Затопленные села Нижняя Шаманка и Воробьево

Затопленные села Нижняя Шаманка и Воробьево

Шаги истории

Освоение Сибири началось сравнительно недавно. Это загадочный, суровый край. Как показали археологические исследования, человек появился здесь несколько тысячелетий назад. Ещё в древнекаменном веке он уже создавал свои произведения искусства.

О Сибири написано много интересных книг, глубоких научных исследований. Наиболее полноценное из них – пятитомная «История Сибири», изданная Академией наук СССР, освещающая развитие края с доисторических времён до наших дней. В ней рассказывается о зодчестве народа, об искусстве древних людей, живших в долине Ангары в районе Братского и Усть- Илимского водохранилищ.

Отрывочные полулегендарные сведения о Сибири встречаются ещё в описаниях географов древней Греции, а позже у географов Средней Азии. Однако начало действительному знакомству с Сибирью было положено лишь в 11 веке, когда новгородцы первыми из русских проникли через Юглу и Заволжье в западные окраинные районы Сибири и принесли в Европу первые сведения о ней. После походов Ермака (1581-1585г.) и присоединения Западной Сибири к Русскому государству началось детальное ознакомление с её природой и населением.

В «Атласе Иркутской области» читаем: «К 1632 году русские знали пути по Илиму и вниз по Лене до современного г. Якутска. К 50-м годам 17 столетия они пошли вверх по Ангаре до её истоков, а в 1649-1663г. Е. П. Хабаров прошёл от Илимска на Амур. В результате исследований были получены первые сведения о природных условиях, населении и возможных путях сообщения».

Летопись хранит имя первого ангарского землепроходца казака Пенды, который в 1618 г. совершил с товарищами удивительный переход по самым малодоступным местностям Прибайкалья. Возвращаясь из Якутии, он первым из русских спустился вниз по Ангаре, преодолел её страшные пороги и благополучно прибыл в Енисейск, откуда начал своё путешествие.

В те времена Ангара была полноводной, бурной, неисследованной рекой, а плавание по ней – делом трудным и опасным. Отряды служилых людей, отправлявшиеся один за другим из Енисейска, никак не могли преодолеть её грозные Шаманский и Падунский пороги.

Истинными завоевателями Сибири были не казаки и воеводы, а пашенные крестьяне. Обосновавшись здесь, русские быстро унизали все речные пути Ангаро-Илимо-Ленского края цепочками деревень, разместив на стыках водных и волоковых дорог опорные остроги и в необычайно короткий срок, примерно за 15-20 лет, создали здесь, за 5000 верст от родных, край с прочным земледелием.

Деревни по берегам Ангары и Илима располагались правильно, всегда в тех местах, где горы отходят от берегов и где имеются обширные надпойменные террасы. Занимались преимущественно южные или юго-восточные склоны, удобные для землепользования и обязательно с красивым ландшафтом. Деревни ставились на нижних террасах или на пологих склонах Ангары, большей частью у устья небольших рек или ручьёв, на протоках реки и на больших островах, ориентированные на юго-восток и юго-запад (Воробьёво, Шаманка и др.)

 

Нижняя Шаманка

Над обрывистым берегом на плато обширного Шаманского острова длиною 19 и шириною 2-4 км. поднималось старинное село Нижняя Шаманка. Вблизи него были хорошие пашни и заливные луга. Только на лодках можно было подойти к этому селу. Более двух с половиной столетий жили здесь люди в тесном кругу ближних и дальних родственников, никуда не выезжая.

Нижняя Шаманка – одно из старинных сел на Ангаре, истоки которого относятся к концу 17в. Оно имело две улицы, идущие с юго-востока на северо-запад. Первая, старшая по возрасту, с однорядовой застройкой в нижнем конце и двухрядовой – в верхнем, пролегала по берегу. На этой улице стояли старинные дома с двухскатными крышами, резными охлупнями на коньках, потоками и курицами, бревенчатым челом (фронтоном), небольшими окнами с простыми одностворчатыми ставнями. Вторая улица, более молодая, была проложена на повышенных отметках. Избы обращены окнами друг к другу.

Острова Чилипчан и Шаманский разрезали здесь разлившуюся почти на 6 км. Ангару на три крупных протоки с обилием высоких залеснённых и мелких луговых островков. Некоторые из них служили удобным выпасом для скота. Перевезённые на больших дощаниках стада коров всё лето паслись без всякого надзора. Только женщины приплывали сюда на дойку.

Из Нижней Шаманки раскрывались обширные перспективы на живописные острова, на пологий северный берег Ангары. Эта деревня ушла под воду и унесла с собой свидетельства минувших времён. В Нижней Шаманке жили староверы. Сотни лет складывались их традиции, определённый жизненный уклад.

Отсутствие дорог, суровый климат, удалённость от крупных торговых и промышленных центров, непроходимые речные пороги создавали много неудобств. Промышленность здесь не развивалась, местные жители ограничивались кустарным производством. При переезде в другие деревни и города жители деревень, попавших под затопление, безвозмездно отдают в музей предметы своего быта и чтят народные традиции.

 

Воробьёво

Самое большое поселение на Средней Ангаре – это село Воробьёво. Располагалось оно в устье р. Эдучанки по левому берегу Ангары, в 225 км.  от г. Братска.  По передаточной описи 1723 г. в нем было всего два двора.

