Путь от кружка до театра
1975 год. На реке Ангаре строится город. В городе живет и работает много молодых и инициативных, ярких людей. В город приезжает человек, который оказался способен собрать их под свое крыло и организовать любительский «Театр трудящейся молодежи» Это был выпускник Дальневосточного Государственного Института Искусств во Владивостоке по специальности актёр театра и кино Василий Гуляев.
В Театр Трудящейся Молодежи приходили люди разные, но не было случайных, каждый находил свое место в коллективе: кто-то играл, кто-то рисовал афиши, кто-то просто приходил пообщаться с интересными людьми. О театре Гуляева знали в Москве, Василий Владимирович входил в десятку лучших режиссеров самодеятельных театров страны! Однако репертуар театра был настолько смел на то время, что местные власти после каждого спектакля Василию Гуляеву объявляли выговоры, устраивали проработки на собраниях коллектива, лишали премии, увольняли, восстанавливали, «травили» милицией.
4 июля 1982 года на площади перед ДК им. Наймушина, в милицейском окружении, состоялась премьера запрещённых спектаклей: «Кто сказал, что Земля умерла?» по пьесе Э. Радзинского и «Беседы с Сократом» с песнями Высоцкого, отрывками выступлений и статьями о творчестве. 4 июля, в день премьеры, по приказу горкома КПСС отключили электричество и воду, актеров выставили за дверь, а ДК закрыли «на ремонт», пытаясь сорвать постановку. Зрители собрались на площади пред домом культуры.
Три часа на грани напряжения… Они играли, как никогда. «В их голосах, срывающихся от волнения и негодования, звучала гордость за собственное мужество, за мужество зрителей, их не покинувших, за правду, которая может быть сильнее лжи», — так говорит о них иркутянин Геннадий Хороших, в последствие ставший другом Гуляева. Участник спектакля Евгений Пиндюрин вспоминает, что играли они так, что «охранявшие их люди «сами того не замечая, стали сочувствующими зрителями, и аплодировали так же горячо, как и остальные…».
Едва закончился спектакль, Е. Иорданский зачитал обращение с просьбой защитить театр и пустил его по рукам. Конечно, откликнулись не все. Кто-то струсил и незаметно ушел, кто-то отмахнулся, но были и такие, кто смог поддержать театр.
Это была лучшая и… последняя постановка Театра Трудящейся Молодежи Василия Гуляева. 6 июля вышел приказ за подписью директора ДК, где говорилось: «В. Гуляева… за невыполнение приказа №6 от 2 июля 1982 года, игнорирование решений партийных и советских органов, проявленную аполитичность при самовольной постановке спектакля «Кто сказал, что земля умерла?», за совершение поступка, несовместимого с воспитательной работой, от занимаемой должности освободить по ст. 254 п.3 КЗОТ РСФСР с 7 июля 1982 года».
За 7 лет работы самодеятельного театра Гуляева вышло 18 спектаклей, которые были сыграны более двухсот раз, их увидели десятки тысяч зрителей, оставив сотни восхищенных отзывов — поистине достойная похвала работе режиссера и труппы
В 1985 году выпускник театрального училища им. Щепкина в Москве бывший актёр «Театра трудящейся молодёжи», воспитанник В. Гуляева — Евгений Пиндюрин организовал в городе театральную студию «Диалоги». Самодельный народный театр просуществовал до 2000 года, после чего театр стал профессиональным. Это стало возможным, благодаря упорной пятнадцатилетней работе Е. А. Пиндюрина, сумевшего превратить театральный кружок в настоящий театр, в котором совместил работу директора, главного режиссера, артиста. Его заслуга в том, что малый зал Дворца культуры «Дружба» переоборудован в театр, проведена реконструкция помещения, оборудованы гардероб, гримерная, костюмерная, театральный зал, практически с нуля создана материально — техническая база.
Е. А. Пиндюрин добился того, что была достигнута договоренность о дистанционном обучении актеров г. Усть-Илимска актерскому мастерству в театральном училище г. Иркутска. Это позволило решить проблему профессиональных кадров для театра. Актерские, режиссерские работы Евгения Анатольевича с интересом встречают зрители. Афиша театра вобрала в себя все лучшее, что давала современная, зарубежная драматургия, а также русская классика: А. Островский, А. Чехов, А. Толстой, П. Гладилин, С. Мрожек, Д. Хармс, Софокл, Л. Кэрролл.
За одиннадцать лет работы театра драмы и комедии в репертуар вошло около 40 спектаклей для взрослых и детей, режиссером — постановщиком которых выступил Евгений Пиндюрин: «Осторожно-женщины», «Тот самый Мюнхгаузен», «Фотоаппараты», «Эдип», «Хочу быть клоуном» — эти и другие спектакли любят усть-илимцы.
В 2005 году в театре Е. А. Пиндюрин открывает при МУК «Театр драмы и комедии» молодежную театральную студию. К известному режиссеру начинают стекаться студенты и старшеклассники. В 2008 году при театре было создано объединение творческой молодежи «Ковчег», которое возглавил Евгений Анатольевич, он вновь объединяет вокруг себя талантливую молодежь Усть-Илимска и дает им возможность проявить себя в творчестве.
В 2010 году, по многочисленным просьбам усть-илимцев, Е. А. Пиндюрин открывает Детскую театральную студию «Арлекин». Легкий на подъем, трудолюбивый, современный, постоянно ищущий и находящийся в творческом поиске Евгений Анатольевич многое успевает. Репетирует новый спектакль, руководит установкой нового светового и звукового оборудования сцены, строит декорацию, помогает актерам заочникам в учебе в Иркутском театральном училище и Восточно-Сибирской Государственной Академии культуры и искусств. Он много читает, всегда в курсе политических и культурных событий области и страны, интересуется работой коллег, поддерживает с ними творческие связи. Сейчас Евгений Анатольевич работает вместе с ребятами из Молодежной театральной студии над новым спектаклем «Бременские музыканты». Совместно с преподавателями школы искусств № 2 Е. А. Пиндюрин ставит мюзикл «Гадкий утенок» — это начало реализации большого проекта по созданию детского музыкального театра.
18 февраля 2011 г. министр культуры и архивов Иркутской области Вера Кутищева вручила Почетную грамоту Министерства культуры заместителю директора — главному режиссеру МУК «Театр драмы и комедии» г. Усть-Илимска Евгению Анатольевичу Пиндюрину. Высокую правительственную награду Е. А. Пиндюрин получил за «большой вклад в развитие культуры».
Полкова, А. В. Путь от кружка до театра / А. В. Полкова, И. А. Куницына, А. И. Карнова // Усть-Илимск: вчера, сегодня, завтра: материалы I региональной научно-практической конференции / ФГБОУ ВПО «Братский государственный университет. – Братск: Изд-во Братского гос. ун-та, 2012 . — С. 56-58.