Начальная школа — детский сад — Народная энциклопедия

Начальная школа — детский сад

10-09-2024

Здесь детям возвращают зрение

С ТЁМНОЙ повязкой на глазу мальчишка напоминал маленького пирата. Он носился по коридору больницы, жужжал, пищал и никак не реагировал на замечания своей мамы. Постепенно родителей с детьми с «пиратской» повязкой в очереди становилось больше. Необычные больные поневоле обращали на себя внимания. Между тем, все они являются воспитанниками образовательного учреждения для детей с нарушением зрения «Начальная школа – детский сад». Сегодня у них – день обследования.

ДЛЯ родителей такой комплекс — настоящая находка. В нашем городе примерно 10 процентов дошкольников страдают нарушениями зрения, в частности амблиопией, известной еще под названием болезни «ленивого» глаза. В большинстве случаях её причиной является косоглазие. До поры до времени ребёнка болезнь не беспокоит. Однако если её не лечить, последствия могут быть довольно серьёзными: нарушается центральное зрение, пораженный глаз начинает видеть с искажениями, а со временем и вовсе слепнет.

-Лечение амблиопии требует много времени, сил и терпения, специальных упражнений, — говорит заведующая офтальмологическим отделением центральной городской больницы Надежда Полибина. — Практика показала, что родители не справляются с этим, ведь 90 процентов мам работают. В результате ребёнок остаётся косым, зачастую оперируется поздно, уже в старшем возрасте и только лишь из-за косметического дефекта. О главном – о резком понижении зрения косящего глаза – речи уже не идет. Чтобы развиваться, любой орган должен работать. Если глаз косой, то он не участвует в акте зрения, и постепенно человек его теряет.

КИЕВСКАЯ ИДЕЯ В УСТЬ-ИЛИМСКЕ

В 60-е годы Надежда Полибина работала на Украине в специализированном саду для слабовидящих детей. Там же, будучи аспиранткой Киевского медицинского института, она подготовила диссертацию, посвященную лечению детей с ослабленным зрением. Однако защититься не удалось – вышла замуж, родились собственные дети, словом, обычное дело у большинства женщин.

Тридцать с лишним лет назад вместе с семьёй она приехала в Усть-Илимск. Устроилась окулистом в поликлинику. Тогда возрастных разграничений для её пациентов не было: на приём шли и взрослые, и дети. Детей с проблемами зрения оказалось очень много, и идея открытия специализированного садика, подобного тому, где работала когда-то, всё чаще и чаще возникала у молодого врача. С ней Надежда Ивановна и пошла в городской отдел народного образования, где встретила педагога, заведующую детсадом «Колокольчик» Екатерину Фёдоровну Черемных, горячо поддержавшую эту идею. Так в городе появились первые группы для детей с ослабленным зрением, а позже и весь «Колокольчик» стал принимать только таких малышей.

Суть лечения состоит в том, что офтальмолог делает назначения и пристально наблюдает за ходом лечения, а медсёстры по специальной программе ежедневно работают с маленькими пациентами на тренажерах, специальных аппаратах, выполняют определенные упражнения, тренируют глаза. Дома такие занятия родителям не под силу из-за отсутствия той же аппаратуры и невозможности соблюдения режима. К тому же не каждая медсестра может профессионально работать с детьми, а только прошедшая специальное обучение. Отбирала и обучала персонал Надежда Ивановна сама.

К семи годам дети выходят из сада без признаков амблиопии, с хорошим зрением. Близорукость, конечно, остается, однако глаза видят намного лучше. Родители благодарны не только за зрение детей, но и за морально-психологический комфорт: в таком садике их ребёнка никто не обзывает, не дразнит, что часто бывает в обычных детских коллективах. Из-за этого малыши часто замыкаются в себе, у них развиваются различные комплексы.

Екатерина Федоровна Черемных и Надежда Ивановна Полибина постарались окружить детей заботой и обеспечить для них полный комплекс оздоровления. Повара по рекомендации медиков подбирают соответствующий витаминный рацион. Ещё десять лет назад помимо офтальмолога, медсестер, логопеда, воспитателей, в «Колокольчике» работали массажист, тренер по лечебной физкультуре. При всем при этом во все времена родительская оплата была здесь такая же, как и во всех дошкольных учреждениях, ведь сад находился (и пока находится) на балансе бюджета.

ШКОЛА-САД ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ

КРОМЕ шефства над детсадом, у Надежды Полибиной оставалась и основная работа — в 90-ые годы она возглавила офтальмологическое отделение городской больницы. Из практики наблюдала, что к концу первого класса даже у совершенно здоровых детей падает зрение, сказывается нагрузка на глаза. А у бывших воспитанников её детсада в школе зачастую возвращалось косоглазие.

-Организм ребёнка в этом возрасте растёт, развивается, из-за сильной нагрузки происходит рецидив заболевания, — объясняет врач. — Важно продолжать лечение до 10 лет, именно в этом возрасте развитие зрительного анализатора заканчивается, и дальнейшая школьная нагрузка уже не повредит глазам.

Поэтому в середине 90-х годов встал вопрос об открытии на базе «Колокольчика» специализированного комплекса «Начальная школа – детсад».

-Первого сентября 1996 года открылись школьные классы, — вспоминает заместитель директора Татьяна Ретина. – Забот было много: получить письменное разрешение министерств образования, здравоохранения, роспотребнадзора… Екатерина Федоровна Черемных и ещё три педагога прошли курсы повышения квалификации в Институте коррекционной педагогики Российской академии образования в Москве по основам тифлопедагогики (тифлопедагог — педагог, работающий с детьми с нарушением зрения). Остальные учителя тоже взялись за учёбу, за изучение специфики работы с такими детьми. Дело оказалось нелёгким, но вполне преодолимым и даже интересным. И только когда были собраны все документы, обучены кадры, образовательное учреждение разрешили открыть.

