СтатьяНаша вторая школа!

Наша вторая школа!

Н.Д. Уракова, руководитель музея школы № 2

В этом городе юном когда-то

Наша школа первой была.

Пронеслись года и окраиной

Обжитые стали места.

Но, как прежде, на улице Солнечной

В новых ритмах школа живет.

По утрам ручейками звенящими

К ней сбегается юный народ. 

Школа №2 – появилась раньше  других  на карте Усть-Илима. Она  стоит у  истоков образования  города, поэтому  взяла  на себя ответственность  за  сохранение  исторической   памяти о развитии   образования  на этапе  начала строительства города.

Изучение прошлого об образовании  и сохранение памяти определило содержание    работы школьного  музея. Воспоминания учителей, старожилов города, строителей, бывших учащихся,   родителей,  архивные материалы,  документация  школы, материалы  газет и журналов  того  времени,  кадры кинохроники  легли в основу  исследовательских  работ,  в которых воссозданы страницы жизни  школы и  развития  образования  в городе.

Стихийное появление  посёлка   у Толстого мыса  на  Ангаре  на месте строительства будущей Усть-Илимской  ГЭС (постановление правительства о начале строительства  будет принято позже)   привело  и к нарушениям в хронологии  образовательных  учреждений №1 и №2. Сильнейшая миграция населения, типичная  для новостроек (Усть-Илимская  ГЭС  была  Всесоюзной  ударной   комсомольской стройкой), административно – территориальные преобразования  нашей местности, (посёлок то  был в составе Братского, то Нижнее – Илимского, то Усть-Илимского районов), активное строительство объектов  жилья    явились причиной того, что школа  не однажды  меняла  свой  статус:    начальная – средняя – восьмилетняя -  и снова – средняя   -  таков путь развития  школы №2 г. Усть-Илимска.

Начальная появилась в рабочем посёлке,  где  готовился   фронт  работы  для  будущей Усть-Илимской  ГЭС.  Открытие  её было продиктовано заботой  о детях,  которых  до этого возили  за 15  километров и на санях, и на вездеходе  геологов, и на машинах в соседнее  село Невон.

Среднесуточная температура  зимой составляла – 28 градусов,  столбик  термометра мог  опуститься  до 58 холода.

Торжественное открытие начальной школы состоялось 1 сентября 1965г. Классы расположились в здании больницы на улице Светлова и заняли большую её часть. Отопление печное,  работал буфет, а в маленьком спортзале проходили  октябрятские и пионерские линейки и сборы. Районный отдел  народного образования находился в Братске.

В этом здании школа проработала 2 года. Учащиеся средних и старших классов по – прежнему ездили на занятия в Невонскую  школу.

Посёлок стремительно разрастался. Было  уже принято правительственное  решение, которое узаконило  стихийно  начатое строительство ГЭС-  люди  прибывали   ежедневно, по  нескольку десятков. Они везли с собой  детей.

В 1967 году маленький ручеек знаний с улицы Светлова перетёк на соседнюю улицу, которая получила название  «Школьная». Здесь открылась так долгожданная средняя школа. В народе она останется под названием « жёлтенькая». Она была деревянная, как и все здания  в посёлке на то момент. Номера у неё не было, т.к. она была единственной  в посёлке. Теперь  все ученики занимались по месту проживания и были  избавлены  от  довольно   неудобных  ежедневных поездок  в зимние морозы, в осеннюю и весеннюю распутицы. Рассчитанная  на 350  учеников, она приняла 1200 . По воспоминаниям  её директора Лобова  Евгения Николаевича, в ней  работало 43  технички, т.к. никаких  тротуаров  в посёлке  ещё  не было - уборки им хватало  на весь  день. Занятия  в школе  шли в три смены. Вечером, в 4-ю смену, за парты усаживались учащиеся  школы рабочей молодёжи.

В 1968 году  школа сделала свой первый выпуск как средняя и тут же превратилась в  восьмилетнюю  по приказу    районного отдела образования, который был  утверждён   в этом же году  в связи  с  территориальным выделением и образованием  Усть-Илимского района.  На соседней улице в новом каменном здании открылась  ещё одна  школа, средняя, которой почему- то и был  присвоен №1.  До сих пор  старожилы города недоумевают, по этому поводу. В это  здание наш  коллектив перебрался в 1970году. Школа получила  порядковый №2. А школа №1 перейдёт  на улицу  Романтиков в другое новое здание.  Этот  эпизод с путаницей  номеров и нарушением хронологии  в развитии сети образовательных  учреждений будущего города - отличная  иллюстрация напряжённости  жизни в строящемся  посёлке. Главной задачей  администрации  было начать  учебный процесс и разместить учеников.

