Мусорин Владимир Дмитриевич: профессиональный и общественный путь ветерана города и «Братскгэсстроя»

Мусорин Владимир Дмитриевич: профессиональный и общественный путь ветерана города и «Братскгэсстроя»

      «Нам было и есть, ради чего жить!»

                                                      

 

                                                               Мне говорят: «Не догнать молодежь»

                                                              Только как прежде кричу я: «Даешь!»

                                                           Чувством и мыслью, делами своими

                                                   Вместе и рядом я с молодыми.

 

Введение

          В судьбе человека иногда происходят неожиданные повороты, которые определяют в дальнейшем всю его жизнь. Влияет все: родина, откуда идут твои корни, воспитание в семье, люди, с которыми ты встретился на своем пути. Но свою судьбу в конечном итоге человек делает сам, и чаще интересной, яркой бывает она у тех, кто не боится трудностей, находится там, где нужно быть первым, берет на свои плечи груз ответственности за дело, которое, может быть, сможет сделать только он. Вот таким, не равнодушным ко всему, что происходит вокруг и есть гражданин нашего города Владимир Дмитриевич Мусорин.

          В 2015 г. мы познакомились с Ольгой Ильиничной, женой Владимира Дмитриевича, о жизненном и профессиональном пути которой мы уже рассказывали.  При работе над материалом нам посчастливилось увидеть большой альбом с фотографиями работников Усть-Илимского АТП-8. И уже тогда решили продолжить знакомство с этой семьей.

          В этом году встреча с главой семьи, Владимиром Дмитриевичем состоялась. Много интересного, неизвестного нам, молодым, пришлось услышать из задушевной беседы за круглым столом.

          Ко всему, что происходило в те далекие 60-тидесятые, большой вклад внес и Владимир Дмитриевич.

          Исследуя жизненный путь нашего героя, мы открыли для себя следующее: как здорово, когда тебя ведут по жизни люди, стремящиеся и желающие сделать что-то полезное, необходимое стране, такие как Павка Корчагин.

          Цель: Исследование профессионального пути В. Д. Мусорина, раскрытие его роли  в истории создания партии «Единая Россия» в нашем городе. 

А из цели вытекали и задачи:

  • проведение встреч и бесед с В. Д. Мусориным;
  • ознакомление с фактическими материалами, биографическими сведениями из его жизни;
  • воспитание ценностного отношения к Человеку, Миру;
  • систематизация, обобщение и  оформление собранного материала.

Основные методы исследования:

  •  биографическое интервью;
  •  сбор материала;
  • анализ собранного материала.

 

Приятные воспоминания…

         Владимир Мусорин родился в городе Горняк, что на Алтае. Его воспитывала одна мама Валентина Владимировна. Вся её жизнь была связана с шахтой. Она работала грамотно,  её очень уважали, ценили за аккуратность, четкость в работе. В течение 3-х лет ей приходилось скрывать от комиссии свою болезнь – проблемы со слухом. Врачи устраивали экзамены, но Валентина Владимировна ни разу не ошибалась. Она должна была слышать и все делала четко! 

         С большой теплотой Владимир Дмитриевич рассказывал про свою бабушку, Надежду Константиновну – такая же, как Крупская – педагог, такая же обстоятельная и умная. Все свое детство он играл в футбол и хоккей.

 

Хотелось в песню…

         Он закончил одиннадцатилетку, вступил в комсомол и после окончания школы получил водительские права. У Владимира в глубине души была заветная мысль – успеть на героические стройки эпохи. Интерес подогревала звучавшая из всех приемников песня А. Пахмутовой про Усть-Илим. Героический романтизм молодого Владимира не миновал. Пришел за путевкой в горком комсомола. Но ему отказали. А комсомольцу Мусорину хотелось в песню. Пошел работать в геологическую партию помощником бурового мастера, заработал нужную сумму денег на билет.  И в апреле 1965 г. девятнадцатилетний Владимир прибыл в Братск, взяли водителем в АТУ-8. В Братске уговаривали остаться, но он рвался на Усть-Илим, и первый раз в жизни на самолете летел до Эдучанки, где в то время уже шли работы по отсыпке трассы на Усть-Илим. Под крылом самолета – тайга – вот она настоящая жизнь.

