ОНА ДЕРЖАЛА СКРИПКУ ПАГАНИНИ

Марина Тяжелкова, интервью с победителем Международного фестиваля "Созвездие" в Вене, преподавателем школы искусств № 2 г. Усть-Илимска, руководителем известного ансамбля скрипачей «Мюзет»  Еленой Абашиной.

ОНА ДЕРЖАЛА СКРИПКУ ПАГАНИНИ

ГЛАВНЫЙ приз Международного фестиваля «Созвездие» вручается Иркутскому детскому оркестру… - последние слова ведущего утонули в неистовом восторге, а один из русских поклонников, не в силах сдержать эмоции, вылетел на сцену с российским флагом…

Это было ровно год назад в Австрии на III Международном фестивале «Созвездие Вена – музыка, гармония, искусство». В состав титулованного оркестра входили лучшие юные музыканты Иркутской области. Среди них – пять скрипачей, учеников преподавателя школы искусств № 2 г. Усть-Илимска  Е. В. Абашиной. Только ей, как музыкальному руководителю, позволили сопровождать своих воспитанников в Вену. У остальных преподавателей в оркестре было по одному, в редких случаях по два, ученика. Сегодня в гостях у «Вечерки» - Елена АБАШИНА.

- Елена Владимировна, ваши скрипачи составляют ведущую партию оркестра, к тому же, скрипка считается душой всех инструментов. Как развиваются отношения с областным оркестром сейчас?

-Мы поддерживаем связь с дирижером Леонидом Михайловичем Безродным, правда, на совместных репетициях, практически, не бываем. Увы, творческие коллективы, как никто другой, страдают из-за кризиса, отсутствия денег. Нет возможности выезжать на публичные репетиции, фестивали, конкурсы, семинары… А нам так нужен выход на большую публику, нужен профессиональный рост!

-В марте в ДК «Дружба» вы со своими воспитанниками дали первый городской концерт. Переполненный зал рукоплескал, о выступлении много говорили... Не собираетесь побаловать устьилимцев еще?

-Моя мечта (родилась она после поездки в Австрию) - создать свой усть-илимский камерный оркестр. Для этого в школе искусств № 2 есть полный классический состав: музыканты по классу виолончели, скрипки, флейты, кларнета. Начальник управления культуры Татьяна Геннадьевна Сафиулина вроде  нас поддержала. Думаю, осенью начнем работу. И если у нас получится, то выступлений в городе и за его пределами будет больше.

-На концерте среди ваших учеников выступала трехлетняя девочка. Учитывая возраст, она неплохо играла, во всяком случае, чувствовался ритм, характер исполнения. Во сколько лет можно начинать учиться играть на таком непростом инструменте, как скрипка?

-Чем раньше, тем лучше. У малышей нет стереотипов, они чисты по своей природе. К тому же, все дети рождаются талантливыми. Проблема заключается в нас, взрослых. К  сожалению, большинство родителей после рождения ребенка, главным в воспитании считают кормежку, гуляние, чистоту пеленок и ползунков. Однако при этом они забывают, что дитя развивается, в его мозг закладывается интеллект. В 5-6 лет он приходит в музыкальную школу и только тогда выясняется, что не приучен к умственному и физическому труду.  А уже поздно: фундамент заложен! Дальновидные родители помогают раскрыться таланту. С раннего возраста читают ребенку стихи и сказки, учат их наизусть, слушают и поют песни, занимаются полезным делом... Талант как семечко, за ним надо ухаживать, лелеять, проявлять максимум терпения и понимания. Тогда он вырастет и даст плоды. Два года назад я написала программу «Ранее развитие детей на скрипке». Хотела пойти с показом по детсадам. Однако потом решила, что пока окружающие не увидят результат – торопиться не стоит.

-Во сколько лет вы сами взяли скрипку? Есть ли в вашей семье музыканты?

