СтатьяЛицей как флагман образования

ЛИЦЕЙ КАК ФЛАГМАН ОБРАЗОВАНИЯ

         
           Усть-Илимский экспериментальный лицей был открыт решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов № 497 от 06.09.1991 г. С первых дней педагогический коллектив приступил к серьезной работе, целью которой было создание школы нового типа. Занятия в лицее начались 16 сентября 1991 года. Этот день и считается Днем рождения ЛИЦЕЯ.

 

Татьяна КОРШУНОВА, заместитель директора:

         - С 1993 года лицей приобрёл  постоянный адрес: улица Мечтателей, дом 28. Мусса Мазанович Батербиев, единственный и бессменный директор лицея, создавал образовательное учреждение по типу Царскосельского лицея, с особым  укладом и стилем школьной  жизни. Уже на начальном этапе проектирования лицей работал по системе развивающего обучения и был ориентирован на развитие нового в практике общеобразовательной школы теоретического типа мышления.    Практически с первых лет существования лицей стал флагманом инновационного педагогического движения  в стране. 

          Герб лицея представляет собой алую ладью, в которой зашифрована аббревиатура: Э – экспериментальный, Л-лицей. Ладья символизирует стремление к знаниям и жажду открытий. 

           Флаг   Лицея  - двухцветное полотнище с алой ладьей посередине на фоне восходящего солнца.  Голубой цвет  олицетворяет небо и  воды реки Ангары, а зеленый  - цвет сибирской тайги. Солнце же символизирует основание Лицея,  который образовался на базе малого научно-педагогического предприятия «Луч».

              В лицее вместо классов  были разновозрастные группы, вместо набора уроков – «погружения» в предмет, вместо учителей в привычном смысле этого слова – организаторы учебной  деятельности. Педагогический коллектив лицея  стал   признанным автором технологии разновозрастного обучения, которая с каждым годом становится всё популярнее.

                Педагоги лицея   осуществили   два крупных проекта: «Реализация идей развивающего обучения в разновозрастных учебных группах подростков» и «Организация образовательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия».  Результаты этой работы отражены в 170 публикациях учителей, в 37 наименованиях изданных книг и брошюр.  Учителями  лицея создано  16 авторских, 15 сетевых инновационных  образовательных программ    и 16 программ элективных курсов.

С первых лет существования лицей активно включился в конкурсную деятельность. Победы в  конкурсах стали своеобразными  этапами  в развитии  учебного заведения:

1993 г. - лауреат конкурса «Авторская школа-2»;

1994г.  - дипломант Международного педагогического фестиваля  в г. Сочи;

1998 г. - победа во Всероссийском конкурсе и присвоение статуса ФЭП;

2001 г. - присвоение статуса «Авторская экспериментальная школа»;

2004 г. -  присуждение   «Знака качества образования»;

2005г. - победитель конкурса «Образцовое учреждение образования Иркутской области»;

2005г.  - победитель Всероссийского конкурса «Лучшие школы России»;

2008 г. - лауреат конкурса «Лучшее учреждение образования Иркутской области»;

2009г. - победитель IX Всероссийского конкурса 1000 лучших предприятий и организаций России. 

      Лицей славен своими традициями, которые передавались старшими лицеистами младшим и создавали неповторимый дух товарищества. 

       Утро каждого понедельника начиналось с проповеди,  имевшей  не религиозный, а нравственный характер. Дети сами выбирали темы для проповедей и сами читали их перед всем лицейским сообществом.

    19 октября в честь Пушкинского выпуска Царскосельского лицея, в честь всех лицеистов России Усть-Илимский лицей давал  бал! А раз в пять лет лицеисты и наставники отправлялись в  Санкт-Петербург. Кульминационным моментом этого путешествия было посещение Пушкинского лицея и бал в Аничковом дворце.

       31 января ежегодно проводился вечер встречи с выпускниками «И вижу вновь семью друзей».   Традицией стали уроки успеха  и публичные лекции    выпускников   для обучающихся 10-11 классов.

