История испытательной транспортировки тяжелой техники в опорные пункты строительства дороги к створу Усть-Илимской ГЭС — Народная энциклопедия

История испытательной транспортировки тяжелой техники в опорные пункты строительства дороги к створу Усть-Илимской ГЭС

09-09-2024

Через снега и перевалы

Трошкина гора далась строителям нелегко

Снег, снег… Он летит в лицо при встречном ветре. Колется, щекочет. Лежит причудливыми шапками на пеньках, белыми шалями закрывает лапы сосен. Под колёсами — наезженная колея дороги. Но чуть сверни в сторону — утонешь в мягкой перине и без посторонней помощи не выберешься.

Сто километров…. Много ли это в наше время? И мало, и много. Мало, если мчаться по асфальтированной дороге с такой скоростью, чтобы свистело в ушах, и много, если вот уже третьи сутки ползти черепашьим шагом по белой тайге. Визгливо скрипит придавленный тяжёлыми колёсами трейлера снег. Настороженно стоит тайга, карауля каждый неверный шаг нашей экспедиции. Наша экспедиция – это тяжёлый трейлер с нагруженным на него экскаватором, и впереди тяжёлый ЯАЗ-210Г №60-99. Путь – на Седаново. Впереди ещё больше половины дороги.

Мы выехали 9 января. Быстро прошли первый участок до Усть-Вихоревки. А дальше пошли ухабы и перекаты. Дорога такая, что, кажется, только деревенская лошадёнка изредка проторит по ней путь, а такая техника, как наша, тут и не хаживала. И мы бы не удивились, если бы нам сказали, что мы были тут первопроходцами.

И действительно, это была испытательная экспедиция. Мы пробовали, можно ли в опорные пункты строительства дороги на Усть-Илим транспортировать таким способом тяжёлую технику. За рулём ЯАЗа — шофёр АТУ-2 Леонид Ткаченко. Сначала была ещё одна машина Иннокентия Дубровина. Но когда дорога испортилась, стало ясно, что вторая машина — только помеха. Её отправили обратно. Но зато помогать стали бульдозеры. Они встречали нас в начале каждого нового строительного участка и провожали до границ другого. Ребята бульдозеристы – просто орлы. Здорово помогли. Жаль только, что фамилий их я не запомнил.

Если во второй день мы прошли 17 километров, то в третий – только пять. Шли цугом. Впереди — ЯАЗ, за ним — трейлер, а сзади толкает бульдозер. Кругом глухая тайга, слепящий снег.

Начался подъём на Трошкину гору. Ох, эта гора! С виду так себе, горка. Но не раз ещё, наверное, строители, и особенно шофёры, помянут её недобрым словом, а журналисты напишут не одну строку о тех, кто с трудом преодолел этот снежный перевал.

Леонид Ткаченко мастерски провёл свою тяжёлую машину по бездорожью. Но тут, на Трошкиной горе, понадобился весь его многолетний опыт, вся его выдержка, хваткий ум бывалого шофёра. Мы знали, кому доверили это ответственное дело. И он не подвёл. Леонид уже больше семи лет на Братской ГЭС, шофёр первого класса, отличный шофёр.

Влезли мы на Трошкину гору (пришлось вызывать 30 машин со строительного участка подсыпать дорогу), а в субботу, 12 января, начали спуск. Спуск метров триста, не больше, но уклон такой, что можно юзом скатиться, не удержат никакие тормоза. И к тому же с одной стороны — пропасть метров сто. На этот подъём ни одна даже ненагруженная машина не поднимется без помощи трактора.

Зацепили мы трейлер сзади тремя бульдозерами, да так, чтобы тросы прижимали ножи к земле. ЯАЗ спереди тянет. Поехали. Жутковато было. Этакая махина — экскаватор 45 тонн, трейлер тяжёлый да каждый бульдозер по 13 тонн. А Леонид ничего, спокойно сидит за рулём, как будто так и надо. Бульдозеристы работали азартно, талантливо.

Так мы гужом и спустились вниз.

Автор текста: И. Холоднов, начальник АТУ-2

Дата публикации: Вечерний Усть-Илим. – 2017. – 2 авг. (№ 30). – С. 3 : фот.

Примечание редакции: газета «Огни Ангары», февраль 1963 г. стилистика сохранена