Отец Александр
Слово «судьба» Википедия определяет как «неразумную и непостижимую предопределенность событий и поступков человека». Только у одних эти «предопределённые события» текут спокойно и плавно вытекают одно из другого. У других же – хоть и предопределено всё, но судьба делает такие виражи! Вот уж поистине неисповедимы пути Господни.
Александр Виленович Белый-Кругляков родился в Усолье-Сибирском. Через несколько лет семья переехала в Тулун, где и прошла его школьная юность. Семья провинциальных интеллигентов жила небогато. Но зато дома ценились книги, царила атмосфера любви и доверия. Детство и юность прошли, как и у всех его сверстников – с новогодними утренниками, пионерскими лагерями, детскими играми, шалостями и, конечно, первой любовью, которую так и звали – Люба. Именно про детство того периода и принято было говорить «счастливое советское детство».
Окончив школу, Александр поступил в Московское техническое училище на специальность каменщик-монтажник. В 1980 году был призван на службу в армию. После шестимесячной подготовки в учебном подразделении Минска был отправлен в Афганистан. Часть, куда попал молодой боец, располагалась на подступах к Кабулу. Служить начинал в артиллерийском полку. Сначала в ремонтной роте, а потом во взводе управления – разведчиком. Александр Белый-Кругляков вспоминает, что за год службы в Афганистане произошло много случаев, связанных с опасностью, но особенно запомнились три. Первый – это когда он в составе группы из четырех человек, проходя по руслу высохшей горной реки, попал под огонь снайпера, и одна пуля ударила в скалу буквально в сантиметре от его головы. Второй – когда втроем ехали на грузовой машине из Ваграма в Кабул, и машина попала под обстрел. У машины загорелось колесо, но, слава богу, доехали до блокпоста живыми. Третий – когда полк уже выводили из Афганистана, по недоразумению остался вдвоем с прапорщиком ночью на горной дороге. И только чудо помогло избежать столкновения с душманами. Из Афганистана полк выводили в ноябре 1981 года, ровно через год после прибытия в ДРА. Колонна шла маршем пятьсот с лишним километров с одной ночевкой. Вышли к городу Термез в Узбекистане, откуда, погрузившись на платформы, отправились в пункт Тоцк под Оренбургом, где и продолжилась воинская служба.
После демобилизации Александр вернулся в Тулун, женился. И об этом с огромной любовью написал в своей книге «Возвращение»: «Девочка, которой нёс портфель, стала спутницей жизни. Счастливый брак – эта та блаженная пристань, где нас нашёл Бог». До 1989 года трудился на различных предприятиях Тулуна. Жена преподавала в музыкальной школе. В семье подрастали двое деток, а молодые родители вечерами мечтали и рассуждали о смысле жизни. И тут их поджидал новый поворот судьбы. Произошло знакомство со священником – отцом Иаковом, который перевернул мирно текущую жизнь молодой семьи и направил её в другое русло.
В 1989 году Александр Белый-Кругляков поступил на пастырские курсы при Иркутском епархиальном управлении. В этом же году получил сан диакона, спустя год – сан священника. В 1990 году произошло событие, которое наложило отпечаток на дальнейшую судьбу молодого священника и на тот момент стало самым ярким в жизни. Отец Александр принимал непосредственное участие в возвращении из Ярославского музея атеизма в Иркутск нетленных мощей святителя Иннокентия Иркутского чудотворца. Эти несколько дней жизни можно было бы назвать удивительным приключением, которое подарила человеку судьба, со всеми присущими этому жанру авантюрами, если это слово вообще уместно для характеристики такого важного для Иркутской епархии события. Позже отец Александр скажет, что все эти годы чувствует «непрекращающуюся особую связь со святым владыкой Иннокентием». В основание алтаря храма Всех святых, в земле Российской просиявших, настоятелем которого он является, вложена частичка мощей святителя Иннокентия. В храме есть придел святителя. Вот такая на деле предопределенность событий.
В Усть-Илимск Александр Белый-Кругляков приехал в 1992 году. В это время в городе была небольшая Свято-Софрониевская церковь, настоятелем которой он стал. В 1994 году началось строительство большого каменного храма Всех святых, в земле Российской просиявших, который был освящён в 2002 году. Храм стал не только архитектурным украшением и гордостью города, но и позволил Усть-Илимску по праву называться городом духовной культуры.
Все эти годы настоятель храма Всех святых, в земле Российской просиявших, протоиерей Александр Белый-Кругляков активно участвует в общественной и культурной жизни города. Несколько лет вел на местном телевидении программу «Беседы о религии», которая была очень популярна у горожан. Как участник событий в Афганистане, является членом общественной организации воинов-интернационалистов «Панджшер». Ведёт большую общественную работу по духовному, патриотическому воспитанию молодёжи, работает в общественном совете при УВД и при отделе образования администрации города.
Отец Александр с матушкой воспитали пятерых детей, которые сейчас живут самостоятельно и радуют родителей внуками. А отец Александр строит в левобережной части Усть-Илимска ещё один храм – архангела Михаила.
27 января 2020 года по инициативе общественности города отцу Александру присвоено звание «Почётный гражданин города Усть-Илимска». С формулировкой «за существенный вклад в развитие и создание архитектурного облика города Усть-Илимска, обеспечение благополучия его населения, укрепление мира и духовно-нравственных ценностей, весомый вклад в культурную и историческую жизнь города, организацию и осуществление благотворительной деятельности в городе».
И многие жители города, узнав об этом решении, с удовлетворением заметили: «Давно пора»!