С 1970 года  школа раз и навсегда обосновалась  на  Солнечной  улице, а путаницу с номерами знают только первые выпускники. Летоисчисление  своё  школа ведёт  от первого выпуска  и ввода  в строй   школьного здания.

В 1983  году в связи  с реорганизацией  средней  школы №3  во  вспомогательную,  её коллектив влился   в нашу  школу. С этого года микрорайон  школы охватывает  часть города,  которая бытует в народе  как  «деревяшки»- отсюда пошёл    наш город.

В 1988 году в связи  с вводом в строй  здания для начальных  классов   школа приняла свой окончательный  архитектурный облик.

С начало  реформы  образования  в 90-е годы  школа активно участвовала   в экспериментальной  работе и  имела  статус  экспериментальной  площадки  областного   уровня.

В настоящее время  коллектив  работает  над  реализацией ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ  ОТКРЫТЫХ КОММУНИКАЦИЙ. Её основное содержание:

  • дисциплины гуманитарной и социально-экономической направленности;
  • интеграция базового и дополнительного образования
  • тренинги речевой коммуникации;
  • социальные, социолингвистические исследования учащихся;
  • социальные проекты;
  • рефлексивные пространства открытых коммуникаций;
  • детские корпорации с проектным подходом по выстраиванию партнерских связей в социуме;
  • партнерство в социуме – опыт социальных практик.

В 2008 году школа стала победителем национального проекта «Образование». В этом же году  школа отметила своё 40- летие. На  основе собранных  воспоминаний, фотографий,  кинохроники, документов школы, хранящихся в школьном музее, был создан  летописный сборник « В начале жизни  школу помню я»,  в котором была воссоздана история школы за 4  десятилетия в событиях и лицах.  Совместно с учащимися   разработаны и утверждены флаг, герб, талисман  школы, составлена  её родословная.

Я не просто живу,
Я, подобно реке,
Начинаюсь в затерянном далеке,
Но всему вопреки
Вьётся  ниточка кровная.
Где мои родники?
Отвечай, Родословная!

Созидание, соревнование, творчество, взаимодействие - вот отличительные  черты школы на всех  этапах её развития. В образовательном пространстве города школа №2 – это молодой творческий коллектив единомышленников, стремящихся к  использованию современных  технологий. Это школа, которая хранит и  создаёт  новые  традиции.

Наше самобытное пространство определено миссией - быть не столько транслятором  знаний, сколько реальной школой социального действия. Создавая школьное сообщество, мы не изолируем его от  социального  окружения, а напротив, максимально открываем  и стараемся влиять на   повседневную жизнь своего микрорайона. Ведущей задачей школы является  формирование мотиваций, личной установки на  созидательные  действия. Наша школа становится центром  среды общения, действуя в общем ритме жизни.

Директором  начальной школы,  которая служит прологом  к  средней, была  Давина Зоя Андреевна, выпускница Иркутского педагогического училища, начавшая свою деятельность ещё в 1941 году. В трудные  военные годы она работала заведующей Тушамской  начальной  школы. К 1965г. Зоя Андреевна - «Отличник народного  образования». Она успешно  справлялась  с  обязанностями директора начальной школы посёлка гидростроителей.

 

Первым директором же  средней  школы №2 как окончательно  сформировавшегося  учебного заведения стала Саенко Валентина Фёдоровна. Ей было чуть больше 30 лет, а она уже – «Отличник образования». Целеустремлённый, огромной  работоспособности руководитель, она  сразу  поставила  школу  на позиции передовой.

 

Краеведческая  работа  в школе  осуществляется  по программе «Музейная педагогика». На базе музея, открывшегося в 2006 году,  работает поисковая группа. Результат  её работы – исследовательские работы:

1.      «Они были первыми» - о первых учителях Усть-Илима;
2.      «О первом  директоре молвлю я  слово» – о первом  директоре Усть-Илима Давиной З.А.;
3.      Фалеристика школы №2.(история школы в значках).

На областной  и  российский уровень были представлены работы:

2004 – 2005 уч.г. Всероссийский конкурс  исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия. XX век». Савченкова Мария «История школы в судьбах  педагогов»2006 – 2007г.VIII Всероссийский конкурс исторических исследовательских  работ» Человек в истории. Россия. XX век» Гвоздева Евгения «Мой знаменитый дед».

2007 - 2008 уч.г. VII. региональные соревнования  юных  исследователей « Шаг в будущее, Юниор!».  Задворных Алёна «Моя родословная».

2007- 2008 уч.г. X региональная  научная  и инженерная выставка исследовательских  работ  старшеклассников.   Жуковский Константин «Твои  люди, Усть-Илим!».