Чрезвычайные происшествия — Народная энциклопедия

Чрезвычайные происшествия

10-09-2024

Катастрофа Ан-12 а/к Аэро-Ника в районе Усть-Илимска 29 октября 1994

Самолет-лаборатория Ан-12 №11790 использовался для коммерческих грузоперевозок. Выполнялся рейс по маршруту Южно-Сахалинск — Усть-Илимск — Омск — Ермолино. На борту находились 9 членов экипажа акционерного общества «ЕЛИИП», 14 пассажиров, 8 600 кг груза (рыба), 2 легковых автомобиля и 2 микроавтобуса. Взлетная масса самолета при вылете из Южно-Сахалинска превышала на 7 400 кг предельно допустимую. При подходе к а/п Усть-Илимск самолет столкнулся с восточным склоном небольшой возвышенности, расположенной прямо по курсу посадки на удалении 2 100 м от входного торца ВПП, продолжил движение по земле 230 м через вершину возвышенности, остановился на западном склоне и разрушился. Возникшим пожаром фюзеляж самолета полностью уничтожен. Экипаж и все пассажиры погибли.

Вспоминает бывшая сотрудница Усть-Илимского аэропорта Масленникова Светлана Вячеславовна:

Это да, это трагедия была… В том случае мы уже ничем помочь не могли. Это вообще не наш самолет был, мимо пролетал. Погода испортилась, и он стал проситься к нам на посадку. А мы в таких условиях не могли его принять, мы не были готовы! И экипаж без разрешения пошел на посадку, так как уже понимал, что другого выхода нет.

Я не работала в этот день, я вышла на следующий. Это было страшно, ужас, как страшно, конечно. Я приехала на работу, а там машина гробов стояла… Ужас. Потом прилетали самолеты с родственниками из разных городов на опознание в морг, и потом эти гробы при нас загружали в грузовые самолеты.

Впоследствии установили, что груз был неимоверно большой для такого самолета (АН-12) — пассажиры, машины, несколько тонн рыбы, икры. А сколько мародерства было! Из города понаехали, пролазили в обход КП, собирали рыбу, икру, доллары, ценности — все, что уцелело. И все возле трупов. Брр…

Потом уже, конечно, милиция кольцом встала, и не пропускала никого. Даже в репортаже телевидение кадры показывало — женская рука, в которой зажато золото. Жуть! Все, что не успели стащить мародеры, собрали работники — одежду, ценности, икру в банках, селедку во вздувшихся и обгоревших банках, и унесли на складирование, дабы родственники потом забрали, что нужно. Котенка еще кто-то вез, точно! Спасатели услышали писк, думали, что человек выжил, а это был котенок. Взяли его, и на руках у спасателей он уже умер.

Аварийная посадка самолета ТУ-154, рейс «Анапа — Москва — Усть-Илимск»

В самолете было около 130 пассажиров, из них 120 — дети. У самолета заклинило одно шасси, поэтому самолет стал вырабатывать топливо для аварийной посадки. В таких случаях мобилизуются все службы города. В аэропорт приехали пожарные, кареты «Скорой помощи».

Бывшая сотрудница Усть-Илимского аэропорта Масленникова Светлана Вячеславовна рассказывает:

И вот тут-то и началась паника среди родителей, когда они эти «Скорые» увидели. Родители начали рваться на полосу. Всех милиционеров задействовали, и они своей грудью держали напор людей. Мы пытались встречающих успокоить, да куда там! Тем временем самолет снижался, снижался, и вдруг… Бамс!!! Бух! Баах!!! — упал на брюхо! И как задымился! Большое черное облако вокруг него образовалось. Все как заорали! Как через заборы поперли! Начальник охраны и милиция их держали, но уже не справлялись.

Встречающие потеряли контроль над собой, коллективно охрану оттолкнули, сбили с ног, и побежали! Их дети ведь там, можно понять эти чувства в тот момент. Помню, как один мужчина толстый бежал, распихивая всех руками в стороны, с таким выражением лица, что ужас…

Набился полный автобус этих встречающих, и сколько людей вошло в него, все туда поехали. А остальные, кто не влез, бежали на полосу галопом, просто неслись, сломя голову! И такая картина там – лежит наш самолет на пузе, и то самое шасси, которое не раскрылось, вонзилось в крыло и пробило его насквозь! Оно уже пустое было, без топлива, Слава Богу! Если бы пилоты не выработали топливо, то возник бы пожар, загорелось бы всё и взорвалось. Повсюду черный дым, все кашляют, плачут, и тишина…

Открываем двери автобуса, и люди, с криком «ВААА!» выбегают на полосу. Мы, работники, кричали, что все нормально, что все хорошо, пожара нет, взрыва не будет, но нас не слышали. И тут с запасных выходов начали появляться надувные трапы, и оттуда начали съезжать, как с горки, дети. Такие счастливые покатились, такие довольные! Сами-то они толком и не поняли, что произошло. Ну бахнуло что-то, да бахнуло. Увидели своих мам, пап, побежали к ним…

Попытка теракта на рейсе «Усть-Илимск — Москва» ТУ-154 авиакомпании «Истлайн» 9 августа 1998 года

9 августа 1998 года строго по расписанию, в 5:30, самолет «ТУ-154», принадлежащий авиакомпании «Истлайн», с 97 пассажирами на борту вылетел из Усть-Илимска в Москву. Когда самолет пролетал над Пермью, в салоне бизнес-класса бортпроводница Ирина Майтова нашла под креслом сложенные вчетверо листы бумаги. «Отдать строго в руки командира» — было написано сверху. Содержание записки такое:

Представители одной нации любят говорить: «лучший способ разрешения проблемы — решать ее самому». Так что не обижайтесь, но ваш самолет заминирован, причем довольно тщательно. В случае взрывов (а бомба не одна) аварийная посадка и вообще дальнейшее управление самолетом станут невозможны.

Террорист требовал 621 тысячу новых рублей — ровно 100 тысяч долларов по курсу на 9 августа. Одним из первых условий террориста было — «полет продолжать согласно маршруту и расписанию». В 10:47 самолет приземлился в «Домодедово», и его сразу же отогнали в отстойник. Пассажиры схватились было за сумки и дружно встали в очередь к выходу, когда им объявили, что трап неисправен и придется немного подождать. А снаружи ждали сотрудники спецслужб. Но террорист словно испарился. 

Прошло почти три месяца, о домодедовском террористе уже все забыли. И вдруг сообщение: найден и дает показания. Следователи ФСБ проделали гигантскую работу — провели тщательнейшую графологическую экспертизу всех пассажиров, летевших рейсом Усть-Илимск — Москва, и «просеяли» подозреваемых. Полученные сведения замкнулись на одном человеке — 19-летнем учащемся Усть-Илимского ПТУ 66 Михаиле Ревацком:

Пришла мне такая идея в голову. Сам не знаю, чего я хотел этим добиться. Хотелось посмотреть на работу спецслужб, увидеть поведение людей изнутри. 

«Шутка» Михаила Ревацкого обошлась казне в десятки миллионов рублей. Ему лично она будет стоить от 5 до 10 лет.