СтатьяУсть-Илимск – модель нового района освоения: концептуальные подходы

Усть-Илимск – модель нового района освоения: концептуальные подходы

В условиях глобализации мирохозяйственная система достигает определенной степени целостности. Одним из ее хозяйствующих субъектов является регион, который развивается как часть системы более высо­кого порядка в рамках сложившихся разнокачественных связей - струк­турных, связей субординации, управления и т.п.

Функционирования региона в многоуровневой пространственно-­экономической системе - это не просто оперирование на мировом рынке (пусть даже глобальном), а действия целостным блоком в системе сло­жившихся зон влияния и тенденций развития. Направления развития гло­бальной хозяйственной системы обуславливают необходимость ориента­ции хозяйственного комплекса как установление связей с другими миро­хозяйственными субъектами. Это означает ее взаимодополнение, соразвитие и взаимозависимость.

Наиболее характерным районом нового освоения является Приангарье и в частности Усть-Илимский край. Отсюда следует, что важнейшей является разработка методологических подходов, с помощью которых возможно получение практических результатов в развитии региона в обо­зримом будущем.

Сразу укажем, что методологический подход к разработке концеп­ции развития новых районов освоения не может опираться только на предшествующий опыт программно-целевого планирования в нашей стране, тем более, что зачастую принимавшиеся политические решения опережали концептуальное осмысление соответствующих региональных проблем. Назовем принципы, используемые при выборе концепции.

Разработанная в начальный момент освоения территории, она меня­ется и обновляется в скользящем режиме. Недостаток достоверной коли­чественной информации обусловливает необходимость использования качественной информации квалифицированных экспертов, многовариантного подхода, метода аналогий. Обязательно рассмотрение вариантов, обосновывающих преждевременность осуществления капиталоемких проектов из-за неясности их долговременных последствий или отсутствия надежных источников финансирования. Основными элементами концеп­ции являются; система целей, система проблем, механизма развития.

В Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, разработанной в соответствии с Указом Президента РФ  от 12 мая 2009 г. № 536 «Об основах стратегии планирования в РФ» недостаточно, на наш взгляд, уделено внимание методологическим подходам в отношении районов нового освоения.

Центральной идеей такой концепции должно быть положение о том, что региональным крупным предприятиям необходимо отвести роль фе­деральной структуры, ответственной за освоение природных ресурсов региона с предоставлением им ряд налоговых льгот. Это даст возмож­ность сформировать специальный фонд развития региона, но не переда­вать накопленные в нем средства, как принято за рубежом, а управлять ими, опираясь на финансовые структуры региона.

Аккумулированные в фонде средства должны использоваться на прямые инвестиции в ресурсодобычу, социальные нужды региона, портфельные инвестиции за его пределами.

Все мероприятия по формированию механизма развития региона на этапе освоения целесообразно включить в институциональную про­грамму и ввести в действие законодательной властью региона с ориенти­ровочным названием «О придании г. Усть-Илимску статуса освоенческого». Такое название позволило бы включить в программу все мероприя­тия, предложенные выше, и в приемлемой форме начать «встраивание» корпоративного управления регионом в систему федеральных и регио­нальных инвестиционных программ.

Принципиальным методологическим подходом в государственной политике в районе нового освоения является привлечение инвестиций с их использованием в производстве, социально-бытовой инфраструктуре и в отраслях специализации.

Для развития экономического потенциала, в том числе гидроэнерге­тики, лесосырьевой базы, привлекаются государственные и частные сред­ства.

Иностранный капитал нужно привлекать в лесообрабатывающую промышленность, а также в добычу и переработку тех видов минерально­го сырья, запасы которых в мире относительно невелики.

Рекомендованная схема привлечения государственных и зарубежных инвестиций основана на том, что в ней сочетаются интересы потенциаль­ных рыночных агентов. Это позволяет рассчитывать на приток инвести­ций в регион без создания особых льготных условий неэкономического типа.