Елена Труфанова
Фото предоставлено Краеведческим музеем
Труфанова, Е. Отец Александр / Елена Труфанова // Вестник УИ ЛПК. – 2021. – 12 февр. (№ 5). – С. 10: фот.
Александр Виленович Белый-Кругляков родился 23.02.1961 года в Городе Усолье-Сибирское. В 1973 семья переехала в город Тулун.
После окончания средней школы уехал в Москву поступать в Москов¬ский институт инженеров транспорта. При поступлении в ВУЗ завалил устный экзамен по математике и чтобы не терять год, поступил в Москве в Техническое училище №78. Окончил училище по профессии монтажника и трудился на строительных объектах столицы. В 1980 году был призван Перовским РВК города Москвы на срочную службу. Попал в Учебное Подразделение, расположенное в городе Минске.
Здесь прошёл полугодовой курс подготовки специалистов по эксплу-атации и обслуживанию станций наземной артиллерийской разведки (СНАП-6; СНАП-10).
В октябре 1980 года был направлен для прохождения службы в Афганистан. В сопровождении «покупателя» добрались железной дорогой до пересыльного пункта в городе Самарканд. В Афганистан прибыл авиарейсом Самарканд-Кабул 14 ноября.
Афганистан произвел на меня неизгладимое впечатление, кото¬рое сохраняется до сих пор. Горы, солнце, восточный колорит, бед¬ность и война… Конечно, бывало страшно, особенно в начале, но человек ко всему привыкает. Наша часть располагалась на подступах к Кабулу. С одной стороны виднелся дворец Амина, с другой – окраины афганской столицы, с третьей стороны – подножие горного массива, а к четвертой примыкал пехотный полк. Бывая в патруле по Кабулу, наблюдали и восточный базар с его ароматами, криками зазывал, продажей дров на весах, и женщин, стирающих белье в реке Кабул и здесь же купающих детей, и индийцев отличавшихся одеждой и статусом (как правило, это была интеллигенция – врачи или учителя).
Ночью в городе нередкими были перестрелки и небо над Кабулом освящалось трассерами. Нашу часть тоже иногда обстреливали с гор. Две батареи нашего полка несли дежурство на одном из блокпостов Джелалобадской дороги и по охране аэропорта в Баграме.
Служить я попал в 1049-й зенитно-артиллерийский полк. Сначала в ремонтную роту, а потом во взвод управления – разведчиком.
Разведка сводилась к наблюдению через специальную аппаратуру за ситуацией вокруг подразделения или вокруг блокпостов. Наш полк не принимал участие в специальных операциях и рейдах, мы несли службу по охране объектов, но ребята гибли и в нашей части. На моей памяти пятеро погибших, были и раненые, и контуженные.
За год службы в Афганистане произошло много случаев, связанных с опасностью, особенно запомнились три. Первый из них – это когда в составе группы из четырех человек, проходя по руслу высохшей горной реки, попал под огонь снайпера и одна пуля ударила в скалу буквально в сантиметре от головы. Второй – когда мы втроем ехали на грузовой машине из Баграма в Кабул без колонны и машина попала под обстрел. В кузове находился я один, обстреливали из «зеленки» (виноградник), у машины загорелось колесо, но Слава Богу, мы доехали до следующего блокпоста живыми. Третий – по недоразумению остался вдвоем с прапорщиком ночью на горной дороге.
Весь срок службы в Афганистане прожил в палатке. Сначала часть ничем не ограждалась и вся безопасность строилась на бдительности караульных, но в дальнейшем было обустроено ограждение с «колючкой» и заградительным валом. Кормили нас на «троечку», но в отличие от «учебки» выдавали горный паек в виде сыра и сгущенного молока. Дедовщина присутствовала, но заключалась она не в каких-либо унижениях, а в том, что молодой солдат меньше спит и больше трудится. Негативных воспоминаний связанных с этим у меня нет.
К местному населению относились дружелюбно, но пленных душманов командирам нередко приходилось защищать от расправы. Особенно нетерпимы к ним были те, чьи друзья погибли.
Из Афганистана наш полк выводили в ноябре, 1981-го ровно через год моего прибытия в ДРА. Выводили в связи с заменой техники на более современную. Колона шла маршем пятьсот с лишним километров с одной ночевкой. Вышли к городу Термез в Узбекистане. На этом пути и случилась история, когда я остался с прапорщиком ночью на горной дороге. В Термезе полк погрузился на платформы и отправили в пункт Тоцк под Оренбургом.
За хорошую службу в Афганистане моим родителям из части было направлено благодарственное письмо.
Демобилизовался в Москву, откуда и был призван. Вскоре вер¬нулся в Иркутскую область и женился на девушке Любе, с которой дружил еще в школе. У них замечательные дети: Катерина, Марк, Мария, Иван и Яков. Яков учится в городе Москве в Сретенском мо¬настыре. Иван в данное время служит в Российской армии в Крыму.
В 1989 году стал священнослужителем: служил в Крестовоздви-женском храме города Иркутска. В 1992 году был направлен в город Усть-Илимск, настоятелем Свято-Сафрониевского Храма. В 2002 году стал настоятелем Храма Всех Святых, в Земле Российской просиявших. Для всех «афганцев» отец Александр все эти года верный друг и товарищ и духовный наставник. Награжден юбилейными медалями: в честь вывода войск из Афганистана и Знаком общественного признания в честь 40-летия города Усть-Илимска.
Афганский излом 2 : сборник документальных очерков. – Иркутск : Издательство ИРНИТУ, 2016. – С. 19-21 : фот.