В год 50-летнего юбилея любимой школы № 2, в которой обучалась с 1973 по 1983 годы, горячо поздравляю всех учителей, учеников и выпускников.
Учителям желаю умных, трудолюбивых, любознательных учеников. Ученикам, чтобы наша школа № 2 стала для них прочным трамплином в жизни. Таким же интересным, дружелюбным, тёплым домом, каким она была для нас, детей Усть-Илимска 80-х годов.
Жизнь в школе била ключом. Конкурсы самодеятельности! Петь в хоре под руководством Клавдии Дмитриевны Кондратьевой – это и удовольствие, и постижение основ вокала. Походы. Школьные тематические вечера, где каждый ученик мог раскрыть свой талант в той области, которая ему ближе – рисовали, танцевали, участвовали в театральных постановках.
Подробнее скажу о спортивной жизни в школе. Еще в начальных классах, а моим учителем была Зоя Федоровна Волкова, с удовольствием носила зимой на физкультуру детские лыжики, которые одевались на валенки. Позже старшая сестра пошла на лыжную секцию к Александру Ивановичу Саенко. И это было круто! Лыжи с настоящими креплениями на ботинках! И учитель с такой энергетикой, что не идти за ним было просто невозможно! Совсем мелкая, я хвостом носилась за лыжницами, хотя официально в секции не состояла. И технику классического бега освоила на «Ура! ».
У Александра Ивановича была интересная методика. Он бежал по лыжне за всеми, последним, не давая снижать темп – неудобно, когда тебе наступают на пятки, приходилось поддавать жару. Так с лыжами под мышкой я и живу всю жизнь.
Уроки физкультуры у Александра Ивановича запомнились ярко. Даже в том юном возрасте я ощущала, как учитель вдохновляется, когда спортзал заполнялся гимнастическими снарядами – кольцами, брусьями, матами. К гимнастике я совершенно не приспособлена, не тот анатомический формат. Но Александр Иванович меня постоянно хвалил, подбадривал (а может и вправду те мои мостики были неплохи). К нему на урок хотелось бежать всегда. Однажды мне удалось даже сделать подъём с переворотом. Моя победа! Спасибо, дорогой Учитель, за ваш талант, за ваше слово, за крепкую страхующую руку!
Мне не дано садиться на шпагат, но сейчас я точно знаю, что результат тех уроков гимнастики – уверенность в себе, понимание, что только труд и упорство помогут освоить новое упражнение. И радость, когда преодолеваешь свою лень, усталость и добиваешься успеха.
Отсутствие страха перед новыми открытиями – та же крутая горка в аквапарке, горные лыжи, тарзанка – тоже из нашего школьного спортзала. В шестом классе я вместе с одноклассницами Зоей Красильниковой и Натальей Антипиной стала ходить на баскетбольную секцию в спортпавильон «Старт» к тренеру Нине Петровне Соколовской. Ездили на соревнования по области, играли в школьной сборной на городских соревнованиях и занимали призовые места. Велик был спортивный азарт.
Уже учась в старших классах, ходили в семь утра на зарядку, до начала уроков успевали сразиться в баскетбол – мы обожали это! Мне помнится, что организовывал эти занятия военрук Игорь Николаевич Ченчубаев.
Уже в зрелом возрасте у меня появилось увлечение велосипедом. Всегда с удовольствием участвую в велогонках на День города. Это, конечно, не спорт. Это – моя любимая физкультура, которая позволяет не чувствовать своих лет, поддерживать здоровье и бодрость духа. А идёт всё из детства, из уроков физкультуры, от наших мудрых учителей, из моей родной школы № 2, которая отмечает свой полувековой юбилей. Подумать только: она на пять лет старше города!
Источник: Тоцких, А. Все идет из школы // Легенды Усть-Илимска. – Иркутск: ООО «Репроцентр1», 2018г. – С. 202.