Православный Усть-Илимск

Православный Усть-Илимск 

Введение 

На протяжении многих столетий Русская православная церковь являлась неотъемлемой частью России, духовным фундаментом государства. С конца Х века Православие формирует мировоззрение русского народа, культурные традиции и образ жизни, регулирует человеческие отношения в семье, определяет отношение россиян к государству, людям. 

Русская церковь пережила много горьких, трагических страниц. 1917 год стал рубежом русской истории. Всего за несколько лет чрезвычайно набожный русский народ стал почти поголовно атеистическим. 

Сегодня наступило принципиально новое время, время, когда на место коммунистической идеологии пришла пустота. А ведь идеология – это фундамент общества. Потому сегодня возникает вопрос поиска национальной идеи, духовно-нравственных ценностей, вокруг которых может объединиться российский народ. 

В настоящее время Православие официально не является государственной религией, но остаётся культурообразующей и традиционной для России. Многие люди в поиске нравственных ориентиров обращаются к религиозным культурам древности, в том числе и к православной вере. В городах России восстанавливаются старинные православные храмы и строятся новые. Это же происходит и в нашем молодом городе Усть-Илимске. Несмотря на то, что городу всего 43 года, в нём уже построены два храма и  часовня. 

 Как осуществлялось их строительство? Как происходило становление православия в нашем городе? К сожалению, опрос жителей показал, что совсем немногие знают о том, как строились храмы нашего города, кому из святых они посвящены. Многие опрошенные считают себя принадлежащими к православной религии, но при этом посещают церковь очень редко. 

Особенно процент таких «незнаек» высок среди молодежи! Как же привлечь молодых людей к этим знаниям, как заинтересовать их изучением историей духовного развития нашего города? 

Возможно, если придумать нестандартные формы образовательных мероприятий для старшеклассников, создать удобные и доступные источники информации на данную тему, то можно заинтересовать ребят историей духовного развития нашего родного города.  

Цель исследовательской работы: создать информационно-образовательный ресурс о строительстве православных храмов в городе Усть-Илимске. 

Для осуществления основной цели необходимо было выполнить следующие задачи: 

-  выявить уровень знаний жителей города по данной теме; 

- изучить и систематизировать сведения об истории строительства Усть-илимских православных храмов; 

- разработать проект информационного ресурса  и провести образовательное мероприятие с целью ознакомления с ним. 

Методы исследования: анализ литературных и интернет источников, интервью, социологический опрос-анкетирование, фотографирование, экскурсии в городские храмы. 

Предмет исследования: православные храмы города Усть-Илимска. 

 

Город Усть-Илимск. Духовное возрождение 

Усть-Илимск известен как город трёх ударных комсомольских строек: город Усть-Илимск, Усть-Илимская ГЭС и Усть-Илимский ЛПК. Об этой стройке знала вся страна. Песню Александры Пахмутовой «Письмо на Усть-Илим» пели в каждом доме. Город стал символом таежной романтики и всей бурной эпохи 60-70-х годов прошлого века. Жизнь горожан была пропитана искренней верой в идеалы строителей коммунизма. Прошло время, построен прекрасный город, но… перемены изменили нашу страну и во многом изменили жизненные смыслы людей. Проблемы, с которыми столкнулось население города в 90-е годы, привели к  жизненному переосмыслению религии.   Период полного безбожия сменился жаждой духовного насыщения, которое проходило в поиске чего-то нового, непонятного. Возобновили празднования религиозных праздников, причем отмечалось все подряд: католическое Рождество, православное Рождество, китайский Новый год, Пасха, Первое мая  и т. д. Старались узнать про обряды как можно больше внешних сторон и мелочей. Читали всевозможную литературу про «Чакры», «Третий глаз», «Целителей» и, конечно, про различные чудеса. Это был поиск.[1] 

Усть-Илимский иконописец Сергей Вершинин рассказывал: «Прежде чем познать истинную Веру, мы чего только не набрались с женой. Изучали все подряд. И буддизм, и католическую веру рассматривали. Православие сразу стало нашим».[5] 

