Павлюкевич Людмила Михайловна — Народная энциклопедия

Павлюкевич Людмила Михайловна

30-10-2024

Участник строительства железной дороги «Хребтовая – Усть-Илимская»

214 километров мужества

Сегодня во многих городах проходят праздничные мероприятия, посвященные 45-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Это более четырех тысяч километров железнодорожного пути, проложенного в сложнейших условиях, многокилометровые тоннели и десятки тысяч строителей, в числе которых и жительница поселка Железнодорожный Людмила Павлюкевич.

Эта легендарная женщина участвовала в строительстве железной дороги Хребтовая — Усть-Илимская. Вместе со своей бригадой, состоявшей практически из женщин, Людмила Михайловна прошла все 214 километров магистрали.

Самая женская работа…

Вообще, официально БАМ начался в 1974 году, но за 10 лет до этого комсомольцы со всей страны начали съезжаться в Сибирь по комсомольским путевкам. В начале 60-х годов прошлого века началось строительство железнодорожных магистралей, которые соединили будущие промышленные центры со страной. Одной из таких легендарных магистралей и была ветка Хребтовая-Усть-Илимск. Но для Людмилы все началось на станции Зяба, куда в 1963 году она приехала с Украины. Тогда ей не было и 18 лет. Сразу определилась в монтеры. Начинала свой трудовой путь со станции Зяба, под Братском. И в зной, и в трескучие морозы бригада работала на укладке путей, подбивала шпалы под рельсы, засыпала между ними щебенку. Самым трудным было сверлить шпалы из твердой лиственницы. Чуть зазеваешься, упустишь дрель, и ватные штаны тут же на нее замотает. Нередко приходилось девчатам выгружать из вагона и переносить шпалу весом 72 килограмма.

– А мороз аж трещал! Туман стоял по две недели, но мы работали не покладая рук, – рассказывает Людмила Михайловна. – Рабочий день заканчивался, а бригадир Виктор Лакомов, которому потом было присвоено звание Героя Социалистического Труда, уговаривал: «Ну, девочки, надо разметить еще одну шпалу… ». Мы все понимали, ведь объект надо было сдать в срок, а то и досрочно. А летом едкий креозот (маслянистая жидкость с сильным запахом, получаемая из древесного и каменноугольного дегтя – авт. ) стекал со шпал нам на одежду. Тогда мы пошили специальные фартуки. Хоть и тяжело было, но я не хотела уходить на какие-то другие участки. С детства не боюсь работы, семья наша пережила голодные послевоенные годы, после 7-го класса я, чтобы помочь родителям, пошла дояркой на ферму. Хотела стать зоотехником, даже поступила в техникум, а тут узнала, что по комсомольской путевке можно поехать на БАМ, И я сделала свой выбор. Как оказалось, раз и на всю жизнь!

Механизм морозов не выдерживал

В том же 1963 году Людмила вышла замуж. Супруг Иван приехал из Белоруссии, также по комсомольской путевке. Работал сначала плотником на Кежемской станции, потом водителем на подъемном автокране КАТО.

– У меня была длинная густая коса, – вспоминает Людмила Михайловна. – Любила носить украинскую вышитую кофточку и штапельную юбочку-шестиклинку. А еще я гордилась, что у меня, такой еще «зеленой», уже были дорогие наручные часы. Отец выиграл их в лотерею и подарил мне перед отъездом. Такой меня Ваня и увидел. Когда мы приехали, пронеслась весть, что «хохлов привезли». И парни приехали с нами знакомиться. Иван потом рассказывал; «Смотрю, с косой девка, вроде ничего». Так и стали встречаться.

Встречались недолго и вскоре поехали расписываться на товарном поезде в Кежемский сельсовет. Потом молодой паре дали в общежитии маленькую комнату. В 1964 году родился первенец – сын Виктор. Людмила Михайловна до сих пор помнит, как он появился на свет. Работала до последнего срока беременности, и вот муж отправил ее на товарняке рожать в Братск. «Схватки начались по дороге, мучилась долго. Машинист испугался, что я рожу прямо в поезде. Но успела дотянуть до роддома! Когда Вите исполнилось 9 месяцев, отвезла его к маме и опять вышла на работу», – рассказывает Людмила.

Строительство железнодорожной линии Хребтовая-Усть-Илимская осуществляли несколько строительно-монтажных поездов. Единый прорабский участок возглавлял Александр Куменок, в дальнейшем ему будет присвоено звание Героя Социалистического Труда. Бригада, в которой работала Павлюкевич, продолжала трудиться на станции Хребтовая по укреплению железнодорожного плотна и бороться со сложным рельефом. Если встречался поворот, то шпалу с рельсом надо было поднимать над землей на 30-40 сантиметров. А потом подбивать все домкратом, который весил 20 кг. «Домкраты были винтовые, – рассказывает Людмила Михайловна. – На него ложился ключ, потом крутишь его вдвоем, чтобы рельсу поднять. Механизм этот морозы не выдерживал, ломался».

Всё успевали: дружить, работать, отдыхать

Но не сломались перед трудностями люди, которым приходилось жить в полевых вагончиках по три семьи: шесть полок на шесть человек. Людмила Павлюкевич вспоминает, что было очень холодно, спали в одежде, валенки, стоявшие в ряд в крошечном коридорчике, едва подсыхали.

