Русанова Аргентина Константиновна — Народная энциклопедия

Русанова Аргентина Константиновна

03-10-2024

К 30-ЛЕТИЮ УСТЬ-ИЛИМСКА

УЧЕНИКИ и молодые учителя её часто побаивались: внешне она казалась строгой. Зато коллеги постарше и друзья обожали за юмор, надежность и особую силу характера… Ее редкое имя – Аргентина — сродни целой стране. Но малыши младших классов его постоянно забывали, и обращались просто: директор. Природа наградила ее талантом руководителя, неиссякаемой энергией. И сейчас, когда ей давно можно отдыхать, она продолжает трудиться рядовым учителем. Многие, очевидно, уже поняли, что речь идет о самом первом директоре школы №1 Аргентине Константиновне Русановой. Ее помнят и знают в Усть-Илимске очень многие, ведь приехала она сюда 35 лет назад.

ПОСТУПОК ОПРЕДЕЛИЛ ПРОФЕССИЮ

В ДЕТСТВЕ ее звали Дина. Росла в обычной семье — четыре младших сестренки, мама, папа, бабушка — всего восемь человек. Жили на Артемовских приисках, под Бодайбо. В 1941 году из-за нехватки средств во многих школах ввели платное образование — 150 рублей в год. Тогда это были большие деньги. Где взять? И Дина ё девятый класс не пошла, хотя восьмой закончила почти на одни пятерки. В середине сентября, когда многие подружки вовсю учились, девушка сидела дома, помогала матери по хозяйству.

Как-то после уроков прибежали одноклассницы, передали записку от классного руководителя. В ней Тамара Афанасьевна (так звали учительницу) просила Дину срочно зайти в школу. Дина пришла. Тамара Афанасьевна, увидев её, обрадовалась, протянула 150 рублей.

— Плати и завтра же приходи учиться!

— Я не возьму денег, — Дина испуганно отстранила протянутую руку. — Мне нечем отдавать долг.

-Бери, — «классная» настойчиво сунула деньги в карман кофточки. — Закончишь школу, пойдешь работать — рассчитаешься.

Дина горько расплакалась, уткнувшись лицом в плечо учительницы…

Прошло десять лет. Дина закончила школу, институт, вышла замуж. Как-то на очередной семинар все учителя съехались в районный центр, где жила Дина с мужем и маленькой дочкой Вилорой. Там-то она и встретила свою бывшую классную руководительницу.

— Я принесла вам долг.

— Но я вижу вас впервые, — Тамара Афанасьевна не узнала в молодой интересной женщине с модной высокой прической своей ученицы, той веснушчатой девчонки с косичками. Вглядевшись пристальней, она вдруг вскрикнула:

-Дина!?

Женщины обнялись и обе расплакались, как десять лет назад. Долг Дина вернула. Это была последняя встреча с любимым учителем. Именно Тамара Афанасьевна определила в дальнейшем судьбу Аргентины: девушка тоже стала учителем.

ЗДРАВСТВУЙ, ДИРЕКТОР!

ЛЕТОМ 1968 года семейство Русановых из Мамакана перебралось в Усть-Илим. Дочь Вилора к тому времени была уже замужем и жила в Грузии. Супруги приехали с младшеньким — семилетним Алешкой. В то время в районе деревянного поселка достраивалось красивое трехэтажное здание школы №1(ныне школа № 2). Именно ее должна была возглавить Аргентина Константиновна. Опыт работы в должности директора у неё уже был в Мамакане. Теперь каждое утро Русановой начиналось со стройки: как идут дела? завезли ли материалы? успеют ли все сделать к новому учебному году?

И вот 1 сентября школа, еще пахнущая свежей краской, распахнула свои двери. Музыка, праздничные речи, нарядные дети с букетами цветов, веселая суматоха… Педагоги тут же составляли списки классов. Старались формировать их так, чтобы одноклассники жили рядом. Учителя подобрались увлеченные своим делом, творческие.

Как-то утром в один из первых месяцев Аргентина Константиновна спешила на работу, обогнала своих учеников и удивленно заметила, что никто с ней не здоровается. Целый день её это мучило. Вечером вернулась домой уставшая, рухнула на диван и расплакалась: её, директора, дети не узнали!

Со следующего дня она взяла за правило приходить в школу очень рано и встречать всех при входе. Зимой стояла в верхней одежде, чтобы дети узнавали её в любое время года. Теперь с Русановой здоровались издалека, старшеклассники звали её по имени отчеству, а малыши так и обращались: «Здравствуй, директор! » И это выглядело забавно.

ВСЕ «ЗВЕЗДЫ» В ГОСТИ К НАМ

В НАЧАЛЕ 70-х, когда коллектив школы Ns 1 уже переехал в новое здание по ул. Романтиков, в город приезжало много знаменитых людей. Среди них — Валентин Распутин, Евгений Евтушенко, Марк Сергеев, Сергей Иоффе… Визит известных людей в первую школу города стал приятной традицией. А в 1973 году школа ждала Германа Титова. Его время пребывания в Усть-Илимске было расписано до мелочей, и городские власти выделили на встречу в школе всего 15 минут.

