СтатьяГеннадий МАКСАКОВ

рассказывает художник, педагог Геннадий МАКСАКОВ.

               ЗАВЕТНАЯ КОРОБКА ОТЦА

       ВСЕ началось с обычной коробки цветных карандашей, которую Геннадию Максакову, на тот момент еще дошкольнику, привез отец из командировки. Это было настоящее сокровище! Семья жила, как и многие другие в пятидесятые годы, скромно, в небольшом городке под Читой. Бабушка из экономии выдавала внуку на пользование по одному карандашу. Поэтому рисунки были одноцветные, ведь пока не испишется один, бабушка не давала другой. До этого Геннадий любил наблюдать, как рисуют старшие ребята. С появлением заветной коробки  стал пробовать сам.

Как-то отец выписал журнал «Крокодил», там были потешные карикатуры. Геннадий стал перерисовывать. Позже, в старших классах делал, шаржи на учителей. Сверстникам нравились его работы. Это подогревало желание рисовать дальше.

Настоящий толчок к творчеству появился, когда парень увидел рисунок, выполненный красками. На нем школьник постарше изобразил обычную лягушку на болоте. Позже  Гена понял, что это всего лишь перерисовка с книги. Однако тогда был восхищен способностями юного художника.

В те времена не было художественных школ, а кружки по интересам работали нерегулярно. Поэтому особо учиться рисованию было негде. Геннадий  изображал на бумаге то, что впечатлило, запомнилось. После восьмого класса уроки рисования стал вести  учитель, окончивший в свое время Иркутское училище искусств. Именно от него подросток впервые услышал такую фразу: «Используй сочные тона, чтобы сильнее передать эмоции». Так сделал для себя открытие: эмоции можно передать с помощью красок. На тот момент и краски, и кисти у него были.

Удивительно, что после школы Геннадий Петрович Максаков поступил на истфак. Казалось, уже тогда можно было понять, что он не обделен художественными способностями. В школе его постоянно просили что-то нарисовать, оформить, и учителя, и сверстники отмечали у него умение передать в рисунке характер, настроение. Максаков выбрал истфак. Возможно, не было толчка, авторитетного совета, куда приложить свои способности.

Спустя год он бросает учебу в Читинском пединституте и едет в Иркутск,  теперь уже поступать в училище искусств. Выдержал конкурс, поступил. Правда, через год, учебу пришлось прервать – призвали в Армию. Но после службы Геннадий вернулся в училище. Вспоминает, что с удовольствием учился у известных в области художников, постигал тонкости изобразительного искусства, вращался в среде людей, близких по духу. Это много дало.

В 1974 году во многих городах области стали открываться художественные школы. Ему, как выпускнику, подающему надежды, предложили возглавить одну из них - в Усть-Илимске. Тогда Геннадий Петрович даже не догадывался, что под названием художественная школа кроются два небольших кабинета в только что открывшейся образовательной школе № 5. Однако желающих обучаться в ней становилось все больше. Тогда исполком г. Усть-Илимска выделил 4-комнатную квартиру в полуподвальном помещении по ул. Наймушина. Уже к 80-ым годам сложился довольно сильный педагогический коллектив, состоящий из известных в городе художников – Осипова, Муклинова, Максакова. В этом составе школа  переехал в помещение по Братскому шоссе, 11, и там  существовала до 1992 года...

 

«ДНИ У МОЛЬБЕРТА НА БАЙКАЛЕ НЕ ЗАМЕЧАЕШЬ »

-Геннадий Петрович, помните момент, когда стали замечать, что что-то получается?

-Это было еще в школе. Все дети любят рисовать, лепить. Но когда тебя выделяют, восхищаются  работами, то понимаешь, что у тебя получается то, что не могут сделать другие.

-Вы говорите, каждый ребенок любит рисовать. Но каждый ли может  стать художником? Иначе говоря - это дар или можно научиться?

-Научиться, конечно, можно. В конце концов, через рисование ребенок познает мир. Задача преподавателя -  поддерживать интерес к рисованию с раннего возраста, развивать способности ребенка.