 

Первые шаги в профессию водителя

         За молодым водителем сразу закрепили самосвал и объяснили фронт работы. В обязательном порядке встал на комсомольский учет. Секретарем тогда  был Владимир Ульковский. И началось: работа на трассе и работа комсомольская. Крещение прошел сразу же. Его командировали в деревню Воробъево, и на обратном пути по апрельскому бездорожью на затяжном подъеме машина встала, но Владимиру удалось собраться с силами и придумать, как выбраться из грязи.

          В 1965 г. Эдучанка была центром строительства. Там находилось подразделение управления строительства Усть-Илимской ГЭС, был здравпункт, клуб, школа рабочей молодежи. В то время в Эдучанке проживало более 3 тысяч человек. Было много молодежи, которой после трудного рабочего дня еще хватало сил на активный отдых. Любимым развлечением ребят был, конечно, футбол.

           К осени 1965 г. водителей направили на уборку урожая. Несмотря на то, что и на трассе работы хватало, уборка хлеба тоже была делом первостепенной важности. Вернувшись с уборки в Эдучанку, Владимира призвали в ряды Советской армии.

           Служил в Забайкальском военном округе, был комсоргом роты, вступил кандидатом в члены КПСС. Как говорит Владимир Дмитриевич, для него эти шаги – комсомол, кандидат в члены партии – были очень важны. Он гордился, что ему верят, что он может быть не просто свидетелем истории, он может сам ее делать.

           После демобилизации вернулся в АТУ-8, а с 1968 г. работа на Усть-Илиме. Первое время Владимир работал водителем грузовика повышенной проходимости – ЗИЛ-157. Возил столярные изделия для строящихся в левобережье крупнопанельных домов, вывозил имущество и домашних животных, жителей села Банщиково, возил грузы по ледовой дороге через торосы Ангары  в Тушаму и Кеуль. Но главным делом для Усть-Илима было предстоящее перекрытие Ангары, и Владимир из-за желания лично участвовать в этом событии пересел за руль 12-ти тонного «КРАЗа». Шла настоящая борьба за право участвовать в перекрытии Ангары. Среди комсомольско-молодежных бригад первое место в этом соцсоревновании заняла бригада Владимира Ульковского. Это был тяжелый труд. В августе 1969 г. Владимир участвовал в перекрытии Ангары.

        Прошло немного времени, и комитет комсомола дал Владимиру рекомендацию в партию. Началась новая партийная жизнь, но в силу своего еще молодого возраста Владимир оставался неравнодушным к делам комсомола.

         В 1969 г. стал студентом  заочником Иркутского политехнического института, окончил курсы крановщиков. В1972 г., когда перешел на 2-й курс, его назначили начальником автоколонны.

         Карьера шла по нарастающей, и всегда, кроме производства была общественная работа: дружина, субботники, конкурсы самодеятельности, социалистическое соревнование, комсомольско-молодежные бригады. Для Владимира это было существенно и важно. Он не задумывался, а просто считал – если не они, то кто будет все это делать. Это была настоящая жизнь, наполненная смыслом.

         Пришлось бегать, крутиться, доказывать. Когда осваивали площадку ЛПК, а там работало до 10 тысяч работающих, столовая была одна. Обеденный перерыв, километровая очередь – люди нервничают, не успевают пообедать. И тогда Владимиром Дмитриевичем была  продвинута идея, оборудовать небольшой автобус под развозку обедов для водителей и механизаторов.  Выпросили повариху и на выделенном автобусе по карьерам  стали развозить обеды. И эта проблема была разрешена.

