Строительство Братской ГЭС, объем плотины которой равен двум пирамидам Хеопса, обслуживали 240 экскаваторов, 318 кранов, 300 автомашин. Подвоз материалов, шедших сюда со всех концов страны, осуществлялся ежедневно по железной дороге, без которой немыслимо снабжение современного крупного строительства.
И все же исключения бывают. Такое исключение – Усть-Илимская ГЭС, в 250 километрах севернее Братска. Впервые в мировой практике все необходимое для такой огромной стройки – от продуктов до железобетонных ферм – было перевезено автомобильным транспортом.
По просьбе корреспондента Агентства печати «Новости» эксперимент комментирует кандидат технических наук Игорь Бескин, специалист по проблемам транспорта в условии Сибири и Севера.
Этот автомобильный прецедент рожден суровой необходимостью. Вопрос стоял так, либо строить ГЭС с помощью автомобильного транспорта, либо ждать окончания строительства железной дороги Хребтовая – Усть-Илимск. Прокладывать железную дорогу в условиях Сибири – дело трудное и длительное. Досрочный ввод гидростанции, в свою очередь, сулит для страны большие выгоды.
Так возник автомобильный мост Братск – Усть-Илимск. Он позволил уже в 1966 году перевезти 41 тысячу тонн грузов. Через год эта цифра увеличилась втрое. Никогда прежде автомобилисты не решали подобной задачи. Большой и стабильный поток грузов по строго определенному маршруту – это функция железнодорожного транспорта. Чтобы осилить эту сложную задачу, автомобилистам пришлось перенять методы организации железнодорожных перевозок, в частности часовой график. Это помогло программировать работу всего транспортного конвейера, предотвратить простои и равномерно загрузить дорогу.
Рациональная организация движения сократила продолжительность рейса Братск – Усть-Илимск – Братск с двух суток до 26 — 28 часов. На трассе оборудованы пункты отдыха и стоянки машин с воздухоподогревом.
Я останавливаюсь на этих частностях потому, что опыт братчан, несомненно, еще не раз пригодится строителям Сибири и Севера, например, в предстоящем строительстве четвертой ступени Ангарского каскада – Богучанской ГЭС.
Каждые сутки из Братска на Усть-Илимск уходит автомобильный поезд из 120-130 машин с прицепами. Он везет в дальний путь не только грузы, но и комплекты железобетонных деталей для монтажа панельных жилых домов. Эту задачу уже не раз пытались решить, однако слишком велики были потери от повреждений при перевозках: из трех комплектов на месте собирали один-два дома. Братчане создали для этой цели специальный подвижной состав. И если в прошлом году было перевезено четыре пятиэтажных дома на 90 квартир каждый, то в нынешнем году автомобилисты доставляют на Усть-Илимск по одному дому в месяц.
Братский транспортный эксперимент таит большие резервы для промышленного освоения районов Сибири. Вследствие суровых природных условий транспортные расходы здесь иногда настолько высоки, что порой делают экономически не выгодным строительство самого объекта. Видимо, в таких случаях проще, дешевле, быстрее построить автодорогу и пустить по ней автомобильные поезда вместо железнодорожных.
Этот эксперимент стал возможен благодаря опыту, накопленному в строительстве Братской ГЭС. Его успех обусловлен не только технической организацией, но прежде всего глубоким понимание и умелым использованием принципов проводимой в СССР экономический реформы. Весь производственный цикл – от ремонта до зарплаты шофера связан воедино временем процесса, рентабельностью. Не случайно стоимость автотранспортных работ здесь втрое меньше, чем на других стройках Севера.
Дата публикации: Автомобильный мост Братск-Усть-Илимск // Усть-Илимская правда. – 1970. – 26 февраля. – С. 2.