Хозяйственное освоение новых районов связано с идеей и ее реализацией в советские годы территориально-производственных комплексов (ГПК). Они позволили успешно решать проблемы рационального разме­щения и комплексного развития народного хозяйства, что было оформле­но в соответствующих постановлениях высших директивных органов  страны. ТПК не только «конструировались сверху», но и выявлялись с позиций наилучших вариантов реализации народно-хозяйственных це­лей - максимум благосостояния населения.

Не случайно в последние десятилетия существования СССР разви­тие региона осуществлялось в рамках крупномасштабных целевых про­грамм создания Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, формиро­вания системы ТПК в Ангаро-Енисейском регионе, сооружения БАМа и освоения прилегающей к нему зоны и др.

В настоящих условиях, на наш взгляд, весьма эффективной мерой в новом районе освоения может стать формирование Территориально- производственных кластеров.

Кластерный подход коренным образом меняет содержание промыш­ленной политики: усилия органов власти направляются не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие системы взаимоотно­шений между субъектами экономики и государственными институтами, что дает возможность сформировать крупные инвестиционные и иннова­ционные проекты регионального и национального значения. В Приангарье и Усть-Илимске, в частности, этот проект может быть реализован в лесодобывающей и лесообрабатывающей отраслях.

Под таким будущим Территориально-производственным кластером понимается территориально локализованная, обособленная в отрасли группа предприятий, сочетающая формальную самостоятельность и внут­реннюю конкуренцию с кооперацией, наличием единого центра и систе­мы сервисных услуг, цель которой заключается в реализации наиболее эффективным способом ключевых компетенций территории присутствия и достижения синергетических эффектов от взаимосвязанного и взаимо­дополняющего функционирования.

Особую важность для района нового освоения представляет последовательная «экологизация развития», когда на начальном отрезке време­ни реализуется «модифицированный», а на финишном - «качественный» рост. Соответствующим образом должны трансформироваться механизмы развития региона.

Массированные государственные капиталовложения в инфраструк­туру и в те секторы регионального хозяйства, которые невыгодны част­ному капиталу, останутся основной задачей государственной корпорации. Будет осуществляться постепенная переориентация инвестиционного по­тока на экологические цели в таком темпе, чтобы к 2020 г. к моменту вы­хода региона на траекторию устойчивого развития, пропорции вложений в экономику выровнялись. Это означает, что экономические, социальные и экологические цели фактически становятся равноправными. Стратеги­ческая цель достигается путем постепенной трансформации государ­ственной корпорации в многомерную организационную структуру  сме­шанного типа.

Очередной проблемой является потеря кадрового потенциала из-за интенсивного оттока населения. Ежегодно северные районы Иркутской области покидают около 4,5 тыс. человек. При этом с севера уезжают в первую очередь квалифицированные специалисты.

Среди рекомендаций предлагается создание льготных условий для потенциальных инвесторов, заключение концессионных соглашений, необходимости совершенствования законодательных механизмов о пре­имущественном праве освоения ресурсов инвесторами.

В концепцию освоения новых районов должна быть также внесена ясность по вопросу об объективно необходимых темпах и пропорциях общественного воспроизводства по всей зоне освоения. В частности, остается необоснованным, на наш взгляд, соотношение между фондом накопления и фондом потребления, так же как и роль (место) в обще­ственном воспроизводстве страны. Из этого вытекает два важных след­ствия. Во-первых, новое освоение ведется в значительной мере традиционными способами, которые оправдали себя в староосвоенных районах, либо в условиях нового же освоения на предыдущих его этапах, т.е. в условиях преобладания экстенсивных факторов общественного воспро­изводства в стране. Во-вторых, процесс нового освоения, при всей его специфике (в том числе целевой), не стал еще целостным объектом соци­ально-экономического планирования и управления.