 

Болгары в Усть-Илиме

          В феврале 1976 г. приехал молодежный строительный отряд имени Георгия Димитрова. Это было важное событие, их встречал весь Усть-Илимск. О них позаботились руководители Братскгэсстроя, Горком, Горисполком (руководитель Федотов Юрий Федорович). Болгарскому отряду  выделили общежитие, создали для них хорошие условия.

         В основном в отряде были водители: 80 из 100 приехавших молодых людей. Болгары стали отдельной автоколонной, руководитель Виктор Простов, командир отряда  Стефан Станев, а комиссар Валентин Петров.

          Вопросов много было. Но первая проблема, которая казалось, была решена, это не заморозить парней. Они приехали в самые морозы. Вот и выбили для них теплую спецодежду. Ребята одежду получили,  примерили и из стройных красивых парней превратились во что-то черное, бесформенное. Не понравились болгарам наши черные телогрейки, отказались наотрез и утеплялись уже сами.

          Несколько самых хорошо подготовленных водителей посадили на автобусы для перевозки людей, а  остальные сели на самосвалы, КРАЗы. Работали в две смены.  Как вспоминает Владимир Дмитриевич, у него был колоссальный опыт, как организовать работу людей, которые прибывают на стройку, а профессионально не готовы для работы – необходимо было создавать бригады, развивать наставничество и организовывать между ними соревнование. И болгарские товарищи последовали совету – разделились на бригады таким образом, чтобы в них были и опытные и молодые водители, организовали соревнование между бригадами. Наставники помогали осваивать новую технику, а победителей поощряли морально и материально.

            Постепенно болгары втянулись в работу. Заботливыми родителями у болгар были начальник АТУ Демьяник Иван Павлович и начальник эксплуатации Мисюк Виктор. Было сделано все, чтобы у этих ребят  все ладилось, все шло как надо. Участие было совместным: мероприятия, футбол, пошли болгаро-российские свадьбы. Болгары в Усть-Илиме работали достойно, честно. Их тоже захватил романтический азарт грандиозной стройки. Они отработали 3 года и 8 месяцев. Владимир Дмитриевич говорит, что до сих пор они поддерживают связь  с командиром отряда Стефаном Станевым – Почетным жителем города Усть-Илимска. До сих пор переписывается с начальником автоколонны Виктором Простовым, поддерживает тесную связь  и с комиссаром  отряда Валентином Петровым. В 2011г. от имени ветеранов Димитровского Комсомола и членов болгарского молодежного отряда имени Георгия Димитрова, было вручено Благодарственное письмо в честь 35-летия начала работы болгарского молодежного отряда в городе Усть-Илимске.  Работа болгар стала вехой в истории Усть-Илима.

 

Усть-Илимск – город автомобилистов

          В феврале 2014 г. исполнилось 50 лет со дня образования автотранспортного участка №8 Управления автомобильного транспорта Братскгэсстроя. Трудовой коллектив АТУ-8 внес  значительный вклад в строительство трассы Братск – Усть-Илим, ГЭС, города Усть-Илимска и лесопромышленного комплекса. АТУ-8 стал родным для многих тысяч шоферов, ремонтников, инженерно-технических  работников и служащих. По-ударному трудились и молодежь и ветераны Великой Отечественной войны.

           Огромный опыт Владимира Дмитриевича, его умение работать с людьми, выстраивать отношения между организациями пригодились и после строительства, когда УАТ из «Братскгэсстроя» передали в городское пассажирское автотранспортное предприятие. Директором предприятия был Деньгин Сергей Васильевич, товарищ Владимира Дмитриевича. Эта личность, без преувеличения, легендарная. Он был основателем пассажирских перевозок в городе Усть-Илимске, очень болел за честь своего предприятия, поощрял спортсменов. Владимир Дмитриевич был в должности его заместителем по кадрам и воспитательной работе. Вместе они развернули социалистические соревнования между автобусными колоннами и  многого добились. Как и обещали, через 7 минут на любую остановку подходил автобус. И автобус не простой, а с эмблемой города, культурным водителем, кондуктора были в форме, водители тоже с шевронами.