 Здесь горы отошли на запад и образовали обширную террасу, удобную для развития сельского хозяйства. Благодаря наличию хороших пашенных угодий и благоприятному месту поселение довольно быстро выросло в крупное село.

Воробьёво – село многопорядкового типа. Две его улицы с двухсторонней застройкой были обращены на юго-восток и шли вдоль Ангары. Другие с односторонними застройками в верхних концах изгибались по берегу тихой реки Эдучанки и представляли собой живописную композицию на фоне отдалённых гор. Интересна и такая деталь, дома, выходящие фасадами на Ангару и Эдучанку – с белыми наличниками и ставнями, а на улицах они сохраняли цвет дерева или покрашены в другие тона, но только не в белый. В центральной части села находилась деревянная церковь, построенная в начале 20 в. на месте старой. Здесь же был дом волостного правления. Огороды и хозяйственные постройки располагались между порядками и на берегу Ангары. В селе не сохранились древние дома. Часть из них были перестроены: расширены окна, навешены новые прорезные наличники и ставни, перебраны крыши, переделаны фронтоны, забиты тесом и украшены затейливой резьбой. Построены новые дома в 19 и 20 в. В этом своём новом обличье село привлекало своеобразием и красотой. Несмотря на относительно невысокий берег, Воробьёво воспринималось и с низа Ангары, с далёких расстояний, а с верху – неожиданно выныривало из-за леса острова Большого (длиной 6,5 км) и сразу же открывалось полным фронтом.

Много жителей переехало из деревни в город Усть-Илимск. С собой они перевозили свою мебель, сделанную своими руками комоды, сундуки, буфеты, диваны, столы. Всего и не перечислить. Много чего не сохранилось. По смерти владельцев мебель уходила по родственникам, по соседям, выбрасывалась. Но кое-что всё же сохранялось. Правда, некоторые сибиряки, покидая обжитые места, старались по возможности перевезти с собой даже дома. Некоторые из них сохранились до сей поры и представляют собой историческую и культурную ценность, архитектура которых сохранила мотивы прежних эпох. Их возраст исчисляется сотнями лет, рождение приходится на 17-19 века. Естественно их состояние крайне удручающее. Некоторые жители перевозили с собой даже гробы с кладбищ и перезахоранивали родственников.

При затоплении села люди рассказывали, что по морю плавали гробы. Кладбище размыло и гробы повсплывали. В данное время коренных жителей с. Воробьёво почти никого не осталось в живых. Но живут их дети, внуки, правнуки. Живёт их творчество, сделанное своими руками.

 

Изучение и сохранение традиционной культуры Прибайкалья

На протяжении трехвековой истории подлинными творцами, создателями народной архитектуры были трудовые крестьяне. Именно они совершенствовали существующие и создавали новые образы деревянного зодчества, прикладного искусства. Изучая жилые поселения на Ангаре, Илиме и в других районах Восточной Сибири можно проследить развитие древнего зодчества в России, его типовые черты и строительные приёмы. Здесь сохранились в первозданном виде сооружения трехвековой давности, впитавшие в себя народную мудрость, великолепное искусство русских умельцев. История и современность соседствуют рядом. Многие традиции народного зодчества той поры могут быть использованы и теперь при строительстве новых колхозных и совхозных поселений по берегам Братского и Усть – Илимского водохранилищ.

Все ранее обследованные нами села и деревни от Железногорска – Илимского до устья Илима, от Братска до створа Усть – Илимской ГЭС теперь оказались на дне новых морей или перенесены на незатопляемые участки. Люди покинули насиженные места и переселились в новые районы. Из-за ветхости или сложности перевозки старые дворы были уничтожены. Чтобы сохранить древнее самобытное зодчество Приангарского края, часть дворов с хозяйственными постройками из Илимска, Новой Шаманки, Подъеланки, Седаново, а также водяную мельницу, Илимскую надвратную башню и церковь перевезли в музей Народного зодчества. Здесь, на 47-м километре Байкальского шоссе, на берегу Иркутского водохранилища воссоздаются ангарская деревня, деревянный острог, производственные постройки. Будут также представлены бурятские деревянные юрты, эвенкийские чумы, жилища карагасов.

Усть-Илимский район является одним из архаичных в этнокультурном отношении регионов Сибири, он отличается необыкновенным богатством явлений культуры.

Одним словом, русскую культуру ангарских поселений с их трёхсотлетней историей предстоит изучить научным сотрудникам ОЦНТД.

Особенно это необходимо сделать сегодня, потому что стремительно исчезают с лица земли деревни, уходят из жизни люди старшего поколения – носители традиционной культуры – и нарушается преемственность поколений.

Задача собирателей фольклора – застать эту культуру в её живом выражении и зафиксировать обычаи, верования, ещё бытующие сегодня.

 

Список литературы

Материалы из архива г. Усть-Илимска.

Бахрушин С. В. Научные труды, т. 3. Избранные работы по

истории Сибири. – М., АН СССР, 1955.

История Сибири: т. 1-5. Л.: «Наука», 1968-1969.

Ковалев А. Я. Ангарский каскад. – М, Стройиздат, 1975.