-Но лично вас никто не поддерживал. Однако вы стали художником, и ваши работы известны не только в нашем городе...

-Думаю, должна быть какая-то внутренняя тяга, которая с годами перерастает в потребность. Но может и исчезнуть совсем. Любая творческая специальность идет из души, сидит внутри человека. И если способности заложены, то они при определенных обстоятельствах обязательно проявятся.

-Ваша семья - жена, дети, тоже люди творческих профессий?

-Как посмотреть! Супруга Люба, например, строитель. А строителю необходимо в работе творчество. Но если говорить об искусстве, то скорей всего, нет. Как и мои родители, домашние работают не в области искусства. Хотя мой отец любил рисовать. В свое время он окончил летное училище. Во время войны был ранен, летать не удалось. Но любил изображать самолеты, получалось хорошо. Тогда было другое время, и он не сумел реализовать себя в этом.

-А дочери?

-Младшая Оксана училась в художественной школе, и у нее неплохо получалось. Но с годами интерес пропал. Сейчас она живет в Красноярске, окончила институт, ее профессия - компьютерная техника, программирование. Старшая Татьяна живет  в Иркутске, у нее профессия  тоже  не связана с искусством.

-Ваша первая выставка?

-В 1975 году, в числе других художников города, выставил картины в «Гренаде». Здесь же были  работы и наших учеников. С тех пор выставки стали в городе традиционными. Раз в два года проходят преподавательские  в Иркутске. А еще все мы – учителя, ученики - любим пленэрные поездки по области.

-Пленэрные поездки, пленэрные уроки – что это?

-Это рисование на воздухе, на природе. Собирается группа художников и выезжает, например, на Байкал.

-Тема Байкала так часто встречается в ваших работах. Какие из них самые любимые?

-Сложно сказать. Скорей всего, каждая, над которой тружусь в данный момент. Бывает, что-то зацепит взор,  делаешь наброски, этюды. Хочется, как можно быстрей воплотить их. Порой этюдов набирается много, и каждый требует завершения, воплощения в картину. А тему Байкала, природы действительно люблю больше всего. На Байкале у меня живут друзья. Приезжаю к ним летом, садимся в катер и вперед, по Малому морю. Там поражает все - прозрачность воды, глубина, чистота, ширь, какая-то особенная энергетика…. В любое место причалишь и можешь день простоять у мольберта. Спим на катере в каюте. Последний раз на Байкале попали в шторм, который тоже стал толчком для работы. Кажется, закончу пейзаж и возьмусь за что-то другое. Но нет: чувствую, опять что-то зацепило, понравилось. И в очередной раз берусь за пейзаж. В пейзаже я  не ограничен, всегда под рукой холст, кисти, мольберт, а больше ничего и не надо. А, скажем, при работе над  портретом необходимо договориться с конкретным человеком, натурщиком.

-И все же в мастерской у вас есть портреты, например,  дочерей. По ним очень хорошо просматривается характер девушек, их настроение…

-Я не считаю эти портреты удачными. Но мои девчонки, действительно, всегда передо мной.

-Самое яркое событие?

-Когда-то я ехал в Усть-Илимск, чтобы отработать положенные два года после учебы. Постепенно ярким событием в моей жизни стал сам город, который на глазах рос, хорошел. Отъезд отодвигался, хотелось жить и работать именно здесь. В конце концов, мы с женой поняли, что никуда из Усть-Илимска не уедем. Даже у дочери в Красноярске скучаем по городу, здесь отдыхаем душой.  Большие города переносим сложно.

-Отпуск вместе?

-По-разному. Пока дети были маленькими, проводили всей семьей, ездили на Енисей в Саяногорск, были в Болгарии, в Румынии, на Черном море, на Аршане... Сейчас просто люблю уединиться, отдохнуть. Это лето с внучкой провел на даче. В позапрошлое ездил на Байкал. Вообще я  в этом плане непривередлив.

-Увлечения помимо работы есть?