          Сергей Васильевич очень уважал спортсменов.  Была создана лучшая футбольная и лучшая в городе хоккейная команды. В футбольной команде играли: Пимкин А., Костенко А., Кириллов Н., Чичулин Н., Столярчук Н., Гурин Ю., Афанасенко И. Капитаном команды был Петр Петров. Они и в Иркутске хорошо выступали и в зоне Сибири. Руководство АТУ за свой счет обучили на водителей. После окончания курсов посадили на такси. Тогда это были престижные перевозки «короли дорог», что называется. Команда «Спартак» тогда гремела, звучала.

          С 1964 по 1969 гг. главным инженером АТУ- 8 работал Игорь Пашков, и до 1977 г.  был его начальником. С его именем связаны многие трудовые достижения автотранспортного участка. В 1959 г.  Игорь Михайлович  за рулем самосвала перекрывал Ангару на строительстве Братской ГЭС, а 10 лет спустя, в 1969 г., участвовал в перекрытии Ангары на Усть-Илиме, руководя сотней мощных самосвалов.  

         За период с 1966 – 1975 гг. по трассе Братск-Усть-Илимск автотранспортом УАТ было перевезено более двух миллионов тонн различных грузов.

         Водитель в Усть-Илиме – престижная профессия. И на этот престиж, в том числе работал и Владимир Дмитриевич – заботились о ветеранах, коллектив был сплоченный, друг другу верили! И это было правильно!

          Владимир Дмитриевич работал в АТП до 1998 г. И с этого времени  началась другая его история – создание партии «Единая Россия».

 

История создания Усть-Илимская отделения партии «Единая Россия»

          Партийный вопрос всегда был камнем преткновения для советской и российской интеллигенции. С середины 80-х г., с перестройки, что-то в стране пошло не так. Сломали все, а вот строить новое никто не предлагал, да и не знал никто, каким должно быть это новое.  Казалось, еще немного, и уже никого не будет, надо было что-то делать. Но что?  И вот искали, что где-то какой-то просвет появится.

          Узнали, что в Москве Ю. М. Лужков создает  партию «Отечество». Послушали  программные заявления, посмотрели, какие они манифесты выпускали, к чему призывают, поразмыслили и решили присоединиться своей усть-илимской ячейкой из шести человек. Было решено отправить в Москву Владимира Дмитриевича на учредительный съезд «Отечества».  Деньги на билет собирали в складчину. С большими приключениями Владимир Дмитриевич, пройдя через переход в метро, добрался до колонного зала. Сказал, что приехал из Усть-Илимска, предъявил выписку из решения Совета о том, что направлен в Москву. Его выслушали,  принесли гостевой пропуск учредителя съезда без права голоса. В партию «Отечество» Усть-Илимскую ячейку включили. 

          Из Москвы Владимир Дмитриевич вернулся окрыленным, выступил в газете «Усть-Илимская правда»,  рассказал о своей поездке. За месяц в новую партию вступило уже 300 человек. Усть-Илимская организация выходила прямо на Москву: брали литературу, общались, предлагали свои решения, изменения в Устав. Тогда Владимира Дмитриевича поддержали. Многих он знал по работе, многие знали его. Нина Васильевна Лобова, директор библиотечной сети города, стала золотым помощником. Становление организации быстро прошло, начали проводить мероприятия, создавать «первички». С этого и начали работать, «Отечество» включилось в предвыборную борьбу.

