Мой переезд из Байкальска в Усть-Илимск — состоялся в мае 1976 года по инициативе Иркутского обкома КПСС. Приказом министра ЦБП СССР я был назначен на должность первого заместителя генерального директора – главного инженера строящихся предприятий Усть-Илимского ЛПК. До этого 13 лет проработал на Байкальском ЦБК, пройдя путь от начальника цеха до директора, а также все стадии строительного цикла, пуск и освоение мощностей. В Усть-Илимске я окунулся в довольно знакомую обстановку. Тем не менее, здесь масштаб строительно-монтажных работ меня сильно поразил. Дело обещало быть интересным. Оно все больше захватывало и вдохновляло, а опыт, полученный в Байкальске, придавал уверенности в силах. Генеральным директором строящихся предприятий УИ ЛПК и города Усть-Илимска, одновременно заместителем министра целлюлозно-бумажной промышленности СССР был Михаил Иванович Бусыгин. Его высокий ранг был обусловлен масштабом строительства и чрезвычайной важностью объекта.
По сути, стройка была международной. Кроме СССР, в ней принимали участие страны бывшего Совета Экономической Взаимопомощи: Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния. Эти страны не имели своей развитой лесохимической промышленности, а потребность в ее продукции там была очень велика. В свое время блок СЭВ ощущал последствия эмбарго на поставки целлюлозы, установленного странами Запада. Эти последствия удалось ликвидировать с вводом мощностей одного из крупнейших в мире Братского ЛПК. Однако его продукции не хватало, чтобы удовлетворить все потребности стран социалистического содружества. Поэтому Генеральным соглашением СЭВ было предусмотрено строительство в Сибири Усть-Илимского ЛПК. При этом в основу взаиморасчетов был положен новый принцип — интеграции: объединения материальных, финансовых, трудовых ресурсов всех участников строительства. Страны СЭВ поставляли на УИ ЛПК оборудование, металлоконструкции, материалы, а также направляли рабочую силу. Так, молодежный отряд им. Георгия Димитрова из Болгарии перевозил в Усть-Илимске строительные грузы, имени Бела Куна из Венгрии — выполнял отделочные работы на строительстве города и основном блоке цехов, имени Эрнста Тельмана из ГДР — строил очистные сооружения, имени Яна Красицкого из Польши ДПЦ.
В 1976 году строительство предприятий Усть-Илимского ЛПК и правобережной части города шло полным ходом. Рылись котлованы, забивались сваи, подъездные пути. Вообще возведение любого промышленного объекта- это сложный технологический процесс. Сложность строительства такого уникального комплекса как Усть-Илимский ЛПК, возрастала многократно. Если попытаться составить математическую модель процесса, то получится уравнение со многими неизвестными, в решении которого принимают участие все участники процесса. Это — многочисленные проектные институты, строительные и монтажные подразделения, в том числе — специальные, а также поставщики оборудования и материалов, наладочные организации.
Наиболее сложной составляющей в этом процессе была поставка оборудования, львиная доля которого закупалась за рубежом: в США, Финляндии, Японии, Франции, Швеции. Некоторые наши специалисты жили за границей, занимаясь приемкой, отправкой и погрузкой в портах оборудования. Транспортировка его из портов Франции и Швеции осуществлялась по Северному морскому пути до порта Дудинка. Оттуда — по Енисею и Ангаре — в Усть-Илимск. Особенно сложной была доставка крупногабаритного оборудования. Для его транспортировки специально заказывались плоскодонные баржи. Но и в этом случае не обошлось без сложностей. В нижнем течении Ангары находились труднопроходимые пороги. Чтобы баржи с оборудованием могли пройти через них, надо было поднять уровень воды в Ангаре. Вопрос о ее сбросе из водохранилища через шлюзы плотины УИ ГЭС решался в самых высоких инстанциях. Но, если уровень воды в реке после доставки оборудования снижался, то уровень ответственности руководителей и специалистов объекта СЭВ все годы оставался высоким и напряженным.
В общем, стройплощадка УИ ЛПК и города была огромным и очень ответственным участком работы, которым надо было кому- то руководить очень умело, подобно дирижеру в оркестре. По общему определению таким дирижером должна быть дирекция заказчика — будущие эксплуатационники. Одновременно заказчик играл и роль первой скрипки в этом своеобразном оркестре. Слаженность его «игры» — ход строительства — во многом зависела от личности того кто возглавлял службу заказчика.
Усть-Илимской стройке СЭВ в этом плане очень крупно повезло. Во главе дирекции строящихся предприятий ЛПК и города стоял, как уже сказано выше, заместитель министра целлюлозно-бумажной промышленности СССР Михаил Иванович Бусыгин. Один из самых опытных работников ЦБП страны, он зорко следил за игрой всех партий — направлений работы. И если кто-то фальшивил, зазевывался, допускал отставание, он получал от Бусыгина сполна, независимо от того, какую партию он играл — главную или второстепенную. Перед управлением «Братскгэсстрой» в г. Братске установлен бюст организатору и многолетнему руководителю этой знаменитой организации — Ивану Ивановичу Наймушину. На постаменте выбито его высказывание: «Вопрос не должен оставаться вопросом». Слова простые, но в них заложен глубокий смысл — закон стройки. Если он не работает, стройка стоит. Поэтому так важно было своевременно и правильно давать ответы на многочисленные вопросы, которые возникали в процессе ведения строительно-монтажных работ.
Сегодня, оглядываясь назад через 25 лет (а большое видится на расстоянии! ), с чувством приятной ностальгии могу сказать, что это было замечательное время. Какой там застой!? Конечно, если оценивать всю страну, то, наверное, застойные процессы в ней бродили. Но у нас в Усть-Илимске была такая буча, боевая и кипучая, что ни о каком застое и речи не могло быть. Застой наступил потом. Но об этом чуть ниже. А в то время все работали, подгоняя друг друга, с огромным энтузиазмом. И пусть читатель поймет меня правильно: это не пафос. Такой была реальная жизнь.
Текст подготовила: Надежда Зинченко
Дата публикации: Вестник УИ ЛПК .-2006.-13 янв.