Особенности сибирской рыбалки

Особенности сибирской рыбалки

Есть в Усть-Илимском районе уникальное геологическое явление «Бадарминский Провал», расположенное на берегу водохранилища в 30 км от города. Миллионы лет назад прошли тектонические движения, и на пяти гектарах земля потрескалась, и в некоторых местах большими плитами провалилась. Когда произошло затопление водохранилища, вода в этом месте поднялась и залила трещины.  Глубину самой большой из них замеряли - 90 метров.

  Необычность Провала удивляет и, как таинственное явление, он рождает загадочные истории. Одну из них рассказывает туристам инструктор по спортивному туризму – проводник Саныч. Как будто в глубоких трещинах, таинственных пещерах и ходах живет некое чудовище, выползающее на свет только ночью…

История эта ожила. Два года назад, на берегу у Провала заночевал с друзьями на теплоходе «Фортуна» местный предприниматель Владимир Крейнис. Всю ночь им не дали спать - в борт судна что-то стукало, как будто бревно, прибитое водой.  Странным было то, что, стук слышался не в одном месте, а проходил по всему борту. А бревна за бортом не было! Его не разглядели ни ночью – по темноте, ни утром – по свету.

Мужчины любят разгадывать разные тайны.., Владимир установил на катере эхолот и однажды на дне моря на глубине 86 метров, в том месте, где раньше проходил фарватер Ангары, он увидел огромную рыбину. Эхолот зафиксировал ее длину. «Три метра» - рассказывает Владимир – и стопроцентно осетр, потому что тайменя в наших местах больше двух метров не встречали». Вымахала рыбина немалая и лет ей может быть около ста. Как он выжил в  водохранилище, неизвестно, это любитель проточных вод. Владимир убежден, что гигант накапливает силы в трещине Провала, куда заплывает по ночам по подводному ходу. Будучи хозяином этой прибрежной территории, Владимир исследует ее на предмет развития туризма и отдавал на анализы воду из трещины и водохранилища. В Провале она оказалась высокого качества и обогащенная минералами. Видимо, это и дает силы осетру - прямо, как в сказке – прыгнешь в чан с мертвой водой, потом -  с живой - и будешь здоров.

История про осетра будоражит воображение, и становится поводом поговорить о рыбалке, рыбах и рыбаках – тема эта в речном краю близка многим.

 После 1630 года началось заселение Северного Приангарья казаками, пришедшими сюда во имя Бога Царя и Отечества расширять границы государства Российского. Свои деревни основали они по берегам Ангары, где в нее впадают маленькие реки, и по берегам Илима. Реки были единственным средством сообщения и кормилицей казаков, а затем – пашенных крестьян.   Рыболовством занимались целыми семьями, весной, летом и осенью выходя на реки. Одни меньше, другие больше, но рыбу ловили все. И это был промысел, благодаря которому создавались съестные припасы. Рыбы было много, ею кишели реки: осетр, стердядь, таймень, ленок, сиг, хариус, налим, окунь, елец, сорога и др. С приходом казаков, стали усовершенствовать приемы рыбной ловли и тунгусы – аборигены этой территории. Их племена с оленьими стадами кочевали раньше от реки к реке с целью пропитания. Как и чем они ловили рыбу в очень далекой древности – можно только предполагать. Скорее всего - руками, выбирая наиболее удобные места на отмелях. Рыба тогда имела такое же значение, как и ягоды и грибы – ею лакомились в определенные сезоны. Ели ее слабосоленую и даже сырую. Позднее добывали ее острогой. Излишки рыбы вялили на солнце, сушили  чтобы смолоть муку, которой также питались.