Люблю путешествовать на своем авто. Сейчас у меня  «Тойота Королла», до этого был «Жигуленок», тройка. Хорошая, выносливая машина. Раза три ездил на ней в Саяногорск.

-Любимые блюда?

-Сибирские пельмени, борщ.

-Вы по гороскопу кто?

-Рак, «отшельник» (смеётся).

-Почему отшельник?

-Я же сказал: люблю уединение.

-Кого-нибудь считаете своим учителем?

-Мне нравится живопись Сурикова, мощная пастозная - Стожарова. В годы учебы были кумирами, и не только у меня, русские импрессионисты Врубель, Коровин, Серов. Чем-то одним не ограничиваюсь, стараюсь интересоваться всем.

-Много ли учеников пошли по вашим стопам?

-Без лишнего пафоса можно сказать, что каждый педагог счастлив, когда сумел что-то дать своему воспитаннику, ученик вырос, стал известным, востребованным. Таких интересных ребят из стен художки вышло немало.  Дарья Крупенева стала архитектором, Мария Горина работает в Англии, ее сестра Надежда – в Израиле. Оксана Николаева преподает скульптору, талантливая выпускница этого года Зинаида Родина поступила в художественный институт...  Знают в городе художников Оксану Шоболову и Эльвиру Советкину.  Эльвира – одна из первых наших выпускниц. Сегодня она преподает у нас, в художественном отделении школы искусств, а начинала еще в школе № 5. К нам в качестве преподавателя пришла, когда отделение располагалось на Братском шоссе, работает по сей день… Пожалуй, это большая удача, видеть профессиональный рост своих учеников, их успехи, победы.

 

ХУДОЖКИ В ПРОЕКТЕ НЕ БЫЛО

…ПОЯВЛЕНИЕ художественного отделения при школе искусств № 1 на улице Крупской – для города событие, причем совершенно незапланированное. В начале 90-х годов здесь выросло два точечных девятиэтажных дома. По проекту к каждому из них предлагалось сделать одноэтажный пристрой. В этих зданиях должны были разместиться клубы по месту жительства, детские кружки, офисы. Когда дело дошло до строительства, обнаружилось, что мешает автодорога, перенести которую невозможно. Вот тогда-то Геннадий Максаков предложил вместо этого построить художественную школу, которой к тому времени места на Братском шоссе, 11 просто не хватало. Исполком дал добро. Вместе со строителями, проектировщиками создавали план, решали, как сделать здание комфортабельным, удобным. В 1992 году у юных дарований города, наконец-то, появилась своя художка. Однако процесс строительства был далеко не завершен. И сегодня можно сказать, все в этом здании - от проекта до дизайна - сделано руками директора и преподавателей. Каждый кабинет соответствует своему профилю. В кабинете рисования и живописи – мольберты, особое освещение, характерны классы, где проходят уроки лепки, композиции, истории искусства. Гордятся художники просторным выставочным залом, который никогда не бывает пуст.  Сам Геннадий Петрович ведет рисунок, один из основных предметов в школе.

-Когда поступала в Иркутское училище искусств, - вспоминает Эльвира Советкина. – Мне надо было предъявить на вступительные экзамены два рисунка – классический и декоративный. Конкурс был большой, переволновалась страшно. Однако именно моими рисунками заинтересовались преподаватели, и  за оба я получила «отлично». Такому блестящему результату на вступительных экзаменах полностью обязана Геннадию Петровичу Максакову. Он сумел мне, как впрочем и многим другим ученикам, передать мастерство.

                                                                                                       //М. ТЯЖЕЛКОВА.- Вечерний Усть-Илим.- 2009.- 5 февраля.- с.4.//

 

ЛИД:

Геннадий Максаков - участник городских и областных выставок. Его кисти принадлежат сотни работ, где автор отдает предпочтение пейзажу. В 1987 году, будучи директором ДХШ №1, Геннадий Петрович заочно окончил художественно-графический факультет Омского пединститута. 

 

 

Теги: