Зайцев Иван Иванович — Народная энциклопедия

Зайцев Иван Иванович

10-09-2024

Евгения Петровна Росликова, зав. отделом обслуживания ЦГБ

Статья об отличнике Военно-морского флота, главном старшине — Иване Ивановиче Зайцеве, вошедшая в сборник «Материалы областной научно-практической конференции по военно-патриотическому воспитанию «Морская слава» (г. Усть-Илимск, Краеведческий музей, 2012 г. ).

Иван Иванович Зайцев — Ходили мы походами в далекие края

Иван Иванович Зайцев родился 11 января 1961 года в старинном русском городе Калач Воронежской области, в семье рабочих.

В родном городе он подрастал, креп и слыл заводилой среди сверстников.

Как полеты в воздухе, так и погружения в глубины моря являются древней мечтой человечества, не исключение оказался и Иван Иванович.

С раннего детства мечтой Ивана было стать военным летчиком. И еще больше всего любил летнею рыбалку. К осуществлению своей мечты шел целеустремленно и настойчиво. Учеба в школе не приносила хлопот, все давалось ему легко, учился он прилежно и хорошо. Очень подвижный с детства он нашел правильное решение для усмирения своей активности – занялся спортом. И не просто занялся, он стал одержим им. Ему были подвластны многие виды спорта: лыжи, легкая атлетика, бокс… Он, конечно же, был замечен в школе и часто отстаивал её честь на районных, городских соревнованиях. По окончанию средней школы на торжественной линейке вместе с аттестатом зрелости ему был вручен золотой значок ГТО ( из 2-х классов такие значки получили лишь 8 человек).

Мечта стать военным жила с ним рядом на протяжении детских и юношеских лет. Поэтому не случайным было решение после окончания школы поступать в летное военное училище. К сожалению, мечте не суждено было осуществиться, Иван Иванович не прошел по здоровью. Было очень обидно и досадно, но унывать молодой Иван себе не разрешал никогда.

В апреле 1979 года получил повестку в военкомат. После прохождения комиссии заключение «годен во все рода войск без ограничений». Услышав эти слова, Иван Иванович с друзьями подает рапорт военкому о желании служить в десанте, с просьбой направить его на службу в Афганистан. После рассмотрения рапорта военком пригласил к себе, беседа была «теплой» и располагающей. А закончилась она словами «Готовиться команда для службы в ВМФ. Нужны подводники. Будешь водить подводные лодки».

А дальше сборный пункт города Воронежа. Отправка на Балтику в легендарный город с трехвековой историей – Кронштадт в учебный отряд подводного плаванья. Первое знакомство и кропотливое освоение специальности рулевой-сигнальщик.

Шесть месяцев он изучал азбуку Морзе, флаги иностранных государств, сигналы светом (флотский семафор), проходил строевую подготовку, и лишь потом Северный флот, город Полярный, подводная лодка. Изучив подводный корабль, освоив на практике свою специальность, Иван Иванович стал полноправным членом команды.

Рулевой – вахты на центральном посту — так называлась должность Ивана Ивановича после учебки. В его задачу входило удержание лодки в горизонтальном положении на определенной глубине. Для выполнения поставленной задачи необходимо было иметь: твердую, уверенную руку, зоркий глаз и призвание.

Особенно запомнился молодому подводнику день 28 октября 1979 года. День первого выхода в море, первое погружение. «Служба подводника начинается с ритуала посвящения. Происходит он тогда, когда лодка находится в глубинных водах. Для того что чтобы стать настоящим подводником, надо «породниться» с океаном выпив два плафона забортной морской воды до последней капли под громкие аплодисменты и одобрительные возгласы товарищей » — вспоминает Иван Иванович.

«Морская вода на вкус горьковато-солёная, неприятная для питья. Ее черпают через забортный клапан лодки, и ты тут же ее быстро выпиваешь».

Многие из новобранцев пережив качку и чувство замкнутого пространства и от свежего морского воздуха, пахнущего йодом и морскими водорослями, три дня лежали пластом. А Ивану Ивановичу помогла спортивная подготовка, поэтому это новое для себя испытания он пережил легко.