Каково же отношение к православной вере в нашем городе сегодня? В ходе исследовательской работы мы провели социологический опрос-анкетирование  жителей города разного возраста. Всего в анкетировании участвовало 92 человека. В основном это учащиеся 10-11 классов нашей школы, учителя, прихожане православных храмов. (Приложение I, анкета) 

Анкетирование показало, что 60% опрошенных считают себя верующими, причем все, кроме 3 человек, называют себя православными. Интересен тот факт, что самый большой процент верующих людей оказался в возрастной группе от 20 до 50 лет. В группе людей более зрелого возраста этот показатель оказался ниже, а в группе молодежи от 16 до 20 лет преобладает количество неверующих. (Приложение II, диаграмма 1). По мнению авторов, такие показатели объясняются тем, что молодые люди находятся в поиске духовных ориентиров, а старшее поколение, воспитывавшееся в эпоху Советского Союза, в некоторой степени сохраняет верность идеалам своей молодости. 

Опрос показал, что несмотря на то, что люди считают себя верующими, они не так часто посещают храм, как того требуют правила. 73% опрошенных бывают в храме редко или только по праздникам, а 26% - никогда. Также, совсем немногие жители города знают в честь каких святых названы городские православные храмы (правильный ответ дали всего 14% опрошенных), 68% анкетируемых не знают или дают неправильный ответ на вопрос о первом православном храме города. (Приложение II, диаграммы 2, 3, 4, 5) 

Особенно интересными нам показались ответы на последний вопрос анкеты: «Нужно ли сохранять религиозные традиции прошлого?» На этот вопрос подавляющее большинство участников ответило положительно – 84%. (Приложение II, диаграмма 6). Причем люди старались подробно объяснить своё мнение. Приведем некоторые из высказываний: 

- Считаю, что нужно. Это память о наших предках, мы должны знать, что происходило и считалось важным раньше; 

- Культурные и религиозные традиции нужно сохранять, чтобы передать нашим потомкам наше настоящее; 

- Нужно, потому что каждый храм оберегает город; 

- Нужно хранить традиционные христианские праздники, но оставлять подрастающему поколению свободу выбора в религиозных течениях. Если кто-то не хочет иметь отношение к религиозным делам – не стоит за это его не любить и считать «нерусским». 

Такие подробные ответы позволяют предполагать, что тема исследования является достаточно интересной и актуальной. Также опрос показывает, что знания горожан в этой области являются неполными, поверхностными. 

 

Из истории строительства православных храмов в городе Усть-Илимске. 

Храм Святого Софрония 

Из интервью с прихожанами храма мы узнали, что православный приход в Усть-Илимске был зарегистрирован в 1989 году стараниями двух женщин – Лидии Петровны Ореховой и Елены Философовны Щукиной (ныне обе покойные). До того, как был организован приход православных верующих, люди собирались вместе, молились, читали священное писание и духовную литературу и по большим праздникам ездили в город Братск за 250 км. Отец Анатолий Зайшлый духовно окормлял верующих Усть-Илимска. Посещения  его были крайне редки, а необходимость  присутствия священника все возрастала. 

Усть-Илимская община приобрела дом на Высотке. В нем выпилили перегородки и провели его реконструкцию. Церковную богослужебную литературу, иконы и утварь, необходимые для проведения служб, собирали по всей области. Архиепископ Хризостом принял решение отправить в Усть-Илимский приход отца Владимира  Богатикова – священника из Братска. 

Когда молитвенный дом стал тесным, начали искать более просторное здание для храма. Для этой цели Лидии Петровне Ореховой не раз приходилось встречаться с руководителями Лесопромышленного комплекса – Семеновым Виктором Николаевичем. Именно он предложил занять под храм деревянную столовую, расположенную за 11-м микрорайоном. 2 апреля 1990 года вышло постановление о передаче бесхозного здания  по улице Энтузиастов 27  православной общине, которой кроме этого была оказана помощь в реконструкции здания и благоустройстве территории. Первые миссионеры ходили по домам строящегося города и собирали деньги на реконструкцию бывшей рабочей столовой под храм.[5]  

9 декабря 1990 года храм освятили в честь святителя Иркутского Софрония. Первый храм был небольшим, приземистым, деревянным, с одним приделом, с тремя крестами на маковках и колокольней. 

В 1992 году для служения  в храме прибывает священник Александр Белый. С приездом батюшки закипела работа по реконструкции здания.  Сделали бетонный фундамент, подняли стены, поменяли форму крыши, убрали потолок  (он был около 3-х метров, а стал 8).  Отремонтированную крышу после установки купола покрыли кровельным металлом вместо шифера и покрасили в зеленый цвет.  

Для придания зданию более церковного вида поменяли все 26 окон, сделали их с арочным верхом и  коваными решетками. Внутри самого здания расширили внутреннее пространство храмовой части, перенесли клирос, оборудовали и кабинет батюшки. Настоятелем Свято-Софрониевского прихода всегда отводилось большое внимание интерьеру храма. 

Во время реконструкции  и ремонта  здания службы не прекращались. Есть такое понятие «намоленное пространство», храм и стал таковым, люди тянулись сюда за духовным окормлением. Государственная регистрация храма состоялась в 1999 году. [7] 

Священнослужителями  Свято-Софрониевского храма в разное время были иерей Владимир Богатиков, иеромонах Григорий (Епифанов), иерей Владимир Алексеев, протоиерей Александр Белый – Кругляков, иерей Сергий Талалаев, протоиерей Димитрий Кирьян, дьякон Роман, дьякон Димитрий Березкин, дьякон Владислав Бушуев, дьякон Александр Сергеев. Сейчас настоятелем храма является отец Димитрий Кирьян. 

 

Храм во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших 

Православный Храм во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, построен на въезде в правобережную часть города. Настоятель храма отец Александр рассказал, что эскизный проект здания был создан малым предприятием «Алтарь» в городе Улан-Удэ в 1994 году. Архитекторы Сизов Валентин Иванович и Аносов Геннадий Петрович выполнили эскизный проект, который впоследствии откорректировали архитекторы Усть-Илимска. Были внесены дополнения по внутреннему устройству храма (добавлено подвальное помещение с местом для Крещения), а также спроектированы хозяйственные постройки на прилегающей к храму территории. В группу архитекторов Усть-Илимска входили несколько человек: Матвеев Евгений Петрович, Федюнин, Ежов.[8]  

Строительство храма началось в 1994 г. На первом этапе строительства с июня 1994 г. по август 1996 г. был заложен фундамент и «нулевая» часть строительства. Затем по причине прекращения финансирования стройка была «заморожена». Строительство возобновилось в 1998 г. благодаря помощи прихожан города и финансовой поддержке Усть-Илимского ЛПК. Строительство храма и прилегающей к нему территории окончено в 2002 г. В этом же году, 12 июля, в день памяти святых апостолов Петра и Павла, храм был освящен архиепископом Иркутским и Ангарским Вадимом (Лазебным). 

С 27 ноября 2002 года протоиерей Александр Белый – Кругляков назначен настоятелем Храма во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших». 

Храм имеет центральный алтарь – во имя всех русских святых, а так же два придела: первый – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», второй – святителя Иннокентия, епископа Иркутского. 

Два придела были расписаны местным иконописцем  Сергеем Вершининым: 98% икон в храме, а также иконостас правого придела, посвященный иконе Божьей Матери «Всех скорбящих радость». Иконостас левого придела и фрески в нишах крестильного зала – работа московского  иконописца Ильи Кручинина. Центральный придел расписывали художники В. Звягинцев и Т. Малюкова из Москвы, а витражи делали усть-илимские художники – В. Е. Сысоев и член Союза художников Н. В. Тарасик. [7] 

Золочением куполов занимались мастера из Красноярска.  Для проведения такой работы специально строилось временное помещение и внутри золотились купола. Для работы со звонницей был приглашен из Архангельска член гильдии звонарей России – Владимир Марьянович-Петровский. Он грамотно осуществил развеску колоколов, заказал оборудование для  звонницы, сделал пульт управления колоколами. С помощью этого пульта знающий звонарь может управлять всеми колоколами одновременно, он также организовал курсы звонарей. В 2001 году был дан первый концерт колокольного звона для жителей  Усть-Илимска.[9] 

