СтатьяО коренном сибиряке, водителе-первостроителе Татаркине Николае Кирилловиче.

О коренном сибиряке, водителе-первостроителе Татаркине Николае Кирилловиче.

Закалённый дорогой

Гуляя по улицам горо­да и наслаждаясь весё­лыми красками осени, в который раз признаюсь сама себе – я люблю Усть-Илимск. Сколько времени и труда вложено в его основание! Сколько человеческих судеб со всех концов страны свя­зала идея строительства! Как потом сложилась жизнь этих замечатель­ных людей? Те, кто сумел поднять город, живут   среди нас и сейчас.                                       

 Родился Николай Кирил­лович в Томской области в селе Полынянка. Его семья жила в доме у дороги, по которой многие автомоби­листы ездили из района в областной центр. Уставшие в пути водители останав­ливались, заглядывали на огонёк и делились новостя­ми и байками. Пока путники отдыхали, юный Николай просился прокатиться, кру­тился у машин. Впервые ему удалось сесть за руль в 14 лет, и впечатления от вождения определили дальнейшую судьбу.

 Закончив школу, а затем Томский железнодорожный техникум, наш герой ушёл в армию. Родные тем време­нем переехали в Азов. Де­мобилизовавшийся солдат, за плечами которого уже был армейский водитель­ский опыт, решил остаться в Сибири. В погоне за ро­мантикой он направился в Тюмень. В купе поезда по­знакомился с семьёй, ехав­шей из Усть-Илимска. Рас­сказ случайных попутчиков о строящемся городе вдох­новил молодого водителя поехать в Усть-Илимск.

   В семидесятые годы го­род только поднимался. Рабочие трудились днём и ночью, сам город, окружён­ный тайгой и непроходи­мыми тропами, напоминал муравейник: строились до­роги, ГЭС, жилые районы, гудели камнедробильный, графсортировочный и бе­тонный заводы. Жилья для всех приезжих не хватало, и даже семейные люди были вынуждены ютиться в бараках и времянках.

Наш герой стал работать водителем на КрАЗе. При­ходилось возить скальник на камнедробильный завод, песок на бетонный завод, щебень, бетон на стройпло­щадку ГЭС. Доводилось ра­ботать на Невонской пере­мычке, возить гравмассу на завод. Николай доставлял материалы на Кеульскую, Бадарминскую и Тушамскую трассы, ГЭС, на строитель­ство дорог, ведущих к ЛПК, и на многие другие объекты. Работа была тяжёлая, и если люди с ней справлялись, то техника не выдерживала: ло­мались автомобили и произ­водственное оборудование. Однажды случилась авария и на камнедробильном заво­де. Стройку останавливать было нельзя, и водителям пришлось возить щебень из Братска.

     За своими ежедневными хлопотами он и не заметил, как быстро преобразил­ся город: выросли новые дома, появились ровные, чистые улицы. Наконец, и строительство моста через Ангару приблизилось к за­вершению. На испытание моста пригласили несколько десятков водителей, в том числе и Николая Кирил­ловича. КрАЗы загружали щебнем, взвешивали, по­том машины вставали в ряд на одной полосе моста. На другую полосу в равновесии с ними подгоняли длинный тяжёлый состав. Эта проце­дура проводилась 5-6 раз. Так инженеры проверяли конструкцию моста, и после этого можно было не сомне­ваться в его прочности.

  В Усть-Илимске наш ге­рой нашёл настоящих дру­зей: дух грандиозного стро­ительства, причастность к общему делу укрепили шофёрскую дружбу на много лет вперёд. Николай Кириллович вспоминает: «Раньше водители, и стар и млад, всегда помогали по­павшему в беду товарищу. Помнится, сломаешься, стоишь у обочины – каж­дый остановится и предло­жит помощь».

 С 1978 года Николай Ки­риллович участвовал в строительстве ЛПК. Теперь он на КрАЗ-площадках до­ставлял на завод различное оборудование в сушильный, отбелочный и варочный цеха, ездил в другие города за химсырьём: кислородом, аргоном, пропаном. Потом Николай Кириллович устро­ился на хлыстовоз-лаптёж­ник, после перестройки по­шёл работать к частнику. Следующие 10 лет жизни он посвятил профессии дальнобойщика, побывал во многих городах России и ближнего зарубежья. Он часто вспоминает о тех годах: такая работа слож­на и опасна, в пути может случиться что угодно. Но если попадёшь в беду, то коллеги-дальнобойщики всегда выручат. Возможно, поэтому работа не отбила у него тяги к странствиям, а лишь помогла проторить дорожки для путешествий в свободное время. Так, на своей легковушке во время отпусков он объездил пол-России и был даже в Бело­руссии.

На пенсии Николай Ки­риллович стал работать в такси. Этого доброжела­тельного и отзывчивого человека пассажиры знают в лицо и стремятся вновь стать его попутчиками. Во­дительское дело принес­ло нашему герою счастье и уважение окружающих. Сейчас, оглядываясь на­зад, опытный водитель ни о чём не жалеет. Ему 60 лет, но душой он по-прежнему молод. Его отдушина – собственный легковой ав­томобиль, за которым он бережно ухаживает. Всем автолюбителям и профес­сионалам он желает ров­ных дорог, бодрости за ру­лём и, главное, уважения к окружающим. Ведь короли дорог – не те, кто лихачит и нарушает правила, а те, кто ценит жизнь, свою и чужую.

Вежливцева, Е. Закаленный дорогой / Екатерина Вежливцева // Вечерний Усть-Илим. - 2012. - 10 окт.  - С. 3 : фот.