Дремов Василий Васильевич - водитель-первостроитель

Дороги Василия Дремова

Усть-Илимск родился задолго до того, как полным ходом начались работы на строитель­стве ГЭС, города, ЛПК. Многие годы одной из самых востребованных специальностей здесь оставалась профессия шофера – нужно было отсыпать дороги, подвозить стройматериалы, доставлять на работу людей. Чем дальше, тем быстрее развивалось автохозяйство молодого поселка.

Тысячи километров намотал по трассам Усть-Илимска водитель-первостроитель Василий Васильевич Дремов – один из тех, кто по праву носит звание первостроителя, гордится им и считает Усть-Илимск своей второй родиной.

Ему было 22 года, когда он, уроженец Челябин­ской области, услышал о грандиозных стройках на Ангаре. Шел 1963 год. На всю страну гремела Братская ГЭС. О ней слагали песни, стихи, туда от­правляли комсомольские отряды. Василий Дремов решил поехать на освоение Сибири, минуя райком ВЛКСМ, без путевки. Был уверен: со своей профес­сией без работы не останется.

 В управлении «Братскгэсстроя» молодому парню сказали прямо, что в Братске вопрос с кадрами сто­ит не столь остро, а вот в Железногорске, где есть автотранспортный участок, водители нужны. Но и в Железногорске Дремова не оставили: начальник ав­тотранспортного участка Нарыщенко рассказал, что начинается строительство дороги на Усть-Илим, где в ближайшее время планируется возведение ГЭС, и там очень нужны рабочие руки. Новая техника на подходе, машиной обеспечат быстро. На маленьком самолете В. Дремов вылетел в Воробьево, пришел к начальнику ав­токолонны А. Беловодову, написал заявление и, наконец, после долгих переадресовок устроился на работу. А уже через два дня получил новенький МАЗ.

Дальше начались обычные трудовые будни. Надо было отсыпать дорогу до Эдучанки. Первая зимовка показалась и долгой, и очень холод­ной. Морозы в Сибири стояли лютые. Но парень даже не допускал мысли, что можно уехать домой, на Урал – очень не хотелось показаться слабаком, спасовавшим перед первыми трудностями. Вскоре парень получил КрАЗ, и вновь отсыпал дорогу, теперь уже до Ершово, Седаново… Появились друзья, происходили интересные события, все менялось на глазах.

В Усть-Илимск Василий Дремов попал только в 1965 году. Здесь опять с головой окунулся в работу. Молодо­му поселку нужны были дороги: в ближайший Невон, где строился аэропорт, к строительной площадке ГЭС. За­тем начали отсыпать перемычку на месте будущей ГЭС.

Строительство шло невиданными темпами, меняли друг друга водители, а машина работала круглые сутки.

В 1966 на остров Лосенок, расположенный на Ангаре чуть выше будущей плотины, переправили два КрАЗа и экскаватор, и Василий Васильевич отсыпал дорогу на «большую землю». Работу осложняли сильные морозы, но пережидать их у строителей не было времени – партия ставила планы, вы­полнять которые приходилось ценой неимоверных уси­лий. Москва требовала неукоснительного соблюдения графиков работ, и люди делали все, чтобы их выполнять.

     Однажды с участка механизации № 4, бывшей местом сосредоточения всей тяжелой техники на Усть-Илиме, потребовалось перевезти в Братск ковш для экскава­тора объемом четыре кубометра, весом восемь тонн. На улице от мороза стоял туман. Отправили Василия. Туда шофер добрался благополучно, выгрузил ковш, и, чтобы не возвращаться порожняком, заехал на завод железо-бетонных изделий за плитами. А на улице уже поздний вечер. Мороз крепчал на глазах. Надо было переждать до утра, но водитель двинулся в обратный путь, домой.

 Еду, а дорогу почти не видно, - вспоминает В. Дремов. - Унты, без них в то время было не обой­тись, не спасали. Чувствую, ноги стали замерзать. Благо, машина не подвела. Если бы заглохла, то и мне не быть в живых. Чтобы отогревать ноги, на­девал унты на выхлопную трубу, согревал внутри и опять за руль. Естественно, пока до дома доехал, прокоптил обувь так, что пришлось сжечь. Да ладно, хорошо, хоть сам не обморозился.

Случаев, и опасных, и интересных, было много. Все они хранятся в памяти. При воспоминании о не­которых до сих пор охватывают страх, а вдруг полу­чилось бы чуть иначе…

- Однажды, когда начали строить новый Кеуль, еду с грузом, - рассказывает Василий Васильевич, - на улице от холода туман. Вдруг вижу – впереди дымок, вроде горит что-то, удивился. Еду, смотрю, ближе к речке Кеульке стоит «зилок». Водителя не видно, а у дороги ребятишки одни. Жмутся к небольшому ко­стерку, греются. Меня увидели, бросились махать. Остановился, спрашиваю, в чем дело. Оказалось, машина сломалась, и водитель пешком ушел в по­селок, а детей, ехавших в школу, оставил ждать под­могу. Что делать? Ведь замерзнут пацаны. Кабина маленькая, а их человек восемь. Скомандовал, что­бы быстро забирались ко мне в машину. Набились дети битком, сжали меня со всех сторон. Ни рукой, ни ногой пошевелить не могу. Стекла запотели. Кое-как доехали до школы. А там учителя уже тревогу забили – ученики пропали. Долго благодарили и меня, и Бога.

     Так за работой шли годы. Строился город, семья Дре­мовых, в которой росли двое детей, получила двухком­натную квартиру. Позже, когда стал застраиваться пра­вый берег, им предлагали трехкомнатную квартиру там, но они отказались – решили, что хватит и двушки. Не хотелось уезжать с обжитого места. Привыкли к левому берегу, где и соседи, и друзья стали родными.

  Честный, добросовестный труд водителя был отме­чен правительством. Он был награжден орденом «Знак Почета», медалями.

До самой пенсии Василий Васильевич не расставался с профессией, выбранной единожды и навсегда. До са­мого ухода на заслуженный отдых работал шофером-загонщиком в УИ АТП.

Сегодня, по прошествии 47 лет, он не жалеет, что когда-то связал судьбу с суровой Сибирью. Никогда не помыш­лял об отъезде, ведь здесь его дом, его город…

          Белова, Т. Дороги Василия Дремова // Татьяна Белова // Вечерний Усть-Илим. - 2010. - 28 окт. - С. 3 : фот.