Спустя несколько дней сдал экзамен на допуск к самоуправлению лодкой и почувствовал себя настоящим моряком. А дальше начиналось все самое интересное — походы.

Декабрь месяц на плавбазе «Колышки» экипаж идет получать лодку с ремонта в Югославию порт Тиват. Месяц в пути – переход Полярный — Тиват. Иван Иванович всего за месяц плавания побывал в Баренцевом, Норвежском, Средиземном морях, и Атлантическом океане. Есть ли какие ощутимые различия между морем и океаном? — задал вопрос я. «Да, конечно. Различия во всем — свечение воды, мощь волны, мощь морской пучины, даже качка лодки отличается, чувствуется какая-то силища, которая неподвластна тебе, а порой и спорит с тобой с человеком. Даже небо, небосвод, наличие звезд – все отличается. Все манит и пугает одновременно».

Февраль 1980 года — прием лодки, сдача задач (что-то вроде экзамена на профессиональную пригодность). Учеба на корабле шла постоянно: торпедные стрельбы, аварийное всплытие, работа с самолета, отрабатывали работу двигателей под водой. Задача этой учебы подготовить экипаж команды к работе в условиях военных действий. Из огромного числа военнослужащих задачу по управлению лодкой под РДП (работа двигателя под водой) сдали только 4 человека среди них Иван Иванович.

Затем автономное плавания, длившиеся до марта 1981 года. По полгода команда не возвращалась на родной берег. Зато заходила в порты других государств: Сирию, Тунис, Ливию, Кубу, которые поразили Иван Ивановича своей природой, архитектурой и не привычными для советского человека супермаркетами. Везде, как отмечает Иван Иванович, встречали команду очень дружелюбно. Очень удивил молодого подводника, когда в Тунисе к ним на лодку приехал полномочный посол Туниса с военным атташе.

В Средиземном море – участвовал в поисках и обнаружении атомных ракетных лодок США. Было обнаружено 2-е подлодки противника, о чем было сообщено командованию ВМФ.

Запомнилось Иван Ивановичу коварное поросшее водорослями Красное море. Прежде всего, тем, что необходима была большая осторожность и ювелирное управление лодкой. Водоросли поднимались со дна наверх и могли навредить лодке, запутавшись в её винтах.

1981 год август месяц вход в Екатеринбургскую гавань. Торжественная встреча подлодки прошла на одном из военных причалов базы ВМФ. Под звуки военного оркестра на пирсе подводную лодку встречал командующий Северным флотом адмирал Чернавин, а также члены семей моряков-подводников. По традиции командиру подводного крейсера был вручен жареный поросенок, а отличившимся членам экипажа грамоты и ценные подарки.

Потом было признание лучший – рулевой и награда отпуск домой.

Возвращение на лодку и последнее трехмесячное боевое дежурство в Норвежском море мыс Нордкап Медвежий. Задача, стоящая перед командой – отслеживание проход кораблей и подводных лодок других стран.

2 мая 1982 года – надолго заполнилось Ивану Ивановичу, это день последнего прощания с лодкой. Торжественное построение на корпусе всей команды, командир поблагодарил всех за службу, отметил отличившихся. Затем команду посадили в автобус и провезли под звук сирены через всю эскадру. Дальше поезд – родной город.

Вернулся домой Иван Иванович отличником Военно-морского флота в звании главного старшины. За время службы поощрялся отпуском, был награждён грамотами, значком специалиста первого класса и жетоном за дальний поход.

Годы службы для Ивана Ивановича стали важным и незабываемым событием. Даже сейчас, спустя много лет, он помнит имена тех, с кем довелось служить, кто оставил свой след в его сердце.

Вспоминания о службе Иван Иванович рассказал о курьезном случае, произошедшем на его подлодке. Ранее утро в Средиземном море. Вахтенный офицер Корягин, стоя на вахте, принял быстро всходящую Венеру за летящий вертолет. Была сыграна команда «Быстрое погружение». Командир во время заметил оплошность, команду отложили. С тех пор за офицером закрепилось прозвище (кличка) Корягинский вертолет.

Из диалога с Иваном Ивановичем я узнала, что питание на лодке традиционное практически ни чем не отличающиеся от привычного, кроме хлеба. Он был на спирту -дольше храниться.