Настоятелем храма с момента его освящения, 12 июля 2002 г., является протоиерей Александр Белый, старостой – Клёцкин Михаил Семенович. В храме действуют однодневная школа для детей (в возрасте от 6 до 10 лет). С января 2003 г. издается газета «Илимский ковчег». Имеется бесплатная публичная библиотека, фонд которой располагает книгами различной тематики. Особое место уделяется церковной литературе, которая размещена по разделам: Священное Писание, творения Святых отцов Церкви, апологетика, секто- и расколоведение, жития святых, православная художественная литература, богословско-философская литература, история Церкви. Наряду с этим в библиотеке есть книги по истории, психологии, философии, литературоведению, художественные литературные произведения зарубежных и отечественных авторов, в том числе и современных.[7] 

 

Часовня в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» 

Строительство часовни было организовано по инициативе настоятеля Храма во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших отца Александра. 13 июля 1998 года на праздник Святого Софрония, заложили первый камень во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Часовня строилась параллельно строительству Храма во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших. Спонсорами выступили известный в городе меценат А. К. Плахотник, собственник и директор ЛДЗ – И. Л. Скворцов. Строительство часовни вел Н. Ф. Гребенюк. Работа шла быстро и завершилась с возведением позолоченного купола с крестом в сентябре 2000 года.  

Первые работницы часовни Антонина Вернитская и Валентина Куклина вспоминают: «Наша смена была первая 26 октября, а часовню освящали чуть позже. Помню, так холодно было в часовне, а мы окна мыли, готовили  все к освящению». 28 октября 2000 года она была освящена архиепископом Иркутским и Ангарским Вадимом (Лабезным).[5] 

В октябре 2001 года на территории часовни парни, воевавшие в Чечне, и матери погибших на войне усть-илимцев посадили Аллею памяти, где каждое молодое деревце названо именем того, кто погиб при исполнении служебного долга. Когда саженцы подросли, перед каждым их них была установлена памятная табличка с именем погибшего воина. 

Открытие аллеи памяти стало возможным благодаря инициативе общественной организации ветеранов Афганистана «Панджшер» и Совета солдатских матерей. Финансовую поддержку оказали Администрация города Усть-Илимска и Усть-Илимского района, ОАО «ПО УИ ЛПК»,  предприятия города. Во время открытия аллеи памяти почетный караул вокруг здания часовни несли юные кадеты, представители движения «Патриот России», а также бойцы «Молодой Гвардии Единой России», которые помогали в установке памятных табличек. 

Открыла мероприятие начальник  управления администрации города Татьяна Сафиулина: «Нашему  городу  35  лет. Но даже молодой город не имеет будущего, если он не помнит прошлого и не хранит память о тех, кто погиб, защищая нашу Родину. Мы не должны забывать о том, что именно солдатам пришлось расплачиваться кровью за политические ошибки или за неумело спланированные военные операции».[11]  

Настоятель Храма во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших отец Александр, освятивший Аллею памяти, обратился ко всем с такими словами: «Двадцатый век принес много бед всему человечеству и нашей стране. На протяжении всего XX века ужасные трагедии сопровождали историю нашей страны, были отняты жизни многих молодых ребят. И вот то, как мы сегодня очень торжественно отдаем им честь в центре города, вселяет надежду, что, может быть, эти ошибки не будут повторены в новом веке. Господь да упокоит их души, а мы в своих сердцах навсегда сохраним их подвиг и постараемся быть достойными этих сыновей нашей Родины».[10] 

 

Урок-путешествие «Православный Усть-Илимск» 

Отец Димитрий Кирьян считает, что в современный период государство нуждается в помощи и поддержке со стороны церкви. Забота о сиротах, воспитание молодежи, помощь и поддержка человеку в трудные минуты, просветительство и нравственная оценка происходящих в стране событий – это малая часть тех задач, которые берет на себя церковь. Люди нуждаются в нравственных ориентирах, они подчас беспомощны и слепы в поисках своего счастья, жизненного пути. Общество дает нам «идеалы» накопительства, вседозволенности, выдаваемой за геройство, показывает в качестве образцов людей, которые убоги как в нравственном, так и в интеллектуальном развитии. И люди, приняв это за «чистую монету», со временем начинают осознавать ложность таких идеалов, впадают в уныние, считают себя потерявшимися, заблудшими. 