          Видимая, зримая цель любой партии это победа на выборах и проведение своих представителей в органы власти и потом через них уже управлять событиями. Первые выборы, которые состоялись, были провалены. Владимир Дмитриевич до сих пор вспоминает слезы своих активисток, когда увидели, что «Отечество» самые последние в списке, что со всего города за эту партию проголосовало всего 1500 человек.

         Тогда это было настоящее боевое крещение. Все партийцы собрали силу воли, поговорили, подумали, сделали выводы: надо работать, проводить мероприятия, работать на местах, в микрорайонах. Пошли в народ, но не агитировать, а работать: возвращать людей к активной  жизни, вытаскивать из стресса рыночной экономики, учить управлению государством в масштабах города.

          Какие интересные события тогда проводили! До сих пор вспоминается конкурс Усть-Илимских Кулибиных, т.е. конкурс изобретателей- самодельщиков. Были очень удивлены, на каких каракатицах народ только не приехал. Всем было интересно. Проводили соревнования рыболовов. Вывозили людей на автобусах в Воробьево на залив, усталых от всех забот и проблем. Людям все это было приятно. Со временем все это раскручивалось.

          Ветеранов Великой Отечественной войны вернули на подобающее им в обществе место, которое, они,  было, потеряли со всей возникшей свободой.

          Большую работу проводили  в микрорайонах секретари «первичек»: Ирина Кетрова, Галина Карбовская, Вера Лужанская, Галина Холмова.  

          Хорошим делом оказалась работа общественной приемной партии. Любой человек мог прийти, встретиться с депутатом, задать вопросы юристу, бесплатно проконсультироваться, поговорить с партийным руководством. Множество идей приносили люди, их внимательно выслушивали и помогали справиться с организационными проблемами.

          Партия «Отечество» набирала уважение и авторитет, росла поддержка.

В 2002 году состоялось объединение партии «Отечество» и «Единство» Бориса Грызлова. И эта объединенная организация стала называться  партией «Единая Россия». В состав партии на уровне городской организации влилось 400 членов «Отечества» и 40 членов «Единства».

         Николай Григорьевич Иванов возглавил политсовет новой партии, а Владимир Дмитриевич стал руководителем исполкома. В разное время партийной организацией руководили Виталий Смирнов, Анатолий Дубас, Артем Лобков. Сейчас секретарь политсовета – Феодосия Стрекаловская, её недавно переизбрали в связи с уходом Артема  Лобкова, который работает в Иркутске, а здесь до сих пор состоит на партийном учете. Артем руководил «Молодежной гвардией», т.е. комсомолом, был секретарем партии.

       Проводилось много интересных дел, мероприятий, организовывали походы на Саяны, проводили бои «пейнтбол», проводилась большая работа в ВУЗах, в школах со старшеклассниками, студентами в колледже.

      

Сделал, что мог…

          В заключение нашего интервью Владимир Дмитриевич сказал следующее: «Ни сомнений, ни сожалений у меня нет. Я сделал, что мог, что хотел. Меня радует, что те люди, которых именно «Единая Россия» в свое время поддержала,  сейчас создают новую историю Усть-Илимска, работают на благо города и страны: Галина Березовская (депутат 5-го созыва), Феодосия Стрекаловская, Артем Лобков, Бондаренко Ирина (была министром сельского хозяйства Иркутской области), Анатолий Дубас (депутат 5-го созыва) и многие, многие другие. Эти люди начинали в «Единой России». И я горжусь их успехами. У нас это приветствуется, поощряется. Достаточно хорошо освоили технологию предвыборной борьбы, стараемся честно выигрывать, и выигрываем! В Городской думе 80% члены партии «Единая Россия». Все, кого мы выдвинули, прошли в Городскую Думу.

             Я горжусь общественной приемной партии, которой руководит Елена Заваруева, горжусь набирающей силу фракцией ЕР в Думе во главе с Эдуардом Перекопным. Ведь успехи партии, это победы Усть-Илимска. Ошибки есть, куда без них, но мы стараемся их исправлять. А главное – мы знаем, как их не допускать. И это – огромное преимущество «Единой России» в Усть-Илимске. Я хочу сказать вам, молодые люди, что партия  очень хороший лифт для тех, кто хочет себя проявить, показать».