-В четыре года родители отвели меня в музыкальное училище. Тогда мы жили в Дзержинске Горьковской области. Нас четыре сестры, в свое время три старшие занимались легкой атлетикой, дошли до мастеров спорта по гимнастике. Родители решили, что в семье спортсменов  достаточно, и меня отдали в искусство. В училище, куда меня привели, проходили практику студенты-скрипачи. Они-то и стали заниматься со мной. Затем соседка - преподаватель скрипки – пригласила меня в музыкальную школу, мотивируя выбор тем, что подхожу по внешним параметрам. Так, с семи лет я стала заниматься скрипкой профессионально. Ежедневно два часа играла на инструменте, это дисциплинировало, развивало,  способствовало хорошей учебе. После школы поступила в музыкальное училище. А потом приехала в Усть-Илимск, где началась моя творческая карьера.

-В Усть-Илимск поехали случайно?…

-Мой отец до этого по направлению работал в Усть-Илимске на одной из строек, почти два года наша семья здесь жила. Я училась в образовательной и музыкальной школах. Затем мы вернулись в Дзержинск. Поэтому приезд сюда был не случаен: я хотела жить и работать в этом городе.

-Приходилось ли когда-нибудь держать в руках инструмент великого мастера: Страдивари, Амати?…

-Нет, видела только в музеях. Зато в Нижнем Новгороде я была на концерте известного в мире скрипача Леонида Когана. После мне удалось встретиться с ним и даже подержать в руках его скрипку, на которой когда-то играл сам Паганини!…

-Что чувствовали?

-Меня поразил звук: обогащенный, насыщенный, благородный… Звучание, конечно, сильно отличалось от обычной скрипки, и чем-то напомнило мне мою, любимую скрипку.

-Какую?

-Когда мне было шесть лет, маме предложили купить скрипку мастера, изготовившего ее в 1910 году. Инструмент лежал у нас дома, пока я физически до него росла. И только в старших классах, в училище я начала играть на своей скрипке. Она была словно живая, чувствовала мое настроение, от нее шла какая-то энергетика… К сожалению, сегодня у меня ее нет.

-На сцене вы едины с инструментом: двигаетесь в такт музыки, иногда даже пританцовываете. Это настроение передается залу, зритель зажигается. Все это получается непроизвольно или таков образ?

-Каждый музыкант должен обладать артистизмом, создавать  образ произведения, воспитывать это и в своих учениках.

-И ваши ребята таким артистизмом обладают. Как вы думаете, они вам подражают?

-Не терплю обезьянничества. Дети ведут себя естественно. Хотя всегда считалось, что дети – отображение своих родителей, а, значит, и педагога.

-Какую музыку предпочитаете исполнять?

-По характеру я – энергичный, живой, деятельный человек. Поэтому и музыка мне нравится яркая, насыщенная, энергичная. Бесспорно, классика замечательна. Но это немного не мое. К тому же, если современным детям давать только классику, на которой обучали нас, им будет скучно. На каких-то конкурсах, например, в Австрии, мы играем только классику, и тут никуда не денешься: Вена – сердце мировой культуры. А чтобы удержать внимание, интерес детей, берем более яркие, контрастные, динамичные произведения, которые трогают душу, подчеркивают эмоции.

-Вы говорите о воспитании учеников, а как воспитываете своих личных детей?

-Старший Кирилл окончил музыкальную школу по классу фортепиано. У него были хорошие данные, перспектива. Однако он выбрал мужскую специальность – машиностроение. Сегодня он учится и работает в Красноярске, ему 21 год. Но музыкальные навыки ему много дали в плане культуры, образованности, душевного обогащения. Кирилл самостоятелен, в жизни всего добивается сам. Младшему Даниилу восемь лет, он очень хотел учиться играть на скрипке. Но я была против, младший занимается спортом.

-Почему против? Вы же сами говорили, что стремления ребенка надо лелеять и развивать?