В феврале 1967 года началось строительство железной ветки на участке Диабазовая — Усть-Илимск. Этим отрезком пути руководил Владимир Удовиченко. В 1969 году штаб строительства уже располагался в поселке Железнодорожный. Осваивались на новом месте и первопроходцы.

Семью Павлюкевич поселили в бараке на улице Гагарина. В 1972 году у них родилась дочь Марина. На этот раз Людмила задержалась в декрете всего на два месяца. Какое-то время поработала банщицей, а потом, когда устроила дочь в детский сад, опять вышла монтером в родную бригаду.

– Уставали, конечно, – говорит Людмила Михайловна. – Вставали в пять утра, собирали сумку с обедом, и на вахту. В перерывах ели в вагончике, а когда и просто сидя на путях. Все «удобства» – на свежем воздухе. С работы приезжали на шести переполненных автобусах, сразу бежали в детский сад за детьми, потом с ними шли в магазин прямо в ватниках, там еще надо было отстоять очередь за продуктами. Но несмотря ни на что, находили время и в клуб на танцы сходить, и в кафе посидеть, и в хоре попеть. Народ был очень сплоченный. Отмечали дни рождения весело, работали с песнями, никогда не унывали.

А Людмила Павлюкевич успевала еще заниматься общественной деятельностью – была депутатом поселкового совета.

После первого поезда

И вот 27 декабря 1970 года на станцию Усть-Илимская пришел первый поезд! Его почетными пассажирами стали Александр Куменок, Виктор Лакомов, Ольга Ямщикова, Клара Дерендяева, Михаил Коростенский, Надежда Рябцева, Александр Шпагин и, конечно же, Людмила Павлюкевич.

На следующий год перед путейцами была поставлена новая задача – уложить подъездные пути от станции Усть-Илимская до станции Правобережная, а затем до станции Промышленная. Бригада Людмилы Павлюкевич прокладывала трамвайную линию к ЛПК. Данный период для моей героини оказался не менее сложным. А два случая запомнились особенно.

– Для опоры электрических столбов мы с Валей Лалоян вручную копали ямы глубиной 4, 5 метра. Я спускалась вниз, меленькой лопаткой насыпала землю в ведро и подавала его наверх своей напарнице. Однажды я накидала землю в ведро, а Вали вверху не оказалось, и мне вдруг стало так плохо и страшно! Шапку даже с себя рванула от безысходности. Ведь из этой ямы был виден только кусочек неба. А Валя просто отлучилась куда-то на время. Я ее потом очень просила больше не отходить. Однажды у Тубинского моста точно так же копали ямы под опоры. Я нахожусь в этой яме, и вдруг едет поезд! Глубина большая, дорога ходуном ходит. Все ждала, что кто-нибудь подаст лестницу, но никого не было. Как пережила этот момент, вспомнить страшно! После этих случаев я стала страдать клаустрофобией (боязнь замкнутого пространства – авт. ).

– Свою жизненную историю Людмила Михайловна рассказывает так четко и наглядно, как будто все это произошло вчера. В свои 74 года эта статная женщина, с поставленным голосом, с заразительным смехом, и сегодня является олицетворением настоящего сибирского характера. Пройти такую трассу мужества и остаться самим собой, не утратив былого задора, – пожалуй, эта черта присуща только бамовцам. Каждый из них достоин глубокого уважения. Людмила Павлюкевич хорошо помнит, с кем трудилась бок о бок. Это Ольга Ямщикова, Михаил Коростенский, Галина Щемилинина, Людмила Марченко, Римма Портас, Валентина Литвинец, бригадир Василий Подлесняк, Валентина Лалоян, Валентина Габдрафикова и другие. Многие из них остались жить в поселке Железнодорожный, который стал их второй родиной.

Людмила Павлюкевич отработала сначала в СМП-158, а затем в СМП- 219, как и ее супруг Иван Николаевич, более 30 лет. Вот уже 56 лет они неразлучны! Оба имеют многочисленные награды за самоотверженный труд. Особенно дорожит Людмила Михайловна бронзовой медалью ВДНХ «За успехи в народном хозяйстве».

Автор выражает благодарность за содействие в подготовке материала члену совета ветеранов «Мудрость» Татьяне Романенковой и педагогу дополнительного образования Железнодорожной школы № 1 Светлане Гуляевой.

Автор: Наталья Иванишина

Хроника строительства железнодорожной линии Хребтовая — Усть-Илимская

  • Август 1961 года окончательно выбрано направление железнодорожной линии.
  • Январь 1966 года бригада рабочих из СМП-289 во главе с Петром Сахно (будущим командиром десанта в Звездном на БАМе) начала прорубку просеки от Хребтовой на Усть-Илимск. С трассы Абакан-Тайшет в Хребтовую прибыла мехколонна №12 и начала отсыпку полотна железной дороги от Хребтовой.
  • 27 декабря 1970 года открыто сквозное движение поездов.
  • 4 ноября 1973 года на «отлично» была принята в постоянную эксплуатацию железнодорожная линия Хребтовая — Усть- Илимск. Строительство двухсотчетырнадцати километровой линии заняло восемь лет.

Источник: Иванишина, Н. 214 километров мужества / Наталья Иванишина // Вестник Усть-Илимского ЛПК. – 2019. – 26 июля (№ 26). – С. 10: фот.