О коллекции Вячеслава Михайло­вича Рагулина.

О коллекции старинных граммофо­нов, патефонов, напольных и настенных ча­сов, русских самоваров, а также фототехники Вячеслава Михайло­вича Рагулина.

Путешествие в СССР

Жителю Усть-Илимска удалось собрать уникальную коллекцию старинных экспонатов.

Помню, в детстве я как-то не на шутку увлеклась коллекционированием марок. Интерес к столь необычному делу у меня вспыхнул случайно. Никто из моих одно­классников, друзей и родственников этим не занимался. Рядом с моим домом был магазин-филателия, и я частенько забегала туда за школьной канцелярией. Что меня всегда поражало, так это то, что в нём в лю­бое время было много народу. В очередях в основном стояли пожилые люди, которые с серьёзными лицами и надвинутыми на глаза очками рассматривали витрины с мар­ками, а затем их приобретали в огромных количествах. Глядя на них, я стала тоже по­долгу разглядывать эти интересные бумаж­ки, и вот тут-то неожиданно во мне просну­лась настоящая страсть. Мне непременно захотелось купить несколько красивых по­чтовых картинок. В общем-то, так и начался мой первый опыт коллекционирования. От­ныне все свои карманные деньги я относила в магазин, чтобы вновь и вновь становить­ся обладательницей новеньких интересных экземпляров. Но увлечение моё, увы, было обречено. Мой любимый магазин закрыли, друзей-филателистов у меня также не по­явилось, и интерес к коллекционированию постепенно угас. И вдруг, по прошествии двадцати лет некогда забытое увлече­ние вспыхнуло с новой силой. Мне снова страстно захотелось собрать какую-нибудь коллекцию из необычных и редких вещей. А помог это понять один замечательный и удивительный человек - Вячеслав Михайло­вич Рагулин. Нет, он не увлекается марками. Просто пять лет назад его привычный мир перевернулся, благодаря коллекционирова­нию. И теперь это дело является самой глав­ной отдушиной его жизни. Побывав у него в гостях, я словно совершила путешествие в далёкую эпоху СССР. Вы не поверите, но его трёхкомнатная квартира - настоящий исторический музей! Переступив порог это­го уникального жилища, вы сразу попадаете в галерею часов с кукушкой. Пройдя чуть дальше, окажетесь в зале, где представлена богатая экспозиция старинных граммофо­нов, патефонов, напольных и настенных ча­сов. А в соседней комнате перед вами пред­станет огромная и разнообразная коллекция советской фототехники. Но и это ещё не всё! Гостеприимный и радушный хозяин домаш­него музея пригласит вас на кухню, где в современный интерьер вписана коллекция раритетных самоваров. Вячеслав Михайло­вич, как опытный экскурсовод, рассказал нам об истории каждого экспоната из своей коллекции.

«Я всю жизнь проработал в лесопромыш­ленной отрасли. На хобби свободного времени почти не оставалось. Да и когда вышел на пенсию, о том, что когда-нибудь всерьёз увлекусь коллекционированием, даже и не думал. Однако в детстве у меня было одно интересное увле­чение. Когда я учился в пятом классе, отец мне купил фотоаппарат «Зоркий 2С» и я начал зани­маться фотографией  - сам печатал, готовил рас­творы, проявлял плёнку. В общем, работа была кропотливая, но мне всё это безумно нравилось. Со временем у меня появился другой фото­аппарат, более усовершенствованный, а затем ещё один. Так, за всю жизнь накопилось шесть советских моделей. Современный мир не стоит на месте. На смену плёночной фототехнике при­шла  цифровая. И я, как многие фотолюбители, поспешил прикупить новенькую зеркальную ка­меру. Плёночная техника была не у дел и просто несколько лет лежала без дела где-то в шкафу. Поэтому я решил её подарить тому, кому будет интересен антиквариат. Пришёл в один местный фотоклуб и хотел передать раритеты в их музей.  Мне пообещали позвонить, но прошёл месяц, два – тишина. В общем, я так и не дождался от них ответа. Пристроить фотоаппараты одному из фотографов тоже не получилось, так как он кол­лекционированием не занимался. Но и выкинуть на помойку или сдать в металлолом родные вещи я никогда бы не смог. В тот же день, придя домой, окончательно решил, раз они никому не нужны, то пусть и дальше будут у меня. Я поставил их на полки, на самом видном месте в своей комнате. И эти шесть фотоаппаратов, в общем-то, и стали моей первой экспозицией. Но не прошло и двух месяцев, как моя маленькая коллекция стала по­полняться. Мои друзья шли в гости и приносили мне свои старинные аппараты. Так, около 50 эк­земпляров мне подарили знакомые, остальные я просто купил у местного населения. Сейчас в моей коллекции более 300 фотоаппаратов. Здесь собраны все представители советской и импортной фототехники, а это целые серии «ФЭДов», «Зенитов», «Зорких», «Смен», «Москвы», «Люби­телей», «Киевов», «Фотокоров» и многих других. Но особой гордостью экспозиции является не­сколько уникальных и очень редких экземпляров. Например, немецкий фотоаппарат, рассчитанный на пластинку 9x12, с объективом «Перископ», который я купил у своего бывшего учителя в Во­ронеже несколько лет назад, когда довелось при­ехать в этот славный город на встречу однокласс­ников. Эта немецкая техника была выпущена в 1906 году и на данный момент является самым раритетным экспонатом. Немцы в фотоделе были первыми и весьма в этом преуспели». Есть в коллекции Вячеслава Михайловича и советские фотоаппараты, скопированные с немецких моде­лей. Это «Фотокоры», которые начали выпускать в 1930 году, а после войны сняли с производства. Интересно, что практически все эти старинные «фотомонстры», несмотря на свой значительный возраст; находятся в рабочем состоянии. И если бы герой этой статьи смог найти соответствую­щие светочувствительные фотопластинки, с по­мощью которых и делалась съёмка, он, несом­ненно, сделал бы немало изумительных снимков. Конечно, современного человека один только вид фотоаппарата 19 века может привести в замеша­тельство, вызвать неподдельный интерес и удив­ление. Как возможно с помощью этой необычной коробки из металла, похожей на баян, добиться хороших фотографий?