Друзья Ивана Ивановича отмечают его трепетное отношение к животным, которое он пронес через всю свою жизнь. В Рослякове в декабре на ремонте в доке в снегу подобрал щенка, взял на лодку. Откормил, пригрел и пес остался жить на лодке. Прозвище у него было, конечно же, подобающее — Мичман Филиппов (Филька). Но это не единичный случай. Были ещё и два выкормленных им голубя, которые в благодарность – еще долго прилетали на лодку.

Как говорит Иван Иванович служба на подлодке научила главному — не терять самообладание ни в какой, даже очень сложной ситуации, понимать, что безвыходных ситуаций не бывает и брать ответственность за самостоятельно принятое решение.

Любовь к морю, желание общаться со своими друзьями, единомышленниками и огромная потребность рассказать о всем увиденном молодому поколению привела Ивана Ивановича в городской клуб «Румб». В клубе с первого дня его образования (2005 г). Входит в Совет клуба, возглавляет, объединяет всех подводников нашего города. Он знает всех и как ни кто другой понимает, что моряки-подводники это некое особое сообщество. Эти люди сочетают в себе уникальный набор качеств, знаний, достоинств. Моряки обладают уникальным жизненным опытом, которым готовы с радостью поделиться со всеми желающими, поэтому активно участвует в разработке планов по патриотическому воспитании усть-илимской молодёжи. В 2011 году в составе усть-илимской делегации ездил во Владивосток на празднования дня Тихоокеанского флота. И, конечно же, посетил подшефный противолодочный корабль «Усть-Илим», на котором уже не первый год служат усть-илимские парни.

Награжден медалями:

Ветеран Холодной войны на море;

70 лет Северному флоту;

75 лет Северному флоту;

100 лет подводным силам;

90 лет Советской Армии;

Но это лишь одна грань жизни Ивана Ивановича. В наш город он приехал в1985 году. Узнал о нашем городе от жены Веры, которая проходила обучение в городе Калач. Она так смогла увлечь его рассказам о молодом, сибирском городе на берегу Ангары, что Иван Иванович без тени сожаления уехал вместе с ней после окончания учебы в наш город.

Устроился водителем в ЛПП-2. Активная жизненная позиция, умение принимать правильное решение, целеустремленность – эти черты характера, конечно же проявились и здесь. Он принял активное участие в строительстве города Усть-Илимска: дома культуры «Яросама», МЖК, библиотеки им. Н. С. Клестова-Ангарского. Был грамотным, требовательным и уважительным бригадиром наставником, поскольку умеет быть всегда спокойным, холодным и собранным.

В 1989 году был избран депутатам городского созыва Совета народных Депутатов.

Заочно окончил Сибирский колледж «Строительства и предпринимательства» по специальности техник-механик.

Продолжая работу в профсоюзе, был избран председателем профсоюзной организации предприятия лесоперевалочного транспорта. В 2010 году избран в профсоюз первичной организации группы «Илим» в Усть-Илимском районе, где и работает по настоящее время. Женат. Имеет сына.

За время работы награжден:

Значком почетного работника автотранспорта

Почетной грамотой губернатора Иркутской области

Почетной грамотой мэра города

Грамотой Федерации независимых профсоюзов России

Почетной грамотой министерства промышленности и энергетики РФ.

Грамотой Иркутского обкома профсоюзов

Медалями:

-100 лет Российским профсоюзам

— 100 лет Рослеспрому.

Удостоен звание ветеран ЛПК, Ветеран труда РФ.

Жизненный девиз Ивана Ивановича тоже со времен армейской службы на подводной лодке «Сам погибай, а товарища выручай». Его многочисленные друзья и знакомые и просто люди по роду деятельности, которым он помог – отмечают, что это самая главная черта его характера. Он не подведет, поддержит, подскажет, постарается помочь на все 200 % и при этом остается очень скромным и обаятельным человеком, не требующий фанфар в свою честь.

Я знала, что подводники это элита военно-морского флота, побывавшие и на дне морском, и на краю мира, они несут в себе неисчерпаемую мудрость и ценнейший опыт. Этих людей так же можно назвать элитой общества. Они пример человеческих отношений, дружбы и взаимопомощи.