дома в управления культуры, в ДК. Конечно же, девушки прихватили с собой свои планы работы. Но... реакция южных коллег оказалась  неожиданной. Послушав рассказ устьилимчанок (в разных городах), они не выдерживали: «Ну, хватит врать. То, о чем вы говорите, - план на год. А вы хотите убедить, что делаете все это за месяц!»

       «Да посмотрите же, тут еще между строк вписано то, что сделано сверх плана! - пытались достучаться гостьи. - Невозможно же выдумать на ходу то, что мы вам рассказываем!»

        Однако расходились, оставшись каждый при своем мнении. Как можно было донести до привычных к размеренной, неторопливой жизни южан темп стройки, который и обуславливал весь ритм жизни: встречи с писателями, космонавтами, композиторами, иностранцами, которых в Усть-Илиме работало несколько отрядов, работу допоздна и без выходных?

       История ДК "Гренада" насчитывает всего 8 лет, позже коллектив всем составом перешел в только что открытый Дворец культуры им. Наймушина. Но эти незабываемые годы навсегда вписаны в историю Усть-Илимска и его культуры.

Тамара БЕЛОВОДОВА, - Вечерний Усть-Илим.- 2009. - № 24 - с.3