И тем не менее та столь старинная техника в  далекие времена, несмотря на свои допотопный вид и полностью механическую конструкцию, демонстрировала на фото непревзойдённое качество съёмки. Вспомните старинные снимки царской семьи Романовых дореволюционного времени. Все они чёрно-белые, но их резкость и светопередача просто поражает современ­ных фотографов. Тех неповторимых эффектов, что можно увидеть лишь в фотоархивах, сейчас пытаются добиться многие мастера. Вот такой уникальной была когда-то техника! Не менее ув­лекательна и сама история создания некоторых советских фотоаппаратов. Один из ценнейших экспонатов коллекции нашего героя - советский узкоплёночный аппарат 1934 года под названи­ем «ФЭД». Как и многие другие, этот экземпляр также является раритетом. Мало кто знает, но именно эту модель по немецким чертежам впер­вые стали производить в Харькове, в колонии, обычные беспризорники под руководством из­вестного педагога Макаренко. Сначала подрост­ки делали их почти кустарным способом, можно сказать, обыкновенными напильниками. А через некоторое время производство данной модели запустили на специально оборудованном заводе. Кстати, интересный факт все советские предприятия, выпускающие фототехнику, были тогда военными или относились к оборонной промышленности. Об этом свидетельствуют соответствующие надписи, которые можно увидеть на первых моделях «ФЭДов»: «НКВД-ССС  Харьковский комбинат им. Ф.Э. Дзержинского». Этой надёжной и довольно лёгкой в использовании техникой «вооружали» военных корреспондентов и сотрудников спецслужб. Имеется в экспозиции  Вячеслава Михайловича и настоящий «шпионский» фотоаппарат - «Киев-30». Этот экземпляр настолько компактный и миниатюрный, что легко помещается на ладошке. А для того чтобы сделать нужный кадр, достаточно «взвести» затвор и нажать на спусковую кнопочку. Если легендарные «ФЭД» и «Киев» по внешнему виду всё же чем-то напоминают современные фотокамеры, то некоторые раритеты плёночной
техники, находящиеся в музее нашего героя, любого неподготовленного новичка приводят в изумление. К таким фотоаппаратам можно отне­сти целую серию «Любителёй», которые начали делать в 50-е годы. Только представьте, в корпусе этого «фотомонстра» встроены целых два объек­тива, один из которых служил для визирования, а через другой непосредственно шла съёмка. Для того чтобы сделать фотографию, мастеру нуж­но было смотреть сверху, а не держать аппарат на уровне глаз прямо перед собой. Конструкция, скажу я вам, довольно оригинальная, но не очень - то удобная. «Вы ещё не видели технику с тремя объективами,- смеётся коллекционер, доставая с полки какую-то непонятную коробочку странной формы. - Эта один из редчайших фотоаппара­тов под названием «Спутник». Можно сказать, что он сделан на базе двух «Любителей». Здесь центральный объектив служит для визирова­ния, а два остальных, которые, кстати, работа­ли синхронно, - для съёмки. В итоге получалась стереопара из негативов, с которых можно было сделать два отпечатка и смотреть на них через специальные очки - получалось изображение, подобное современному 3D. Так что всё новое, ребята, это далеко забытое старое!» И наш герой абсолютно прав. Мало кто знает, но современные зеркальные фотоаппараты -это далеко не техно­логическая новинка. Те же знаменитые «Зенит», «Любитель» и «Киев» являются, по сути, зеркаль­ными фотоаппаратами, вот только производили их в далёкие 50-е годы. Правда, во всех них использовалась плёнка, достать которую, равно как и специальные химикаты для её проявления, в нашем городе уже проблематично. Но Вячеслав Михайлович не унывает: «Меня, как настоящего фотолюбителя, это не пугает. Если нужно достать плёнку или какую-нибудь деталь, чтобы починить сломанный экземпляр, я обращаюсь за помощью к интернету. Вообще, в больших городах есть та­кие «чудаки», которые, несмотря на современные тенденции, не перешли на цифровую технику, а продолжают по-прежнему заниматься плёноч­ным фотоискусством. У них есть и фотолаборато­рии, и специальные химикаты, и всё необходимое для своего творчества. Они считают, что с плёнки фотографии получаются качественнее и инте­реснее. Их завораживает сам процесс изготовле­ния, поэтому совсем не удивительно, что каждый снимок получается настоящим шедевром. Это, по сути, и есть настоящие мастера своего дела. Если, благодаря современной цифровой камере, фотограф может не напрягаться и, просто нажи­мая спусковую кнопку, спокойно сделать 100-200 кадров, а потом в итоге выбрать из всех около 5 удачных снимков, то на плёночной технике всё обстоит совсем по-другому. Чтобы сделать один уникальный кадр, у мастера в лучшем случае было всего 10-15 попыток: ведь плёнка не бесконечна. Поэтому каждый свой шаг фотограф тщательно продумывал, и все фото прежних лет были не случайными, а проработанными до мелочей её автором. В этом и заключается профессия фотографа. А ещё посредством интернета приобрёл много друзей, таких же коллекционеров, только из разных уголков нашей страны.  Мы активно общаемся, делимся своими знаниями, а порой меняемся различными экспонатами, отправляя их друг другу по почте. Встречаются, конечно,  и такие фанаты, для которых ни расстояние, ни средства не помеха - готовы бросить всё и приехать за желанной вещью в другой город. И мне совсем недавно выпала такая возможность. Месяц назад я навещал своих родственников в Воронеже, был проездом в Липецке, в Москве. Как раз в столице мне удалось побывать на зна­менитом блошином рынке, что находится в Из­майловском парке. Эту огромную ярмарку даже за неделю не обойти. Вообразите, почти километровые ряды бутиков, магазинов, киосков. И каких безделушек, вещей там только нет! Нашёл я и то, что искал: такие же раритетные фотоаппараты, в том числе и те, которых в коллекции у меня пока нет, вот только купить я их так и не смог москов­ские цены сильно кусаются, но зато я видел эк­земпляры воочию, держал их в руках, и это имеет для коллекционера огромное значение».