Всех детей собрали в актовом зале. Чтобы ученики не устали в ожидании и не разбаловались, им показывали тогда популярную киноленту «Неуловимые мстители». В коридорах стояли дежурные, они первые должны были заметить гостей и подать сигнал. Отдельно в кабинет химии усадили пионеров отряда, который носил имя Германа Титова. У входа стояли нарядные старшеклассники с цветами из школьной теплицы

Как бы сильно летчика-космонавта ни ждали, он все равно появился неожиданно. Зашел, со всеми поздоровался, держался просто. Титов был с милой, обаятельной женой. Их сопровождал секретарь райкома партии Георгий Вакуленко. Когда Герман Степанович вошел в актовый зал, все дети встали и долго ему аплодировали. Как только он начал говорить, воцарилась тишина. Всем было интересно узнать о детстве космонавта, о его увлечениях, о том, чем он живет, о чем мечтает… Словом, вопросы сыпались бесконечно. Вакуленко нервничал и постоянно тыкал Русанову в спину:

-Хватит, заканчивайте, время вышло! Ждут в другом месте…

-Подождут, — отмахивалась директор, и сама восхищенно слушала Германа Титова. «Звезда» такой величины в их школе была впервые. Аргентина Константиновна понимала, что такая встреча останется в памяти у каждого ребенка, и старалась оттянуть расставание.

КРАЖА

ИЗ КАБИНЕТА директора украли сумочку. Помимо денег, сберкнижки и паспорта там находился партбилет. От последней пропажи Русанову бросало то в жар, то в холод. В то время утрата партбилета, независимо от обстоятельств, для каждого коммуниста была большим позором. Утром у входа, как обычно, она встречала детей и пристально смотрела на каждого: милые, добрые, открытые, смешливые лица… Неужели кто-то из них? Нет, не может быть.

Телефон в кабинете директора звенел оглушительно. На другом конце провода она услышала голос начальника милиции И. Д. Куклина:

-Аргентина Константиновна? Говорят, у вас беда? Почему до сих пор нет заявления в милиции?

После этого разговора Русанова тут же унесла заявление в ГОВД. До этого она тешила себя мыслью, что сумочка вот-вот отыщется. Увы. В милиции ей сообщили, что задержана женщина, которая совершала подобные кражи в других школах. Но документов Аргентины Константиновны при обыске у нее не обнаружили: преступница успела их выкинуть.

Ничего не оставалось, как идти на бюро горкома партии. С Русановой состоялся суровый, беспощадный разговор. В конце концов, новый партбилет ей выписали. До сих пор она хранит эту «красную книжицу» и, несмотря ни на что, считает себя старым «комунякой». Уж очень дорого достался ей партбилет во второй раз.

ДОМАШНЯЯ ПЕДАГОГИКА

ОБЫЧНОЕ дело: когда мама уходит на работу, дети еще спят, а когда приходит — дети уже спят. Все хозяйственные заботы легли на мужа — Михаила Алексеевича: он и варил, и стирал, и на зиму заготовки делал… А ведь кроме этого была еще и основная работа — на стройках города.

Алешка с первого класса усвоил: в школе к матери в кабинет не заходить, обращаться строго по имени отчеству. Возможно, по этой причине многие учителя даже и не подозревали, что Леша её сын. К тому же фамилии у них разные. Зато внук Андреи, сын старшей дочери, выросший в их семье, ужасно гордился, что бабуля — директор. Разница в возрасте сына и внука — четыре года, поэтому и росли они как братья.

Однажды Аргентина Константиновна зашла в детскую комнату и ахнула: повсюду беспорядок, валяются инструменты, проволока, гвозди, обрывки бумаги, а сына нет. Оставила на столе записку: «Здесь были тимуровцы. Хорошо бы познакомиться с хозяином*.

С работы вернулась поздно, Леша уже спал, а над кроватью висело его фото и записка: «Уважаемые тимуровцы, на этом снимке хозяин комнаты. Вас он так и не дождался». Мать тяжело вздохнула. Такова участь педагога — чужим детям внимания гораздо больше, чем своим.

А когда сын учился в восьмом классе, все мальчишки заболели «битломанией»: они отрастили длинные волосы, носили брюки «клеш». Такое увлечение преподавателям не нравилось, и они «боролись», как могли.

Аргентину Константиновну длинные волосы сына тоже изрядно выводили из себя. На просьбу сходить в парикмахерскую он не реагировал. Однажды дома она подозвала сына поближе и быстро, как попало, выстригла челку. Тогда она не задумалась, насколько этот поступок непедагогичен, тем не менее результат превзошел ожидания.

На другой день в таком виде сын пришел в школу. Одноклассники сразу же заметили перемену в прическе и обступили его:

-Кто тебя так?

-Директор, — с издевкой в голосе сказал Алексей.

В один миг пацаны подскочили и убежали в парикмахерскую. Постригся и Леша. Учителя остались довольны: теперь все мальчишки сидели с аккуратными прическами.

Несмотря на такие проблемы «отцов и детей», отношение сына к матери всегда оставалось бережным. И когда Аргентина Константиновна задерживалась на работе допоздна, Алексей не забывал приносить ей что-нибудь перекусить. А вдруг за весь день у нее не было времени сходить в столовую…

… Более 50 лет отдала Русанова школе. В пору отмечать «золотой» юбилей. Однако итог своей педагогической деятельности подводить не собирается: все также строга на уроках, также остры ее шутки, в трудную минуту коллеги также идут к ней за помощью. И так же, как помнят ее первые выпускники Усть-Илима, через много лет будут помнить и сегодняшние ученики.

Источник: М. ТЯЖЕЛКОВА. — Вечерний Усть-Илим. – 2003. — 18 декабря- с. 3.