Мусорин Владимир Дмитриевич – ветеран города Усть-Илимска и Иркутской области, участник строительства «трассы мужества» и перекрытия Ангары

Мечты сбываются
Трасса Братск – Усть-Илимск для Владимира Дмитриевича началась в апреле 1965 года. Тогда сбылась заветная мечта симпатичного парня из Алтая – побывать на героической стройке. 
К этому времени Владимир вступил в комсомол, получил водитель-ское удостоверение и успел заработать на заветный билет до Братска. В управлении автотранспорта предложили работу в городе, но сердце его рвалось дальше - на Усть-Илим! И вот он, впервые в жизни, летит на не-большом пассажирском самолете в поселок Воробьево, оттуда автобусом добирается до Эдучанки. В этот же день устраивается водителем АТУ-8, приняв самосвал ЗИЛ-585. «Я был счастлив в тот момент, – вспоминает Владимир Мусорин. – У меня было все, к чему стремилась моя душа три последних года. В свои 19 лет я стал участником величайшей сибирской стройки – Усть-Илимской ГЭС, членом знаменитого трудового коллектива Братскгэсстроя!»
Трудностей впереди было много, но всех объединяло одно желание - как можно быстрее отсыпать трассу и приступить к строительству города и плотины у Толстого мыса. Этим жили дорожники, механизаторы, специ-алисты буровзрывных работ и, конечно же, автомобилисты. 
 
Эдучанка – центр строительства трассы
- Местное население Эдучанки составляли заключенные отдельного лагерного пункта (ОЛП-26), с которыми приходилось тесно общаться в быту и на работе, - рассказывает Владимир Дмитриевич. 
В 1965 году поселок Эдучанка стал центром строительства трассы. Здесь находились управление строительства Усть-Илимской ГЭС, управ-ление строительства дорог, один из дорожных участков, механизаторы. Также в поселке размещалось подразделение знаменитого Гидроспец-строя, которому было поручено проведение буровзрывных работ. Силами отдела рабочего снабжения Братскгэсстроя была организована работа ма-газинов, столовой и котлопунктов на трассе. Открылись здравпункт, клуб, библиотека, баня, прачечная, школа рабочей молодежи, даже появилась поляна для игры в футбол.
Сибирская погода преподносила автомобилистам испытания: зимняя стужа, после нее – весенняя распутица, а в жаркие летние дни моторы гре-лись так, что водители, сидя в раскаленных кабинах, быстро уставали. И все же трасса уходила все дальше: и к Толстому мысу, и в сторону Брат-ска.
 – В июне 1966 года началась массовая перевозка грузов из Братска на Усть-Илим. Эдучанка стала одним из диспетчерских пунктов, где води-тели могли отдохнуть и получить техническую помощь, - вспоминает Вла-димир Мусорин. - Позже АТУ-8 было передислоцировано на Усть-Илим, его гараж в Эдучанке заняла автоколонна из АТУ-4. ОЛП-26 переключили на строительство поселка лесозаготовителей на правом берегу Эдучанки. Зимой 1967 года несколько бригад из ОЛП-26 в автобудках  ежедневно  возили  на работу  в котлован  Усть-Илимской ГЭС.
 