Кроме того, для оборудования классов потребовалась мебель, доски, тренажерные таблицы, конторки для занятий стоя, аппаратура… Куда только не пришлось обраться, чтобы всё это приобрести!

Много было переживаний, связанных и с качеством обучения — а вдруг дети будут слабее тех, которые учились в обычной школе? Однако первый же выпуск рассеял сомнения, а дети просто порадовали и знаниями, и общительностью, и активным участием в общественной жизни.

СЕГОДНЯ КОМПЛЕКС РАБОТАЕТ, А ЗАВТРА?

НЕ НАДО быть врачом, чтобы ответить на вопрос: что было бы если бы в своё время такой сад, а позднее комплекс в Усть-Илимске не открылся? А вот что: выросли бы сотни людей с потерянным зрением, сотни парней, не пригодных к службе в армии, сотни перечеркнутых судеб из-за отсутствия здоровья для занятия любимой профессией или увлечением…

Большую поддержку обрел «Колокольчик» с появлением в 90-е годы в Иркутске филиала микрохирургии глаза. До этого Надежда Полибина не раз обращалась за помощью, ездила в областную больницу. Но там от неё обычно отмахивались. Когда в областном центре открылся филиал от Московской клиники, усть-илимским комплексом заинтересовались. Ещё бы: в Приангарье он был первым, единственным, да ещё в таком отдалённом городе, как Усть-Илимск! Сам главный врач, собрав комиссию, приехал посмотреть на уникальное образовательное учреждение. Завязалась дружба.

Много лет областной филиал шефствовал над «Колокольчиком», иркутские офтальмологи подарили устьилимцам аппаратуру. Кроме того, на базе офтальмологического отделения они делали нашим детям операции по лечению катаракты, косоглазия и другие. Это была большая поддержка.

Именно в то время было заключено соглашение между управлениями здравоохранения, образования и руководством лесопромышленного комплекса о взаимопомощи и сотрудничестве. Тогда (в 90-ые годы) ЛПК даже софинансировал некоторые дорогостоящие операции.

В «Колокольчике» сформировался крепкий коллектив, который после отъезда из города Е.Ф. Черемных возглавляет Оксана Александровна Васильева.

— Люди здесь замечательные, энтузиасты, — говорит Оксана Александровна.- Грамотная, любящая детей медсестра Татьяна Ильинична Гасич. Именно она выполняет главные рекомендации и назначения врача, возится с маленькими пациентами. Болеют за своё дело заместитель директора Татьяна Юрьевна Ретина (которая работает здесь 25 лет), опытнейшие воспитатели Галина Ефимовна Якубова, Елена Васильевна Слепокурова, учителя начальных классов Вера Олеговна Пешкова, Юлия Юрьевна Швейкина, музыкальный руководитель Галина Геннадьевна Безбанова. Стабильно работает в саду и обслуживающий персонал, это люди, от которых зависит чистота, уют, порядок – Любовь Афанасьевна Милошенко, Мария Дмитриевна Ткаченко, Наталья Ильинична Чачило, и многие другие, пусть и пришедшие позже, но также переживающие за детей и далеко не за детские проблемы. Образовательному учреждению присвоен статус федеральной экспериментальной площадки, где корректируют и восстанавливают зрение детям. За опытом сюда приезжают педагоги и врачи из других регионов области.

Однако за период оптимизации в коллективе сократили массажиста, медсестру, тренера по лечебной физкультуре, которые так нужны маленьким воспитанникам. Комплекс переживает не простые времена, останется ли он прежним островком надежды детей с плохим зрением?…

— Сейчас стало модным слово «оптимизация», — возмущается Н.И. Полибина. – А ведь что это такое — сокращать людей, без которых качество работы падает?! К тому же, речь идет не просто о качестве работы, а о здоровье детей!

Эту проблему выживания, пожалуй, как никто, понимают родители. Порой сами они дарят саду не очень дорогую специальную технику. Медики и педагоги благодарны им за такой порыв! Однако сегодня медицина шагнула далеко вперед, и для восстановления зрения необходима дорогостоящая аппаратура, например, щелевая оптическая лампа с лазерным стимулятором, которая стоит полтора миллиона!

Как никто другой, с проблемами выживания сталкиваются и тифлопедагоги Нина Юрьевна Куклина, Наталья Петровна Силантьева, Ольга Михайловна Дамм. Именно они разрабатывают специальные программы, упражнения, коррекционные занятия, развивающие у детей зрительное внимание, память, восприятие. Эти специалисты знают, что эффективность лечения глазных заболеваний зависит и от подготовки ребёнка к индивидуальному курсу лечения именно на аппаратуре. Каждого малыша необходимо правильно обучить такому лечению, а затем закрепить эти знания.

…Пока мы беседовали, в кабинет зашёл славный мальчуган. В этом году он идёт в первый класс. В три года мама привела его в «Колокольчик», зрение малыша составляло всего три процента и его уже хотели отправлять в областной интернат для слабовидящих и слепых детей. Кроме того, у ребенка косил левый глаз, у родителей была настоящая паника! Четыре года ежедневных занятий, тренировок, лечения, и, наконец, операция. Сегодня у мальчика полностью отсутствует косоглазие, острота зрения поднялась до 40 процентов – это ли не успех! Впереди четыре года обучения в школе-саду. Медики и родители уверены, что его зрение станет ещё лучше. И поможет в этом не только лечение, но и добрая, семейная обстановка чутких, замечательных людей, работающих в комплексе «Начальная школа – детский сад», который ласково называют «Колокольчик».

Текст подготовила: Марина ТЯЖЕЛКОВА

Дата публикации: Копейка – 7 марта – 2012