Помимо фототехники у Вячеслава Михайло­вича есть не менее ценные «собрания» других раритетных вещей. В зале находится основная экспозиция старинных напольных и настенных часов, а также патефонов и различной совет­ской радиоаппаратуры. И почти все предме­ты на данный момент находятся в исправном состоянии благодаря золотым рукам нашего героя. «Когда я приобретаю новый экземпляр для своих коллекций, он нередко имеет пла­чевный вид. Людям, которые отдают раритеты, старинные «безделушки» долгие годы были не нужны. Эти вещи пылились где-нибудь на дач­ном чердаке или в сарае. Большинство из них просто были сломаны. Поэтому мне приходит­ся их реставрировать, наводить, так сказать, лоск, зато потом каждый экспонат становится как новенький. Сейчас в моём частном музее  - более 10 старинных патефонов, а к ним - около 100 пластинок таких известных исполнителей, как Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Леонид Утёсов и многих других. Прекрасно дополняет экспозицию музыкальной техники и оригиналь­ная выставка механических часов различной модификации, среди которых есть один экспо­нат 19 века. В коридоре у меня представлена коллекция часов с кукушками не только отече­ственных, но и зарубежных производителей. А это большая редкость. Их я выписал по ин­тернету у одного коллекционера из Германии. Антикварная вещь искусно оформлена резным деревом, а ещё в неё встроена музыкальная шкатулка. В общей сложности за пять лет свое­го достаточно молодого увлечения мне удалось собрать около 80 часов. Но и это ещё не всё! Сравнительно недавно, 2 года назад, я решил создать новую коллекцию русских самоваров, которых на сегодняшний день у меня около де­сяти»,- говорит мой собеседник.

  Как ведите, быть коллекционером - это не только хобби, но и настоящее призвание. А труд и увлечение Вячеслава Михайловича очень инте­ресен не только его друзьям и людям «антиква­риата», но и современной молодёжи. Ведь в его уникальном музее можно прикоснуться к истории нашей огромной и великой страны.

Екатерина Вежливцева

Вежливцева, Е. Вечерний Усть-Илимск. – 2016. – 3 авг. (№ 30).