«Без Бога сложно жить. Рано или поздно человек чувствует в своей душе страшное одиночество и заброшенность, вне зависимости от уровня его благополучия, социального статуса. К сожалению, осознание это часть приходит лишь в старости, когда жизнь прожита не так как следовало, когда сделано больше худых дел, чем добрых, когда за тобой тянется вереница обиженных и забытых тобой людей».[4] 

В ходе исследовательской работы перед нами стояла задача познакомить окружающих с собранной информацией, поэтому мы решили организовать нестандартное образовательное мероприятие, цель которого – ознакомление участников с собранными материалами. Нами был разработан и проведен в двух 10 классах урок-путешествие «Православный Усть-Илимск». (Приложение III, технологическая карта) 

Поскольку среди учащихся количество ребят, считающих себя верующими людьми, совсем невысок и интерес к изучению религиозной истории города очень низкий, мы решили увлечь ребят игровым приемом «бабушка приехала». Перед ребятами ставилась игровая задача «помощь бабушке»: составить план проезда к храмам города (группа «Таксисты»), разработать информационную справку о необычных иконах, святынях, которые находятся в городских храмах (группа «Паломники»), написать для экскурсовода  небольшой текст о строительстве храмов города (группа «Краеведы»). 

Для выполнения заданий ребята обращались к разным информационным источникам. Вот здесь то и понадобились наши разработки: тематический раздел на сайте учителя, электронная карта, материалы информационного сборника «Православный Усть-Илимск». 

В конце занятия была проведена рефлексия. Ребятам было предложено ответить на вопросы: 

- Что нового ты узнал на уроке? 

- В какой жизненной ситуации тебе могут понадобиться эти знания? 

Анализ ответов позволяет сделать вывод, что большинство участников урока считают полученные знания нужными. Только 6 человек из 30 ответили, что полученная информация им не нужна. Ребята говорят, что они расширили свой кругозор в области знаний истории родного города: 

- Если меня кто-то спросит, я смогу рассказать; 

- Буду вспоминать, когда уеду в другой город; 

- Могу рассказать о достопримечательностях города; 

- Я узнала часть истории моего города; 

- Буду рассказывать детям… 

Но наиболее ценным нам представляется ответ: «Эти знания могут понадобиться, когда у  человека беда, и он опустошен, теряет надежду и веру, когда совсем упал духом».  

 

Заключение 

Анализ результатов исследования, социологический опрос, беседы с прихожанами и настоятелями усть-илимских православных храмов позволяют сделать следующие выводы: 

- на территории города Усть-Илимска действуют два храма: Храм «Святителя Софрония Иркутского» (настоятель - протоиерей Димитрий Кирьян); Храм во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших (настоятель - протоиерей Александр Белый); и часовня «Взыскание погибших» (протоиереем Димитрий Кирьян); 

- знания жителей города в области истории строительства храмов очень ограничены, есть потребность в просветительской деятельности в этом направлении; 

- горожане серьезно относятся к сохранению культурных и религиозных традиций прошлого, считают православную религию одной из важных составляющих общей культуры российского народа; 

- участие молодых людей в нестандартных образовательных мероприятиях расширяет их кругозор, повышает интерес к духовно-нравственным традициям прошлого. 

В ходе работы нам удалось собрать информацию и о православных приходах Усть-илимского района. Информация о них представлена в справочнике «Православный Усть-Илимск». 

Нами созданы следующие информационно-образовательные ресурсы: раздел «Православный Усть-Илимск» на сайте руководителя исследовательской работы Адамковой А.М.; электронная карта; справочник «Православный Усть-Илимск»; разработка урока-путешествия для старшеклассников. 

Практическая значимость нашей исследовательской работы заключается в возможности использования разработанных образовательных ресурсов в краеведческой работе со старшими школьниками. 

 

Теги: