- Здравохранение
- История
- Культура. Искусство
- Литературная жизнь
- Местное самоуправление
- МЧС
- Образование. Наука
- Общественно-политическая жизнь
- Правохранительные органы
- Природа и природные ресурсы
- Религия
- Сельское хозяйство
- Символика Усть-Илимска
- Служба в армии
- СМИ
- Социальная защита
- Спорт
- Твои люди, Усть-Илимск
- Транспорт
- Туризм
- Экономика
- О проекте
Татаркин Николай Кириллович - водитель-первостроитель
О коренном сибиряке, водителе-первостроителе Татаркине Николае Кирилловиче.
Закалённый дорогой
Гуляя по улицам города и наслаждаясь весёлыми красками осени, в который раз признаюсь сама себе – я люблю Усть-Илимск. Сколько времени и труда вложено в его основание! Сколько человеческих судеб со всех концов страны связала идея строительства! Как потом сложилась жизнь этих замечательных людей? Те, кто сумел поднять город, живут среди нас и сейчас.
Родился Николай Кириллович в Томской области в селе Полынянка. Его семья жила в доме у дороги, по которой многие автомобилисты ездили из района в областной центр. Уставшие в пути водители останавливались, заглядывали на огонёк и делились новостями и байками. Пока путники отдыхали, юный Николай просился прокатиться, крутился у машин. Впервые ему удалось сесть за руль в 14 лет, и впечатления от вождения определили дальнейшую судьбу.
Закончив школу, а затем Томский железнодорожный техникум, наш герой ушёл в армию. Родные тем временем переехали в Азов. Демобилизовавшийся солдат, за плечами которого уже был армейский водительский опыт, решил остаться в Сибири. В погоне за романтикой он направился в Тюмень. В купе поезда познакомился с семьёй, ехавшей из Усть-Илимска. Рассказ случайных попутчиков о строящемся городе вдохновил молодого водителя поехать в Усть-Илимск.
В семидесятые годы город только поднимался. Рабочие трудились днём и ночью, сам город, окружённый тайгой и непроходимыми тропами, напоминал муравейник: строились дороги, ГЭС, жилые районы, гудели камнедробильный, графсортировочный и бетонный заводы. Жилья для всех приезжих не хватало, и даже семейные люди были вынуждены ютиться в бараках и времянках.
Наш герой стал работать водителем на КрАЗе. Приходилось возить скальник на камнедробильный завод, песок на бетонный завод, щебень, бетон на стройплощадку ГЭС. Доводилось работать на Невонской перемычке, возить гравмассу на завод. Николай доставлял материалы на Кеульскую, Бадарминскую и Тушамскую трассы, ГЭС, на строительство дорог, ведущих к ЛПК, и на многие другие объекты. Работа была тяжёлая, и если люди с ней справлялись, то техника не выдерживала: ломались автомобили и производственное оборудование. Однажды случилась авария и на камнедробильном заводе. Стройку останавливать было нельзя, и водителям пришлось возить щебень из Братска.
За своими ежедневными хлопотами он и не заметил, как быстро преобразился город: выросли новые дома, появились ровные, чистые улицы. Наконец, и строительство моста через Ангару приблизилось к завершению. На испытание моста пригласили несколько десятков водителей, в том числе и Николая Кирилловича. КрАЗы загружали щебнем, взвешивали, потом машины вставали в ряд на одной полосе моста. На другую полосу в равновесии с ними подгоняли длинный тяжёлый состав. Эта процедура проводилась 5-6 раз. Так инженеры проверяли конструкцию моста, и после этого можно было не сомневаться в его прочности.
В Усть-Илимске наш герой нашёл настоящих друзей: дух грандиозного строительства, причастность к общему делу укрепили шофёрскую дружбу на много лет вперёд. Николай Кириллович вспоминает: «Раньше водители, и стар и млад, всегда помогали попавшему в беду товарищу. Помнится, сломаешься, стоишь у обочины – каждый остановится и предложит помощь».
С 1978 года Николай Кириллович участвовал в строительстве ЛПК. Теперь он на КрАЗ-площадках доставлял на завод различное оборудование в сушильный, отбелочный и варочный цеха, ездил в другие города за химсырьём: кислородом, аргоном, пропаном. Потом Николай Кириллович устроился на хлыстовоз-лаптёжник, после перестройки пошёл работать к частнику. Следующие 10 лет жизни он посвятил профессии дальнобойщика, побывал во многих городах России и ближнего зарубежья. Он часто вспоминает о тех годах: такая работа сложна и опасна, в пути может случиться что угодно. Но если попадёшь в беду, то коллеги-дальнобойщики всегда выручат. Возможно, поэтому работа не отбила у него тяги к странствиям, а лишь помогла проторить дорожки для путешествий в свободное время. Так, на своей легковушке во время отпусков он объездил пол-России и был даже в Белоруссии.
На пенсии Николай Кириллович стал работать в такси. Этого доброжелательного и отзывчивого человека пассажиры знают в лицо и стремятся вновь стать его попутчиками. Водительское дело принесло нашему герою счастье и уважение окружающих. Сейчас, оглядываясь назад, опытный водитель ни о чём не жалеет. Ему 60 лет, но душой он по-прежнему молод. Его отдушина – собственный легковой автомобиль, за которым он бережно ухаживает. Всем автолюбителям и профессионалам он желает ровных дорог, бодрости за рулём и, главное, уважения к окружающим. Ведь короли дорог – не те, кто лихачит и нарушает правила, а те, кто ценит жизнь, свою и чужую.
Вежливцева, Е. Закаленный дорогой / Екатерина Вежливцева // Вечерний Усть-Илим. - 2012. - 10 окт. - С. 3 : фот.
- 2260 просмотров