 

Моя гордость…

        В процессе интервью с Владимиром Дмитриевичем выяснилось, что для него его дети  – это гордость.

        Дочь, Евгения, окончила Краснодарский физический институт. И может быть редкий случай, когда человек всю свою жизнь посвятил своей профессии. Она детский тренер по яхтинговому сноуборду, горным лыжам в городе Иркутске.   Евгения начинала здесь, в Усть-Илимском яхт-клубе. Сын, Константин закончил 5-ю школу, как и сестра, блистал своими познаниями, жизненной энергетикой, общественной деятельностью. Сын спортсмен-разрядник по плаванию, защищал честь Усть-Илима в составе команды. После школы поступил в Новосибирский политехнический институт. После 4 курса, в институте работала Московская комиссия по выявлению способных ребят в школу экономики. Среди ВУЗов был объявлен конкурс, и Константин достойно прошел его. В дальнейшем продолжил свое обучение в г. Москва. По окончании стал работать директором по маркетингу  известной фирмы, которая занимается изготовлением железнодорожных стреловых переводов, которые востребованы на железных дорогах, в портах, космодромах и т.д. Фирма известна не только в нашей стране. Все идет отлично!

          В Москве у Владимира Дмитриевича  живет внучка Милена, в Иркутске внук Ярослав и внучка Василиса, которой исполнилось 4,5 года.

          С женой Ольгой Ильиничной Владимир Дмитриевич познакомился, когда ещё работал на 157-м, после Армии. Она работала мастером на строительстве домов.

 

А жизнь продолжается…

          Спрашиваем у Владимира  Дмитриевича, чем он занимается сейчас? И он показал чудесный альбом, посвященный 50-летию АТУ-8 с фотографиями Усть-Илимских автомобилистов. В этом альбоме прослеживается вся история организации автотранспортного предприятия от АТУ-8 до городского пассажирского предприятия.

          В данный момент Владимир Дмитриевич работает над сборником воспоминаний о первопроходцах. Он встречается с ними, берет интервью, собирает фотографии, аудиозаписи самих первопроходцев. Этот сборник будет передан в центральную библиотеку Усть-Илимска в электронном варианте. Пока написана 1-я часть сборника «Трасса». В 1-й части сборника охвачен период с 1964 по 1968 г. – период, когда строили трассу. Это важный, безусловно, итог. По-настоящему, это большой народный подвиг. Все было сделано на высоком профессиональном уровне.

 

Заключение

          В ходе исследования мы убедились, что на примере жизни одного человека можно пролистать не одну страницу истории нашего города. Каждый строитель хранит в своей памяти бесценные мгновения ударных лет.

          Изучив личный архив, воспоминания  Владимира Дмитриевича мы видим, что  вся его жизнь пронизана высокой работоспособностью, готовностью помочь людям, высокой нравственностью, добропорядочностью, патриотичностью, высоким профессионализмом.

          Именно на таких людях держится жизнь в обществе, и мы думаем, что жизнь и деятельность Владимира Дмитриевича поможет нам понять, в чем заключается смысл жизни человека.

         Привлекли внимание слова Владимира Дмитриевича о том, что существующая тогда идеология многих людей отвернула от дурного воздействия. Были привиты чувство дисциплины, взаимовыручки, желание трудиться, развиваться, учиться. И для этого были созданы все условия.

          Нам, нынешнему поколению, надо многому научиться и немало в жизни испытать, чтобы быть похожими на них, героев 60-х годов. 

          Мы благодарны старшему поколению за их огромный вклад в укрепление, благополучие нашего города.

         Вписать в историю нашего города воспоминания строителей- первопроходцев – в этом мы видим наш долг.