В этом городе юном когда-то
Наша школа первой была.
Пронеслись года и окраиной
Обжитые стали места.
Но, как прежде, на улице Солнечной
В новых ритмах школа живет.
По утрам ручейками звенящими
К ней сбегается юный народ.
Школа №2 – появилась раньше других на карте Усть-Илима. Она стоит у истоков образования города, поэтому взяла на себя ответственность за сохранение исторической памяти о развитии образования на этапе начала строительства города.
Изучение прошлого об образовании и сохранение памяти определило содержание работы школьного музея. Воспоминания учителей, старожилов города, строителей, бывших учащихся, родителей, архивные материалы, документация школы, материалы газет и журналов того времени, кадры кинохроники легли в основу исследовательских работ, в которых воссозданы страницы жизни школы и развития образования в городе.
Стихийное появление посёлка у Толстого мыса на Ангаре на месте строительства будущей Усть-Илимской ГЭС (постановление правительства о начале строительства будет принято позже) привело и к нарушениям в хронологии образовательных учреждений №1 и №2. Сильнейшая миграция населения, типичная для новостроек (Усть-Илимская ГЭС была Всесоюзной ударной комсомольской стройкой), административно – территориальные преобразования нашей местности, (посёлок то был в составе Братского, то Нижнее – Илимского, то Усть-Илимского районов), активное строительство объектов жилья явились причиной того, что школа не однажды меняла свой статус: начальная – средняя – восьмилетняя — и снова – средняя — таков путь развития школы №2 г. Усть-Илимска.
Начальная появилась в рабочем посёлке, где готовился фронт работы для будущей Усть-Илимской ГЭС. Открытие её было продиктовано заботой о детях, которых до этого возили за 15 километров и на санях, и на вездеходе геологов, и на машинах в соседнее село Невон.
Среднесуточная температура зимой составляла – 28 градусов, столбик термометра мог опуститься до 58 холода.
Торжественное открытие начальной школы состоялось 1 сентября 1965г. Классы расположились в здании больницы на улице Светлова и заняли большую её часть. Отопление печное, работал буфет, а в маленьком спортзале проходили октябрятские и пионерские линейки и сборы. Районный отдел народного образования находился в Братске.
В этом здании школа проработала 2 года. Учащиеся средних и старших классов по – прежнему ездили на занятия в Невонскую школу.
Посёлок стремительно разрастался. Было уже принято правительственное решение, которое узаконило стихийно начатое строительство ГЭС- люди прибывали ежедневно, по нескольку десятков. Они везли с собой детей.
В 1967 году маленький ручеек знаний с улицы Светлова перетёк на соседнюю улицу, которая получила название «Школьная». Здесь открылась так долгожданная средняя школа. В народе она останется под названием « жёлтенькая». Она была деревянная, как и все здания в посёлке на то момент. Номера у неё не было, т. к. она была единственной в посёлке. Теперь все ученики занимались по месту проживания и были избавлены от довольно неудобных ежедневных поездок в зимние морозы, в осеннюю и весеннюю распутицы. Рассчитанная на 350 учеников, она приняла 1200. По воспоминаниям её директора Лобова Евгения Николаевича, в ней работало 43 технички, т. к. никаких тротуаров в посёлке ещё не было — уборки им хватало на весь день. Занятия в школе шли в три смены. Вечером, в 4-ю смену, за парты усаживались учащиеся школы рабочей молодёжи.
В 1968 году школа сделала свой первый выпуск как средняя и тут же превратилась в восьмилетнюю по приказу районного отдела образования, который был утверждён в этом же году в связи с территориальным выделением и образованием Усть-Илимского района. На соседней улице в новом каменном здании открылась ещё одна школа, средняя, которой почему- то и был присвоен №1. До сих пор старожилы города недоумевают, по этому поводу. В это здание наш коллектив перебрался в 1970году. Школа получила порядковый №2. А школа №1 перейдёт на улицу Романтиков в другое новое здание. Этот эпизод с путаницей номеров и нарушением хронологии в развитии сети образовательных учреждений будущего города — отличная иллюстрация напряжённости жизни в строящемся посёлке. Главной задачей администрации было начать учебный процесс и разместить учеников.
С 1970 года школа раз и навсегда обосновалась на Солнечной улице, а путаницу с номерами знают только первые выпускники. Летоисчисление своё школа ведёт от первого выпуска и ввода в строй школьного здания.
В 1983 году в связи с реорганизацией средней школы №3 во вспомогательную, её коллектив влился в нашу школу. С этого года микрорайон школы охватывает часть города, которая бытует в народе как «деревяшки»- отсюда пошёл наш город.
В 1988 году в связи с вводом в строй здания для начальных классов школа приняла свой окончательный архитектурный облик.
С начало реформы образования в 90-е годы школа активно участвовала в экспериментальной работе и имела статус экспериментальной площадки областного уровня.
В настоящее время коллектив работает над реализацией ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ ОТКРЫТЫХ КОММУНИКАЦИЙ. Её основное содержание:
В 2008 году школа стала победителем национального проекта «Образование». В этом же году школа отметила своё 40- летие. На основе собранных воспоминаний, фотографий, кинохроники, документов школы, хранящихся в школьном музее, был создан летописный сборник « В начале жизни школу помню я», в котором была воссоздана история школы за 4 десятилетия в событиях и лицах. Совместно с учащимися разработаны и утверждены флаг, герб, талисман школы, составлена её родословная.
Я не просто живу,
Я, подобно реке,
Начинаюсь в затерянном далеке,
Но всему вопреки
Вьётся ниточка кровная.
Где мои родники?
Отвечай, Родословная!
Созидание, соревнование, творчество, взаимодействие — вот отличительные черты школы на всех этапах её развития. В образовательном пространстве города школа №2 – это молодой творческий коллектив единомышленников, стремящихся к использованию современных технологий. Это школа, которая хранит и создаёт новые традиции.
Наше самобытное пространство определено миссией — быть не столько транслятором знаний, сколько реальной школой социального действия. Создавая школьное сообщество, мы не изолируем его от социального окружения, а напротив, максимально открываем и стараемся влиять на повседневную жизнь своего микрорайона. Ведущей задачей школы является формирование мотиваций, личной установки на созидательные действия. Наша школа становится центром среды общения, действуя в общем ритме жизни.
Директором начальной школы, которая служит прологом к средней, была Давина Зоя Андреевна, выпускница Иркутского педагогического училища, начавшая свою деятельность ещё в 1941 году. В трудные военные годы она работала заведующей Тушамской начальной школы. К 1965г. Зоя Андреевна — «Отличник народного образования». Она успешно справлялась с обязанностями директора начальной школы посёлка гидростроителей.
Первым директором же средней школы №2 как окончательно сформировавшегося учебного заведения стала Саенко Валентина Фёдоровна. Ей было чуть больше 30 лет, а она уже – «Отличник образования». Целеустремлённый, огромной работоспособности руководитель, она сразу поставила школу на позиции передовой.
Краеведческая работа в школе осуществляется по программе «Музейная педагогика». На базе музея, открывшегося в 2006 году, работает поисковая группа. Результат её работы – исследовательские работы:
На областной и российский уровень были представлены работы:
2004 – 2005 уч. г. Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия. XX век». Савченкова Мария «История школы в судьбах педагогов»2006 – 2007г. VIII Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ» Человек в истории. Россия. XX век» Гвоздева Евгения «Мой знаменитый дед».
2007 — 2008 уч. г. VII. региональные соревнования юных исследователей « Шаг в будущее, Юниор! ». Задворных Алёна «Моя родословная».
2007- 2008 уч. г. X региональная научная и инженерная выставка исследовательских работ старшеклассников. Жуковский Константин «Твои люди, Усть-Илим! ».
Текст подготовила: Н.Д. Уракова, руководитель музея школы № 2