Пришедшие на сеанс зритель вряд ли задумывается о технической стороне кинопроката. Он заплатил свои кровные и хочет получить качественную услугу, а кто, как, при каких обстоятельствах обеспечивает эту услугу, его не касается. Между тем профессия киномеханика с давних пор считалась одной из самых редких и интересных. Попасть в кинобудку (так в народе называли кинопроекционную) мечтали многие. Но удавалось это далеко не всем.
Олег Николаевич Банщиков в конце 60-х, еще мальчишкой, тоже прибегал в гости к знакомому киномеханику. Было это, в деревне Банщиково, которая давно затоплена водами Усть-Илимского водохранилища. После окончания школы паренек твердо решил для себя, что работать будет только киномехаником. Благо, что такая возможность ему представилась. В 18 лет после окончания курса подготовки в областном центре кинофикации он получил третью категорию и начал работать в районной киносети. В 1973 году, когда
жители деревень, попавших под затопление, переезжали кто куда, Олег Николаевич перебрался в Усть-Илимск и пришел работать в кинотеатр «Родник», пользовавшийся, в те годы огромной популярностью. В молодежном поселке, где еще не было телевидения, фильмы показывали по неделе, пока не иссякал поток зрителей. При этом крутили по шесть сеансов в день, с 10 до 21 часа.
Когда Усть-Илимск стал городом, а потом быстрыми темпами начало расти население правобережья, где еще не было своего кинотеатра, не взирая на мороз, люди ехали в «Родник», чтобы посмотреть нашумевший фильм. Так прдолжалось до открытия ДК «Ровесник» в одиннадцатом микрорайоне. Туда сразу перевели работать Олега Николаевича с женой Зоей Васильевной, тоже киномехаником.
И там кинотеатр не пустовал никогда. Большой любовью одно время пользовались у населения индийские фильмы. Олег Николаевич со смехом вспоминает историю о том, как однажды не мог попасть на работу:
— Кассы в «Ровеснике» находились перед входом в Дом культуры. Идем мы с напарником на работу, а пройти надо через очередь к кассам. Так нас ни в какую не хотят пропускать, и все туг. Мы пытаемся объяснить, что работаем здесь. А нам не верят. Дескать, ишь, какие умники, без очереди хотите пролезть за билетами. Кое-как окольными путями вошли в ДК.
Был момент, когда Банщиков уходил из киносети. 10 лет работал в телецентре. Он с болью воспринял развал киносети в городе и районе во времена перестройки. Но как бы хорошо ни было, всегда скучал по выбранной профессии, надеялся, что еще настанут времена, когда он вернется в любимую кинопроекционную. Поэтому приглашение поработать в ДК им. Наймушина принял с радостью. Сегодня киномеханик первой категории Олег Николаевич Банщиков — единственный специалист в ДК, отвечающий за прокат фильмов, за техническое состояние аппаратуры. Конечно, его радует, когда зал полон — значит, люди нуждаются в кино на большом экране. Но пристрастия зрителей разделяет не всегда. Не любит боевики, ужастики, пользующиеся популярностью у молодежи. Ему больше по нраву исторические фильмы, хорошие комедии. Но, как говорится, о вкусах не спорят. Для него главное, чтобы на сеансе было как можно больше народу, чтобы фильм не прерывался, а качество звука и изображения были на высоте. В этом и есть его работа. Любимая работа.
Татьяна БЕЛОВА
Белова, Т. Вся жизнь с кино. Любимая работа киномеханика Банщикова / Татьяна Белова // Вечерний Усть-Илим. — 2009. — 27 авг.