-Мальчик, увлеченный музыкой, конечно, здорово. А вот взрослый мужчина, у которого работа связана с  музыкой – случай сложней. Мужчина не может всю жизнь быть в творческой эйфории. Он, прежде всего, должен быть опорой для семьи. Без сомненья: творческая работа приносит массу удовольствия и удовлетворения. Однако в юношеском возрасте мужчине творческой профессии непросто общаться со сверстниками, найти свое место в жизни, подобрать партнера… Я столкнулась с этим, когда растила старшего сына. Тогда и решила, что хватит музыкантов в нашем доме, все должно быть гармонично. Примерно также когда-то решили мои родители и вместо спорта отдали меня в искусство.

-А вам повезло с партнером по жизни?

-Мой муж поддерживает меня во всем. Это мой прочный тыл. По профессии он дизайнер-строитель, в жизни, без преувеличения,  мастер – золотые руки. Дома я отключаюсь, забываю о проблемах на работе. В этом мне помогают мои домашние, мы бережно относимся друг к другу, стараемся не загружать лишней информацией.  Конечно, бывают яркие события, которые бурно обсуждаются в семье. В такие минуты муж помогает мне принять правильное решение, и я ему за это благодарна. Могу смело сказать: я – счастливый человек.

-Как распределяются домашние обязанности?

-Нам очень помогает мама, которая живет с нами. Она отдает себя детям без остатка. Ей 72 года, но мама настолько деятельна, что больше 60 ей не дашь. Она бывает на моих концертах, первая узнает об удачах и неудачах, дает мудрые советы. У нее очень хорошие отношения с моим супругом. Мама ведет все хозяйственные дела, она примерная бабушка и теща.

-Что любите делать дома вы?

-После работы люблю тишину. Представьте целый день в школе звуки какофонии! Ведь когда малыши берут в руки скрипку, само слово «скрип» говорит за себя. Если на другом инструменте есть клавиша или кнопка фиксированного звука, то на скрипке ее нет. Пройдет несколько месяцев, а то и год, прежде чем первоклассник научится владеть смычком, инструментом, станет играть чистенько, без фальши.  Но прежде уходит много энергии, воспитать музыканта – огромный труд. Поэтому после работы хочется посидеть в тишине, собраться с мыслями.

- Есть ли семейные увлечения?

-Любим выезжать на природу, где разводим костер, обычно отдыхаем в лесу на берегу Ангары... Но прежде устраиваем субботник: берем грабли, перчатки, собираем весь мусор, вносим маленькую лепту в чистоту нашей среды. И только потом садимся отдыхать. Дома мы любим читать Рериха, Марченко, Клизовского… Девять лет мы с мужем занимаемся эзотерикой.

-Любимые блюда?

-Мы – вегетарианцы. Любим овощи, фрукты, рыбу, словом, все, кроме мяса.

-Это связано с религией?

-Нет, просто здоровый образ жизни.

-Вы по гороскопу…

-Овен, родилась в апреле. Весна – начало всему, зарождается новое, прекрасное. Наверное, поэтому у меня много идей, планов.

-Ощущение после победы в Австрии?

-Радость, удовлетворение от результатов проделанной титанической работы. Конечно, есть некоторая опустошенность… Страшно и за детей, чтобы после восторгов, восхищения к ним  не пришла некая пустота. Каждый, кто хоть немного прикасался к славе, поймет меня. Тяжело держать «звездную» планку.

-У других ваших выпускников есть музыкальные успехи?

-В Новосибирске моя ученица Мария Скокнина была на прослушивании в музыкальном училище. После чего ее пригласили учиться довольно известные в сибирской столице  преподаватели. В Красноярске Маргарита Новидченко, выдержав большой конкурс, тоже поступила в училище искусств. У нас в Усть-Илимске у многих молодых людей занижена самооценка. Надо верить в себя, тогда чего-то в жизни добьешься.

-Вы часто себе это говорите?

-Увы, я не исключение. Бывает, излишняя самокритичность…Восхищаюсь, когда люди, порой абсолютно бездарные, умеют красиво себя преподнести, и им верят окружающие. Наверно это тоже своеобразный талант, который дан не всем.

-Спасибо за интересный разговор. И удачи в осуществлении всех идей!

Вечерний Усть-Илим. - 2009. - 9 июля. - с. 3.

Теги: