Усть-Илимский энергомост

Операцию «Энергомост» начали в створе Тонкого мыса лэповцы бригады Ивана Болотцкого на управления строительства местных сетей и подстанций.

В прошлом году монтажники собрали на подступах к Тонкому мысу 90-метровые опоры перехода высоковольтной линии через Ангару. На днях лэповцы Неделев, Забронский, Вырва, Пронкин и другие с помощью трактора протянули по льду реки провода. Длина каждой нитки 1200 метров, вес  - шесть тонн. Теперь предстоит сложная операция по их натяжке между опорами-мачтами на 100-метровой высоте. Такую работу бригада Ивана Болотцкого выполняет впервые.

Шафрановский А. Усть-Илимский энергомост // Восточно-Сибирская правда. – 1973. – 18 февраля. – С. 1.

Энергомост Усть-Илима

С вершины Толстого мыса обжигающий лицо ветер доносит клочья морозного тумана, который плотно укутал Ангару в нижнем бьефе Усть-Илимской ГЭС. Северный «верховик» свистит в ажурных конструкциях и оснастке стальных мачт-опор ЛЭП-500. С них провода должны «шагнуть» через Ангару. Фигурки монтажников-высотников, подвешивающих гирлянды изоляторов там, наверху опор, кажутся совсем маленькими, да и сама гирлянда – трехтонная громадина – по мере подъема утратила свою внушительность.

Только после обеда в лучах скупого декабрьского солнца на противоположном берегу Ангары начинают вырисовываться такие же, как и здесь, ажурные части энергомоста, и тогда воочию убеждаешься, какая трудная задача поставлена перед монтажниками управления строительства и монтажа сетей и подстанций Братскгэсстроя.

Недавно, когда опоры ЛЭП-500 вышли к Толстому мысу, бригада старейшего строителя высоковольтных линий Ивана Семеновича Зернова начала подготовительные работы на переходе через Ангару. Зима в этих случаях всегда была союзницей монтажников – многотонные тросы можно было растянуть по льду реки, а потом поднимать на опоры. Так создавался несколько лет назад энергомост ЛЭП-220 через Ангару на Тонком мысе в Усть-Илимске. Но в нижнем бьефе у Толстого мыса река не замерзла, и всю зиму бешеные потоки воды ревут среди диабазовых порогов. Естественно, отпал и второй классический вариант, когда переход укладывается на настил в реке. А длина перехода – 1,5 километра! Было над чем подумать специалис­там. Как соединить воедино эти берега хотя бы ниткой тонкого каната? На помощь пришли авиаторы Братского авиаподразделения: экипаж вертолета Анатолия Григорьева перевез по воздуху с берега на берег такую «ниточку жизни» – тонкий трос. Три километра стального каната связали монтажники на втором берегу. Многотонная стальная нить, удерживаемая тяжелым транспортом, повисла над Ангарой.

На расстоянии нескольких километров разделенные рекой выстроились тракторы. Пять машин «впряжены» гуськом на правом берегу, цепочки машин – на левобережной земляной плотине. Все они должны работать абсолютно синхронно. Рабочие группы перехода связаны рацией. На главный командный пункт поступают лаконичные сообщения.

–  Я третий! Вышел на Ангару, стал на якорь. Видимость неважная. Плотный туман. Высота троса над водой – пять метров.

Через несколько секунд:

– Я четвертый! У меня все готово, трактористы в машинах.

Доклад с правого берега:

–  Я первый, к протяжке готов. Жду команды.

Микрофон рации в руках начальника управления Валерия Николаевича Горчакова:

– Я второй. Слушать всем. Дает команду четвертый. Работа по его команде.

На мгновение все рации умолкают. В напряжении замирают десятки людей, на рычагах управления руки трактористов, рокочут моторы. И вот:

– Внимание! П-о-ш-е-л!

– Высота 5.,. 6... 7...

Там, на Ангаре, где среди ревущих струй не решаются бывать на лодках даже самые отчаянные сорви-головы, качается на волнах обдаваемая ледяными брызгами лодка – наблюдательный пункт, с которого идет этот отсчет.

7... 5... И вдруг трос коснулся воды! В нем доле? На правом берегу от мороза не выдержали сцепки тракторной упряжки. Зима нынче отнюдь не союзница монтажников. С трудом заводятся машины, прилипают к металлу пальцы, долго отдавая потом ноющей болью.

Но снова команда:

– Внимание, п-о-ш-е-л!

И вот победа: две высоковольтных нитки перенесены через Ангару, закреплены на гирляндах изоляторов.

Переход. Это слово в Усть-Илимске имеет особый смысл. Переход даст жизнь новой ЛЭП-500. Именно с этого перехода вольется в энергосистему Сибири энергия Усть-Илимска. Поэтому на ударной стройке сейчас важнейший лозунг: «Все для перехода!» Лэповцы понимают ответственность и работают с высоким накалом. Ведь ЛЭП – это их трудовой подарок XXV съезду КПСС.

А. Шафрановский

Шафрановский, А. Энергомост Усть-Илима / А. Шафрановский // Восточно-Сибирская правда. – 1975. – 30 дек.