Интересные факты о рыбалке в северном Приангарье приводит в книге «Илимская пашня – время перемен» А. С. Бубнов. «На Ангаре были осетр и стерлядь, заходившие в Илим до Бубновского порога. Осетра и стерлядь ловили самоловами – снасть типа перемета только с большими, очень острыми крючками без наживки. Еще – острогой «на выставках». На зиму стерлядь, как и другие рыбы, собирается в стаи, а перед уходом на зимовальные ямы косяками выходит на песчаные отмели. Местные жители знали такие места и караулили такой момент. Как только рыба выходила «на выставку», все взрослые жители деревни бросали свои дела и бежали на реку. Особенность в том, что к косяку рыбы нужно было подходить снизу реки и колоть острогой только нижестоящих рыб. Если вышестоящую рыбу уколоть острогой, то нижние учуют запах крови и весь косяк немедленно уходит в глубину и больше не появляется. Поэтому во время этой рыбной ловли была жесткая дисциплина. Лодки шли ровным строем, нельзя было опережать других, чтобы не спугнуть рыбу. Ловили рыбу и заездками,  когда она шла на нерест. Бревном перегораживали реку, набивали колья частоколом и в промежутках устанавливали ловушки фитили – это сибирский вариант «морды». Заездками ловили весной тайменей и ленков. Но городить их разрешалось только после того, как рыба пойдет вверх по речке, вымечет икру и начнет спускаться  из малых речек в Илим и Ангару. Ловить рыбу, идущую на нерест, запрещалось местными неписанными правилами испокон веков. Люди помнили о тех, кто будет жить и рыбачить после них».

Правила рыбалки определялись экологичным мышлением, присутствовавшим в Сибири, а также суровыми условиями проживания.  Здесь нельзя было отделяться от мира, или подводить других. В одиночку   раньше здесь выжить было невозможно, поэтому и формировалась, говоря современным языком, корпоративная культура.

Людмила Аркадьевна Пилипенко, выросшая в граде Илимск, где некогда проходил ссылку известный российский революционно настроенный писатель Александр Радищев, рассказывает: «Весной, когда Илим вскрывался ото льда, он разливался широко. Мужики рыбачили с берега -  саками. (см. прим.) Это квадратная рама, примерно метр на метр – обтянутая сетью и закрепленная на палке - ручке. Сак клали в воду и вели его по дну, потом поднимали, и в нем оказывалась рыба, что со льдом плыла по течению – сорога, елец». Отец Людмилы Аркадий Михайлович Бондаренко брал ее иногда на рыбалку. Запомнилось ей, как лучили рыбу. На нос лодки ставили «козу» - решетку (см. прим.), в которой горели смоляные чурки. Огонь освещал дно, и была видна рыба – ослепленная, она не сдвигалась с места. Один рыбак сидел на веслах, второй бил рыбу острогой – налима, тайменя ленка, щуку. «Зимой у нас ставили уды, - продолжает Людмила, - посредине реки на льду били узкую лунку и опускали туда леску с крючками. (см.прим.) Рыба шла к лунке на воздух, дышать и цеплялась за крючки. А летом закидывали на дно морды – плетеная из ивы конструкция, внутрь которой клали подкормку. Рыба шла на еду и оставалась внутри. Морды проверяли часто, следя за тем, чтоб рыба не уснула. Дохлую ее выбрасывали, а ели только свежую». Сетью ловить рыбу считалось неприличным, также как и на продажу. Только для себя и семьи.

Сейчас эти способы рыбной ловли устарели, и узнать о них можно от старожилов, и в музеях.  Да, может, где в старинных деревнях… В Невоне, например, в устье реки Невонка, впадающей в Ангару, до сих пор сохранились остатки некогда сделанной рыбаками заездки…

Рыба для местного населения значила многое, и именно она давала здоровье. Такой интересный факт. Известная художница (имя ее оставим за кадром) приболела – тяжело сгибались фаланги пальцев, и невозможно было держать кисть. Женщина искала способ исцеления и за три года испробовала массу рецептов из журналов о здоровье, но без результата. Выход подсказали в приангарском селе Кеуль - местные старожилки, которым под 80. Ангарская свежая рыба! Художница на лето уезжала в село и каждый день рыбачила. Мелких рыбешек тут же, на берегу, чистила, и укладывала в сковороду с потрошками. Наливала чуть воды и готовила на кострище. И ела такую рыбу каждый день. Пальцы у нее ожили, стали держать кисть.    