В этой связи для нашей науки открытым остается вопрос о проблеме управления новым районом освоения. Существовавший у нас территори­ально-отраслевой принцип управления освоением новых территорий со временем превратился в диктат министерств и ведомств. При сохране­нии государственной формы собственности, а точнее министерской, ве­домственной монополии, а, следовательно, и отраслевого инвестирования ни о каком комплексном развитии региона речи быть не могло, более то­го, эта форма управления являлась тормозом прогресса освоения новых территорий.

В мировой практике найдена более эффективная форма разрешения этого противоречия. Скажем, у американцев - управление долиной Тен­неси, когда это независимое представительство федерального правитель­ства, созданное постановлением конгресса США в мае 1933 г., было обле­чено правительственными полномочиями и охватывало регион на юго-востоке страны, состоявший из участков территории семи штатов. Суще­ствовал и наш отечественный опыт - Главсерморпуть (1932-1963 гг.). В состав этого регионального управленческого органа входило до 20 от­раслей хозяйства и науки. При таком типе управления достигалось глав­ное - комплексность, гармоничность развития территории, создание для человека благоприятных социально - экономических и экологических условий.

Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о создании единой госу­дарственной корпорации освоения нового района. Такое образование необходимо наделить государственными полномочиями сосредоточения и планирования поступающих капиталовложений. Акционерные и госу­дарственные предприятия и объединения, частный капитал, иностранные бизнесмены, стремящиеся в необжитый район, обязаны вносить в госу­дарственный фонд средства для освоения. Используя этот своеобразный налог, государство создает комплекс инфраструктуры на осваиваемых площадях, оставляя предпринимателям только их прямые обязанности по созданию новых производств.

Основным блоком концепции освоения новых территорий должен стать социальный. Здесь надо идти от человека, его потребностей, основа­тельно решать, какими путями обеспечить высокопроизводительную ра­боту, содержательную социальную культурную жизнь, сохранение здоро­вья людей. Социальная часть концепции индустриального освоения и обживания новых районов должна вытекать из социальной политики нашего государства. В то же время активная и сильная социальная политика должна быть гибкой политикой, чутко реагирующей на особенности жиз­ни отдельных социальных, профессиональных и территориальных групп населения.

Любая освоительная программа с особой острогой должна ставить вопрос о сохранении окружающей природы, создания условий экологиче­ской безопасности для проживающих здесь людей. Конечно, при освое­нии природных ресурсов в новых районах вряд ли стоит выдвигать лозунг "не изменяй природу", но предвидеть возможные негативные результаты, максимально нейтрализовать их системой природоохранительных меро­приятий - необходимая задача разумного природопользования и кон­цепции освоения новых территорий. Тем более, что приходится считаться и с такой закономерностью: чем дальше на Север, тем суровее природа, медленнее идут процессы восстановления растительности, численности животных. Именно поэтому правомерно ставить вопрос о приоритетности экологического обеспечения индустриального освоения.

И, наконец, важным направлением теории освоения  является необ­ходимость использования в новом районе современной техники и техно­логии. Более того, экстремальные условия требуют реализовывать самые последние научно-технические разработки, использовать не только но­вую, но и, прежде всего, приспособленную к северным условиям технику. По расчетам специалистов, переход на такую технику позволил бы Сибири  экономить до 1.5 млрд. руб. в год, а главное, отказаться от  дополнительного привлечения почти миллиона человек на ремонт и обслуживания оборудования.

Таким  образом, индустриальное освоение новых районов при продуманной научно-обоснованной стратегии, разумном планировании, бережном  отношении к человеку как главному субъекту может обеспечить позитивные результаты в социально-экономическом развитии региона и страны.

Власов, Г. П. Усть-Илимск – модель нового района освоения: концептуальные подходы / Г. П. Власов // Усть-Илимск: вчера, сегодня, завтра: материалы I региональной научно-практической конференции / ФГБОУ ВПО «Братский государственный университет. – Братск: Изд-во Братского гос. ун-та, 2012. - С. 3-8.