Он участвовал в перекрытии
На два с половиной года молодому водителю пришлось покинуть великую стройку по причине призыва в армию. Служил Мусорин в Забай-кальском военном округе водителем, был комсоргом роты, вскоре стал кандидатом в члены КПСС. Демобилизовавшись, Владимир вернулся в АТУ-8 и с 1968 года работал на Усть-Илиме. Возил на ЗИЛ-157 материа-лы для строящихся в левобережье крупнопанельных домов, перевозил имущество и домашних животных жителей села Банщиково, уходящего под затопление, доставлял грузы по ледовой дороге через торосы Ангары в Тушаму и Кеуль. Это время ознаменовалось встречей Владимира с его будущей супругой Ольгой, которая работала мастером на строительстве домов. Они, как и все, с нетерпением ожидали главного предстоящего со-бытия - перекрытия Ангары. Тогда среди водительских бригад велась настоящая борьба за право первыми начать отсыпку. Первые места в этом соцсоревновании заняли бригады Александра Поселенова и комсомоль-ско-молодежного коллектива Владимира Ульковского, они и начали в торжественных условиях встречную отсыпку. Затем по приказу начальни-ка АТУ-8 Игоря Пашкова к работе подключились все исправные КрАЗы. За 10 лет до этого  Игорь  Михайлович  в качестве  водителя самосвала перекрывал Ангару в Братске. Тогда перекрытие было другое - фронталь-ное, с моста. Техника того времени не давала других вариантов. А теперь под руководством Пашкова было более 100 кременчугских 12-тонников. При четкой организации их работы была надежда на успех. И коллектив АТУ-8 сработал отлично - за 44 часа непрерывной отсыпки могучая Ан-гара была перекрыта! Сбылась еще одна мечта Владимира - он участвовал в перекрытии Ангары: возил скальник из 45-ого карьера.
В этом же 1969 году Владимир Мусорин заочно поступил в Иркут-ский политехнический институт, а когда перешел на 2-й курс, его назначи-ли начальником автоколонны. Параллельно с производственными делами кипела и общественная работа: субботники, конкурсы самодеятельности, социалистические соревнования, создание комсомольско-молодежных бригад. 
С  этого времени прошло больше полувека. Построены Усть-Илимская ГЭС, лесопромышленный комплекс, по автомобильной трассе проходят маршруты междугородних автобусов. «Но, к сожалению, все меньше остается людей, строивших автодорогу Братск - Усть-Илимск, - говорит Владимир Дмитриевич. - Уже сейчас предаются забвению не толь-ко события времен строительства «трассы мужества», но и периода работы Тунгусской экспедиции Иркутского управления геологии в 1957-1961 гг., база которой располагалась в Воробьево. Многие жители села предостав-ляли кров для геологов, вместе с ними работали на маршрутах, трудились на буровых вышках. Они могли бы многое рассказать. Значение работы экспедиции - колоссальное. Например, была установлена алмазоносность аллювиальных отложений бассейнов рек Нижняя Тунгуска, Кова, Илим, Тушама. После геологов остались просеки - контуры, тракторные дороги, которые помогали осваивать эти места в дальнейшем». 
 
Работа партийная – часть его жизни
Отдельную веху в биографии нашего героя занимает активная пар-тийная работа. В 1976 году Владимир Мусорин, как руководитель пар-тийной организации автомобилистов Братскгэсстроя на Усть-Илиме, при-нимал участие в приеме прибывшего из Болгарии молодежного стройот-ряда имени Георгия Димитрова. Для иностранных гостей были созданы все условия для работы и отдыха. Болгары стали отдельной автоколонной. Полезным оказался для них опыт по созданию комсомольско-молодежных бригад, организации соревнования между ними и бригадами-побратимами. Хорошие товарищеские отношения сложились у Владимира Дмитриевича с начальником автоколонны Виктором Простовым и коман-диром отряда Стефаном Станевым, а с комсоргом отряда Валентином Петровым он до сих пор поддерживает связь. 
Умение работать с людьми, выстраивать отношения между органи-зациями пригодилось Владимиру Мусорину и после великих строек, когда УАТ из Братскгэсстроя передали в городское пассажирское автотранс-портное предприятие. По приглашению директора Усть-Илимского АТП Сергея Васильевича Деньгина Владимир Дмитриевич  занял должность  его заместителя по кадрам и воспитательной работе. «Быть лучшими в труде и спорте!» - под таким девизом строило свою работу руководство автопредприятия. И город видел плоды этой работы. На пассажирских маршрутах - всегда чистые автобусы с эмблемой Усть-Илимска, водитель и кондуктор - в красивой форменной одежде. А главное, сбылась мечта жителей – на основных маршрутах интервал между автобусами не превы-шал 7 минут. Также Владимир Мусорин стал организатором одной из лучших в городе команд по футболу и хоккею с мячом «Спартак» Усть-Илимского АТП. К сожалению, решение городских властей о реорганиза-ции АТП и последующая приватизация привели к полной ликвидации предприятия...
В дальнейшем, проявляя свой партийный настрой, по решению ини-циативной группы устьилимцев в 1998 году Мусорин едет в Москву на учредительный съезд партии «Отечество». Вернувшись, он выступил в га-зете «Усть-Илимская правда» с информацией о съезде, призывая в ряды партии всех, «кому за державу обидно». За полгода численность город-ской ячейки партии «Отечество» превысила 600 человек. Владимир Дмит-риевич руководил ее работой, учился сам и учил других. Опыт этот при-годился потом во время проведения выборных кампаний в государствен-ные и местные органы управления. Партийцы мечтали о том, чтобы к вла-сти пришли достойные и грамотные люди, и много над этим работали. По-сле объединения партий «Отечество» и «Единство» в партию «Единая Рос-сия» Владимир Мусорин долгие годы руководил исполкомом Усть-Илимского городского отделения этой партии.
 
Иванишина, Н. Мечты сбываются / Наталья Иванишина // Вестник Усть-Илимского  ЛПК. – 2022.  – 18 февраля (№  6). – С. 10 :  фот.