Колумбы пришли по снегу
Это так и есть. Ровесники Иркутского моря собираются в школу. Старик Пурсей – навсегда в воде, в сегодняшних статьях о Братске читаем: «На том месте, где сейчас расположен поселок Постоянный», «Еще несколько лет назад здесь шумела непроходимая тайга»… Это так и есть.
Это так и будет. Участь Толстого мыса решена. Белый снег доживает здесь последнюю свою зиму, метели отплясывают здесь на своих последних праздниках, никогда уже не вернется ушедшая отсюда кабарга. Сдал свои ключи филин – бывший комендант Толстого мыса.
В начале декабря прошлого года на вершину диабазовой твердыни взошли люди. Они подняли флаг строительства третьей на Ангаре колоссальной Усть-Илимской ГЭС. Знаменосцы, колумбы Толстого мыса, первые бригадиры первых бригад строителей провели уже здесь почти всю зиму.
Сначала семеро из Братска, потом из Воробьева, Эдучанки, Коршунихи, потом – отовсюду. Надо было срочно строить жилье для себя и для тех, кто приезжает. А приехали они почти на голое место. Было только село Невон, перезаселенное топографами, буровиками и геодезистами, был Постоянный – три домика на Тонком мысе. Трудная, баснословно временная дорога по Ангаре не позволила сразу же двинуть сюда технику и стройматериалы, колумбы превращались в робинзонов. Острый плотницкий, изначальный топор на время стал здесь главным и чуть ли не единственным орудием труда.
Бригадир плотников Павел Ступак, прибывший на Толстый мыс с десятью демобилизованными солдатами, рассказывает, как вывел свою бригаду на снег, как поделили они между собой три топора и принялись за первые палатки.
Была у них еще одна пила. Вручая ее, Ступак сказал:
– Володя, Миша, и ты, Володя. Вот вам инструмент, вот – тайга. Приступим к мирному, созидательному труду».
В тот день солдаты умотались вконец. А ночевали в общежитии буровиков, где спали на полу, так, что если одному ночью надо было выйти, вставать приходилось всей бригаде. И сейчас, когда строители ушли жить в собственный палаточный городок, нет во всей тайге дома гостеприимнее общежития буровиков на Тонком мысе. У печки – железной бочки, поставленной на ящик с песком, – днем и ночью греются мастера, шоферы, нормировщики, техники и выбредшие из тайги колумбы из колумбов — топографы.
Буровики, топографы и геодезисты объединены в комплексную исследовательскую партию (КИП-1). Они работают здесь давно и будут работать еще долго. Работы, которые выполняет КИП-1, имеют первостепенное значение. Створ будущей ГЭС определен, утвержден, и теперь партия занята подготовкой технического проекта гидростанции. Идет уточнение инженерно-геологических условий для строительства.
Недавно наледи и повышение уровня Ангары согнали буровиков со льда, где они вели колонковое бурение. Они определяли глубины съемов в будущем котловане, уточняли физико-технические характеристики диабаза. На берегах буровики изучают основания плотины, ищут песок и диабазовые карьеры.
КИП-1 заканчивает изыскания под рабочие чертежи автодороги Братск – Усть-Илим, весной должна быть сдана документация по трассе ЛЭП-220 (из Братска).
В створе плотины, на островах, на улицах будущего города стучат буровые установки – идет разведка. Топографы режут тайгу острыми метровыми просеками. Следы их лыж в глубоком белом снегу станут скоро дорогами и трассами.
Эти люди, живущие в зимовье и бороздящие тайгу вдвоем и в одиночку, издалека представляются суровыми и многоопытными медвежатниками. А они молодые. А среди них – девушки. Рабочие – Николай Овсюков, Иван Мельник, Федя Аскеров, Михаил Пашаев. Техники – Валентин Марко, Галина Утина. Все молоды.
На Постоянном, в общежитии у железной печки, просмоленные ветераны тайги не спеша, как мокрые свои портянки, разматывают бесконечные рассказы о бесконечной тайге.
Рассказы их слушают вчерашние солдаты, теперь – буровые рабочие.
Среди строителей, которые будут сейчас сюда приезжать, не будут ночевать на полу. Палаточный городок растет на глазах, построена столовая, строится баня, складские помещения. В палаточном городке ест уже магазины.
Участок СУДР-3 на Толстом мысе и в Невоне – это сто строителей. Есть среди них «старые волки», которые строили палатки в Братске, есть «волки» и молодые – демобилизованные солдаты, за несколько дней сделавшиеся плотниками из шоферов, бульдозеристов, крановщиков.
«Старые волки» в Братске жили в благоустроенных квартирах, получали твердые и хорошие оклады, и вот они начинают жить с начала. Таковы Георгий Притула, Максим Ушацкий, Александр Ведерников, Анатолий Субботин и много здесь их, «презревших грошевой уют».
В Братске в отделе кадров Усть-Илимской ГЭС женщин до некоторых пор на Толстый мыс решили не пускать «ка-те-го-ри-чес-ки».
История о том, как кладовщик ОРСа на Толстом мысе Аня Ступак приехала к мужу из Братска, могла бы быть лирическим повествованием о любви, но история эта могла бы быть и рассказом о дерзкой для женщины мужественности. Сначала муж, бригадир – плотник Павел Ступак, в письмах наказывал жене жить в Братске, ждать, когда построят жилой поселок. Но Аня собиралась в дорогу. Павел должен был пообещать ей, что она приедет, когда он построит времянку. Но Аня уже все обдумала. Соседи засуетились. Им захотелось с первого этажа на второй, с третьего этажа – пониже. Аня просто-напросто сдала ключ и ордер в ЖКО и улетела в Нижне-Илимск. Там в аэропорту дезертиры из Невона объявили ее сумасшедшей. Она приехала февральским вечером. Бригадир только что отправил в Братск письмо, – в котором сообщал жене, что начал времянку. Бригадир рубил дрова у палатки. Он удивился и открыл перед женой двери палатки, где жили пятнадцать солдат. Фанерой отгородили угол, в нем и поселилась семья Ступак. Сейчас они перешли в палатку для семейных, где «квартиры» отгорожены одна от другой прессованной бумагой.
Среди строителей много парней из Воробьева, Ершова, Каранчанки, Сизова, Невона – всех ангарских и илимских деревень. На стройке местных зовут «бурундуками». «Бурундуки» отличные плотники, в КИПе – они неутомимые топографы.
Строительных бригад на Толстом мысе пять: Павла Ступака, Михаила Ледова. Георгия Притулы, Иннокентия Перетолчина, Андрея Перевалова. В декабре на Эдучанке на строительстве базы бригады соревновались за право попасть на Толстый мыс. Здесь собрались лучшие.
По ледяной дороге, которая просуществовала так недолго, на стройку пришли машины. Их водители-участники сложнейших ледовых походов Александр Струшинский, Владимир Агафонцев, Георгий Ахрименко – с нетерпением ждут новой дороги.
Новой дороги ждет вся стройка. Сейчас это главное – дорога.
Текст подготовила: А. Вампилов, спец. корр. «Советской молодежи»
Дата публикации: Колумбы пришли по снегу / Александр Вампилов // Советская молодежь. – 1963. – 3 марта.