          Лицейская научно-практическая конференция «Я открываю мир»  проходила ежегодно во время февральских каникул. Цель конференции  - приобщение детей  к  научно-исследовательской деятельности, создание предпосылок для формирования научно-теоретического типа мышления и профессионального самоопределения учащихся, а также отбор лучших научно-исследовательских работ для дальнейшего участия в городских и региональных конференциях.

            В начале марта одиннадцатиклассники проводили  Неделю самоуправления, во время которой апробировали модель школы будущего. Это особая неделя, где лицеистам предоставлялась возможность   воплотить в жизнь свои идеалы демократического устройства  общества, реализовать опыт управленческой, общественной, коммуникативной деятельности, приобретённый за годы обучения в лицее; получить мощный импульс для саморазвития.

           В апреле  во время Недели наук и искусств погружались в историческую эпоху – Античности, Средневековья, Просвещения… В течение  всей недели учащиеся вместе с педагогами проводили  различные интеллектуальные игры, диспуты, публичные лекции, конкурсы, выставки рисунков, библиотечные уроки, предметные внеклассные мероприятия, театральные постановки. Цель недели Наук -  формирование целостного взгляда на историческую эпоху через интеграцию учебной и внеурочной  деятельности.

    В канун Дня Великой Победы в лицее проходила ежегодная Всероссийская  конференция школьников «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!». На протяжении многих лет  лицей объединял исследователей, восстанавливающих устную историю Великой Отечественной войны  на основе свидетельств участников событий.Работы на  конференции  представляли  обучающиеся школ Иркутской области и республики Бурятия.   Все участники конференции и  ветераны, о которых писали дети, получали   книги с опубликованными материалами, что  придавало особую значимость проведённой работе.

ПЕДАГОГИ

               В лицее работал и работает уникальный педагогический  коллектив, состоящий из  тридцати опытных и высококвалифицированных учителей. Из них половина удостоена отраслевых и ведомственных наград. 

                Восемьдесят семь процентов учителей имеют высшую и первую квалификационную категорию. Восемь человек стали победителями  конкурса Лучших учителей в рамках ПНП «Образование» и получили премию в  сто тысяч рублей:  Л.Н. Говоркова, Л.М. Колыванова, Т.В. Коршунова, М.В. Лушникова, И.М. Николаичева, Л.В. Пяткова, Л.А. Стебенькова,  Л.М. Турушева. 

               Л.М. Колыванова и Л.М. Турушева стали победителями этого конкурса дважды.     Два   учителя   - В.А. Голощапов, Л.В. Стебенькова -   удостоены премии Губернатора Иркутской области в размере 250 000 рублей.

          Именно лицейский учитель – Лариса Михайловна Колыванова  -  стала победителем областного конкурса «Учитель года-2010» и получила из рук губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева ключи от автомобиля. Татьяна Владимировна Гаммершмидт победила в городском  и стала лауреатом областного  конкурса «Учитель года – 2012».

            За годы   существования в лицее двадцать раз звучал последний звонок  для пятисот шестидесяти восьми выпускников. Из них - 129 ребят (23 процента) получили   медали «За особые успехи в учении»,  56  молодых людей – золотые медали и 73  окончили учебное заведение с серебряными.    

     В настоящее время идеи Усть-Илимского экспериментального лицея    реализуются в новом муниципальном автономном общеобразовательном учреждении  «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс», который распахнул свои двери 1 сентября 2012 г. В новом образовательном учреждении учится в три раза больше учащихся, проживающих в разных микрорайонах города. Лицеисты и учителя   передают свой опыт новому образовательному коллективу. Это позволяет утверждать, что этот педагогический коллектив уже в  новом образовательном учреждении продолжит славные традиции Лучшей школы России.

       - Не следует останавливаться в своём развитии. Все программы и проекты должны быть  успешно завершены, для того чтобы освободить дорогу новым проектам, - считают в коллективе. -  Это состояние души, этот дух и убеждение  перешел в наследство от Усть-Илимского экспериментального лицея.

Татьяна КОРШУНОВА, заместитель  директора лицея