Времена изменились и сегодня основное орудие лова рыбы – это сети – они приносят наибольшие уловы, если не считать варварского способа глушения рыбы электрическими разрядами (что, к сожалению, бывает на Ангаре). Только вот понятие «рыба» изменилось. Течение реки перегородила плотина УИ ГЭС и сейчас то, что до нее – это водохранилище с площадью зеркала – 1833 кв.км. В нем уже урегулирован процесс самоочистки, но ассортимент рыб здесь невелик: щука, налим, сорога, окунь. Такую называют сорной, но «на безрыбье и рак – рыба».

На водохранилище рыбалка сегодня любительская, привлекающая  психологической атмосферой, отдыхом и расслаблением.  Занимаются ею немногие, и окунь в 400 грамм считается большой рыбой. 

Вниз по Ангаре пока еще есть хариус, и в речушках тоже. И многие рыбаки ездят туда на промысел для семьи и рынка. Однако, Богучанское водохранилище скоро сведет на нет эти оставшиеся запасы элитной рыбы.  Может быть, исчезнет и рыбалка. Это элитное занятие, которое в древней Македонии приравнивалась к искусству богов, и  считалась уделом знати. Драгоценная привилегия, и право фараонов в Древнем Египте, позволяющая только им пронзать рыбу острогой, доказав свою быстроту и меткость…

Цивилизация привела к тому, что запасы элитной рыбы в Усть - Илимском районе истощились. И, было время, на ТЭЦ создали свое рыбное хозяйство, где выращивали карпа, стерлядь, форель, продавая их в фирменном магазине «Живая рыба». Но… хозяйство не выдержало рыночных условий – дорогие корма и длинные сроки выращивания товарной рыбы, не дали ему подняться. Однако, еще до того, как закрыться, рыбоводы пошли на эксперимент. В 2004 году выпустили в водохранилище молодь форели и какое-то время присматривали за ней. Места сохранили в тайне, опасаясь, что рыбаки не дадут малькам вырасти.  Но в прошедшие годы не слышалось историй о том, что в водохранилище поймали форель. Видимо, сбылось опасение рыбоводов – вода и щуки-хищники загубили молодь еще на корню.
         Хозяйство законсервировали, а идеи, его создавшие, еще витают в воздухе. Ведь с пуском в эксплуатацию БоГЭС будут негативные изменения ихтиологии бассейна реки Ангара на участке между Усть-Илимском и Кодинкой. Произойдет многократное сокращение популяции многих видов рыб. Поэтому необходимо замещение существующих видов рыб на виды адаптированные к изменившимся условиям. И сегодня в планах развития города есть пункт от реконструкции бывшего рыбного хозяйства в рыборазводный завод производительностью 20 млн. мальков в год. Но, это планы, а как они выльются в жизнь – еще неизвестно. Зарыбление водохранилищ – работа трудоемкая и непредсказуемая по результату.

Увы, видимо, Усть-Илимску придется отказаться от попыток развить такое направление туризма, как сибирская рыбалка – негде и нечего будет ловить. Но идеи разведения форели умы некоторых горожан не отпускают. На Курорте «Русь», например, экспериментируют, выращивая ее в минеральной воде местного целебного источника. Братья Сергей и Алексей Хоменко поместили в нее мальков, и уже год наблюдают, проверяя версию, что форель может жить и развиваться в соленой воде.  Рыбы растут и весят уже по два с половиной килограмма. И, вероятно, благодаря минеральной воде,  наделены отменным здоровьем, как и тот осетр, что живет в Бадарминском Провале.

И на вкус они вполне хороши.
         Человек приспосабливается ко всему и даже самым неблагоприятным экологическим условиям. И если нет возможности брать элитную рыбу у живой природы, ее можно создать и в городе. И даже на собственной даче выкопать пруд и зарыбить его. Благо, на туристическом рынке подумывают о новой услуге – организация самого древнего способа – ловли рыбы руками. А что? – можно даже корпоративные или индивидуальные соревнования устраивать. Колоритно, хотя и отлично от природных условий. Выбор ведь невелик -  цивилизация наступила и на сибирскую рыбалку.

 

Лариса Лементуева