СтатьяО водителе-первостроителе Головине Леониде Ивановиче

О водителе-первостроителе Головине Леониде Ивановиче

Испытание судьбой

Леонид Иванович Головин родился в Приморском крае в селе Алексей-Никольск в семье военнослужащего. С самого детства юному Леониду пришлось много путешествовать. Отца, кадрового офицера, переводили то в Нижегородскую, то в Кировскую области, пока в 1953 семейство не переехало в Молдавию. Там наш герой окончил училище механизации, овладев специальностью тракториста.

По комсомольской путёвке отправили Леонида на целину, в Павлодарскую область Казахстана. Там какое-то время он работал комбайнёром, пахал, сеял и убирал хлеб. В 1961 году окончил курсы шофёров, пошёл служить в армию. По окончании службы поехал искать счастье по свету: побывал в Тольятти, в Чайковске. В Пермской области полгода проработал на строительстве Боткинской ГЭС. Однажды по радио он услышал знаменитую песню Пахмутовой про Усть-Илим. В газетах и по телевидению только и говорили, что о новом строившемся городе в Сибири.

Это подтолкнуло молодого водителя приехать в 1967 году в Усть-Илимск. Здесь для него сразу нашлась работа: он побывал за рулём практически всей грузовой техники того времени, участвовал в закладке ЛПК и отсыпке дорог в левобережной части города, возил грузы на ГЭС, грунт под фундамент жилых домов. Иной раз работа преподносила сюрпризы. Был случай, когда в одном из карьеров рабочие обнаружили застывшего в мерзлоте мамонта. Удивлению не было предела, и некоторые не смогли устоять перед соблазном забрать на память небольшие фрагменты находки. Правда, наш герой от этого воздержался.

В 1977 году Леонид перевёлся водителем пассажирского автобуса, доставлял рабочих на ЛПК. Но втайне он мечтал о дальних дорогах, свободе путешествий и новых местах. Через пять лет работы на автобусе он решил стать дальнобойщиком. Романтика дороги и новые впечатления от каждой поездки придавали силы и вдохновляли на очередные путешествия. Часто приходилось брать рейсы в Иркутск, Красноярский край, доставлять разные грузы: от мебели до продуктов. Один из таких рейсов для Леонида Ивановича оказался трагическим.

Для ДК «Дружба» срочно потребовалась стеклянная плитка. За материалом в Братск отправили троих водителей, среди которых был и Леонид Иванович. Ему к тому же предстояло отвезти в Братск попутный груз. В ноябре на дорогах гололёд. Возле посёлка Седаново машина Леонида забуксовала на подъёме, гружёный прицеп занесло в сторону. Опытный водитель стал медленно сдавать назад. В это время навстречу ему шёл порожняком лесовоз. Сделав несколько предупредительных знаков встречному водителю и решив, что тот сбрасывает газ, по гололёду вышел юзом на встречную полосу. И тут произошёл удар - Леонид потерял сознание.

Позже выяснилось, что водитель лесовоза был сильно пьян и мчался навстречу буксующему ЗиЛу со скоростью 90 км/ч. Результатом стало лобовое столкновение, оно сплющило кабины обоих грузовиков, а прицеп ЗиЛа развернуло к обрыву. Лишь чудом машина не сорвалась в пропасть. Помогли проезжавшие мимо машинисты Невонской передвижной мехколонны. В течение нескольких часов они высвобождали пострадавших из кабин, после чего доставили в Седановский медпункт, а оттуда участники аварии были госпитализированы в больницу Братска. У водителя лесовоза были повреждены внутренние органы, и после аварии он прожил всего месяц. Леонид Иванович получил тяжелейшие травмы: раздробление таза, переломы голени и рёбер. Девять месяцев после аварии он пролежал в стационаре, его состояние все ухудшалось, а врачи не решались делать операцию. Ради спасения его отправили в Иркутск в Институт травматологии. Но и там до операции дело не дошло, а состояние больного становилось критическим.

В больнице ему часто приходилось наблюдать, как от таких инвалидов, как он, отказывались самые близкие люди. У Леонида стали сдавать нервы, пропала надежда на исцеление, он похудел на сорок килограммов. А вскоре врачи предложили ему уехать домой как безнадёжно больному. По их прогнозам, жить ему оставалось два месяца. Узнав об этом, он дал телеграмму домой. Жена приехала за ним, но он не хотел собой никого обременять и предложил расстаться. Но супруга и в мыслях не допускала такого. Оформив отпуск на работе, она месяц дежурила у кровати дорогого ей человека и затем увезла в Усть-Илимск.

Благодаря её заботе, поддержке и любви, муж смог победить отчаяние и решил во что бы то ни стало бороться за свою жизнь. Уже в Усть-Илимске, в городской больнице №1, Леониду Ивановичу сделали 12 операций. Таз срастить не удалось - опоздали, а правую ногу пришлось заменить протезом. Потихоньку он начал ходить на костылях, потом ещё год носил аппарат для затягивания раны. Вторая группа инвалидности заставила навсегда отказаться от любимой работы, но не охладила желания сесть за руль.

Сейчас Леониду Ивановичу 74 года. Когда вышел на пенсию, то стал столярничать. Оборудовал мастерскую в своём гараже, где занимался любимым с детства делом и встречался с друзьями, коллегами. Для интерьера своей квартиры Леонид смастерил резные арки, двери, оконные рамы, столы, тумбы и прочую мебель. Трудности жизни его не сломили. Этот человек не пал духом, а нашёл себя в творчестве.

Не оставляет он и путешествия. Каждый год ездит к дочери в Бурятию и в Павлодар к старшему брату на своём автомобиле. Несмотря на травму ноги, машину Леонид Иванович водит прекрасно. Чувствуется, что шофёрский талант у человека в крови. Новые ощущения от путешествий и встреча с родными всё больше наполняют красочными впечатлениями жизнь легендарного водителя.

Главным в любой дороге Леонид считает уважение водителей друг к другу. Никогда не знаешь, что будет за следующим поворотом. Недавно его удивил лозунг, наклеенный на заднем стекле легковушки « Живу, как могу, езжу, как хочу». Что можно ждать на дороге от водителя с таким девизом, один Бог знает.

 Екатерина Вежливцева

Вежливцева, Е. Испытание судьбой  / Екатерина Вежливцева // Вечерний Усть-Илим. - 2012. - 17 окт. - С. 3 : ил.