Как подвиг строителей увековечили в отделке Усть-Илимской ГЭС

Символическая картина рвущейся Ангары

Фраза «монументальный интерьер» не покажется оксюмороном тому, кто хотя бы раз побывал на Усть-Илимской ГЭС. Всех, кто входит в административно-производственный корпус станции, встречает огромное – 6 на 6 метров – панно, посвящённое её строителям. Держащая в руках молнии – электрическую энергию – Ангара, героический монтажник в страховочном поясе, готовый к работе в любых условиях, таёжные сосны, практически не отличимые от изоляторов ЛЭП, – в простых и узнаваемых образах можно найти множество смыслов.

Усть-Илимской ГЭС, в отличие от той же Иркутской, в одном отношении повезло: её строили при Леониде Брежневе, когда архитектурная функциональность, возведённая в абсолют при Никите Хрущёве, уступила часть своих позиций эстетике. «Гигантский масштаб плотины, лаконичность её облика определили направление поисков архитектурного образа одного из главных элементов гидроузла – здания ГЭС, – писал журнал «Архитектура СССР» в мае 1983 года. – Оно могло потеряться рядом с плотиной, несмотря на большие абсолютные размеры (550 на 24 м в плане, высота 17 м). При этом северная ориентация главного фасада не позволяла решать его пластическими средствами. Только контрастным противопоставлением цвета и материала фасада ГЭС по отношению к плотине возможно было достичь выявления объёма ГЭС. Было решено облицевать верхнюю часть фасада розовым армянским туфом, что придало сооружению монументальность».

Кажется, подбор отделочных материалов должен был подчеркнуть всесоюзный характер ударной комсомольской стройки. Особенно на фоне Усть-Илимского лесопромышленного комплекса, который возводили под эгидой Совета экономической взаимопомощи. Туф для верхней части фасада здания ГЭС действительно привезли из Армении. Цоколь и колонны проезда административно-производственного корпуса облицевали полированными плитами из местного диабаза. Пол машинного зала покрыли красным и серым гранитом. «Для украшения большинства стен административно-производственного корпуса пошёл ракушечник – оригинальный отделочный материал, добытый на Саяно-Шушенском месторождении в Красноярском крае», – добавлял журналист Юрий Багаев в статье, которую «Восточно-Сибирская правда» опубликовала 9 января 1980 года.

Эффектный замысел и его практическая реализация в 1983 году принесли архитекторам Евгению Белоштанникову, Александру Бельскому, Николаю Марцыновскому и Евгению Першанину Государственную премию РСФСР. Её лауреатами также стали инженеры Александр Катанский, Игорь Сергеев и Павел Сходкин. Московский художник Герман Черёмушкин, который в 1975 году получил Всесоюзную премию Ленинского комсомола за комплексное решение монументальных произведений Тобольского железнодорожного вокзала, отмечен не был. Высокие награды и звания придут к нему, украсившему не только ГЭС, но и дворец культуры имени И. И. Наймушина в Усть-Илимске, позже: в 1990 году Герман Вячеславович стал заслуженным художником РСФСР, а в 2007-м – народным художником России. Однако его работа упоминалась в статье «Восточно-Сибирской правды» о присуждении Государственной премии РСФСР 1983 года в области архитектуры. «Символическая картина рвущейся Ангары запечатлена в мозаичном панно, – писал для газеты фотокорреспондент ТАСС Эдгар Брюханенко. – У центрального входа выполнен в камне барельеф В. И. Ленина в электрических лучах. Художники-архитекторы своим замыслом как бы воплотили в реальность легенду об Ангаре с мечтой Ильича об электрификации России».

Героика инженеров и строителей Усть-Илимской ГЭС видна и в тех образах, которые Черёмушкин запечатлел на панно в вестибюле административно-производственного корпуса станции. Красавица Ангара, сжимающая молнии в руках – метафора огромного гидроэнергетического потенциала реки. Солнце в левом верхнем углу и дождевая туча в правом нижнем – переменчивый климат Восточной Сибири. Монтажник в страховочном поясе – один из тех, кто трудился на стройке. Как и стройная девушка по левую руку от него. А стилизованные таёжные сосны столь похожи на гирлянды изоляторов ЛЭП, что даже не сомневаешься: место для энергетических метафор нашлось и здесь.

Егор Щербаков

Фото: из архива Усть-Илимской ГЭС

 

Щербаков, Е. Символическая картина рвущейся Ангары [Электронный ресурс] / Егор Щербаков // Сибирский энергетик : [сайт]. – URL:http://www.sibenergetic.ru/Article/8662.html?Analytics=0&PaperGid=&RubricGid=&AuthorGid=&SourceGid=&TagGid (дата обращения: 26.05.2021). – Текст : электронный.