Когда тут скучать? — Народная энциклопедия

Когда тут скучать?

24-11-2025


Вот она, осень. Прозрачные
                     рощи.
Ветер шныряет по кронам 
                     осин,
Треплет безлистные, голые
                     мощи, 
Некогда буйных
                     в расцвете лесин.
Грустное зрелище
                     бедности этой, —
кончилась сказка
                     сентябрьской тайги, 
Вышли в тираж 
                     краски бабьего лета, 
Ищет октябрь в сундуке 
                     сапоги.
Хлопьями снега 
                     с дождем вперемешку
Небо плетет макрамэ из
                     тоски, 
Лишь иногда из-за тучки 
                     в насмешку
Выглянет солнце, 
                     привстав на носки...

С Эдуардом Копицей я познакомился лет семь-восемь назад, когда он пришел на литературную консультацию в редакцию газеты «Усть-Илимская правда». Посмотрел протянутые стихи, подумал: «чистить много надо, но есть немало своего, умеет видеть, не новичок очевидно…:» Спросил:

— Давно пишете? Где нибудь печатались?

Удивился, когда узнал, что он нигде еще не печатался и вообще это его первые стихи. Еще раз внимательно посмотрел на стихотворца, отметив, что ему, очевидно, уже за сорок, когда обычно не начинают, а кончают писать стихи. Странно, но… чего в жизни нашей не бывает!

Разговорились. Узнал, что Эдуард работает водителем на «Икарусе» в ИАТП, в свободное время рисует, любит бывать на природе. Короче говоря, нашлось много точек соприкосновения.

Стали встречаться не только в редакции. У Эдуарда был старенький, но еще верный «Урал», на котором и стали мы делать вылазки в тайгу. Копица хорошо знал грибные места, – немало поколесил по району, быстро находил грибы, ибо в отличие от меня обладал прек­расным зрением, но в знании грибов заметно отставал, ибо я давнишний любитель сми­ренной охоты, знаю и беру не менее сотни различных съедобных грибов, тогда, когда обычные грибники знают их десяток-полтора.

Без грибов, мы, как правило, домой не возвращались. Да и не только за грибами ездили в тайгу. Не меньшую радость, чем сбор даров леса, давало простое общение с природой.

Побывали у него на даче. Она находилась в разгаре строительства, расположенная на косогоре, не походила ни на одну из соседних. Было в ней что-то от древней Руси, что-то от готики. Чувствовалась рука не только строителя, но и художника. И все делалось лишь руками хозяина. Эдуард оказался разносторонним мастером, ему подчинялись и дерево, и металл; и кирпич.


Тишина. Мелкий дождик
                     брызжет.
На граните солдат 
                     головою поник.
Вечной жизни у ног его
                     бьется родник
И, скорбя,
                     слезы памяти лижет.
– Эх, браток!
Нас почти не осталось, –
Шепчет с болью
                     в медалях старик. 
Накипел на душе, видно, 
                     горестный крик...
И проклятая эта
                     усталость.
Тихо звякнули деда
                     медали.
– Я, браток, еще здесь.
                     Снова может приду
Из живой,
                     вам неведомой дали...

Как-то вечером на даче зашел у нас с Эдуардом разговор о прошедшей войне. Он родился в Донбассе в 1940-ом году, помнил то лихое время смутно, больше по рассказам родных, но все же…

– Сам я помню этот случай еле-еле, а вот бабушка рассказывала о моей «храбрости». Жили мы в оккупации, как тогда говорили, под немцем. Еще четырех лет мне не было, когда произошел этот незабываемый случай. Помню, что осень была. Играл я, как все мальчики, в войну. Сделал из сухого подсолнечника «автомат» и хожу постреливаю: тра-та-та. А тут откуда ни возьмись немецкий офицер вывернулся. Идет на меня, а я ему навстречу и тра-та-та. Бабушка на крыльце стояла, все это видела. Я, говорит, чуть в обморок не упала, думала, конец моему внучку сейчас наступит…

– Ну, а офицер что?

– А офицер немецкий подошел ко мне, по голове погладил, сказал что-то по- своему и конфетку дал… Или шоколадку, забылось все это уже. Добрый мужик попался…

Я согласился с Копицей. Не все немцы фашистами, зверями были, но война есть война, черт знает, чем могла эта детская «храбрость» обернуться.

Здесь, на даче, обратил внимание на небольшую картину, висевшую над кроватью – пейзаж. Был он черно-белый, изображал позднюю осень или раннюю зиму. На переднем плане старое, сломленное бурей дерево, а через дорогу от него три молоденьких. С настроением написано.

– За что, – спрашиваю, – ты эту картину сюда сослал из городской квартиры?

– Говорят, грусть нагоняет.

– А мне по душе.

– Раз по душе, то и забирай!

Кто же от такого подарка станет отказываться! Он действительно пришелся мне по душе, напоминая кое-что из моей далеко не всегда веселой, путанной жизни.

За этой картиной ко мне перекочевали и некоторые другие, в основном пейзажи: летний, зимний, осенний, весенний… Они уже многокрасочны. Кое-что сделал Эдуард и по моему заказу. Написал маслом натюрморты на створках настенного шкафа в кухне. Это для возбуждения аппетита. Там же, на стене изобразил обжору Помпилиуса из «Тиля Уленшпи­геля». Этого с целью, чтобы я не скучал во время одинокой трапезы.

Рисовать Копица начал давно – с детства.

– Как-то само собой получаться начало. Рисовал вшколе, в армии, когда служил. Оформлял стенные газеты, писал плакаты…

– А официально на должности художника не работал?

– Нет. Всегда «подснежником».

– И учиться не приходилось?

– Пришлось, здесь, вУсть-Илимске. На курсах повышения квалификаций, как художник-оформитель.

– Остался доволен?

– Конечно! Курсы мне много дали.

В Усть-ИлимскЭдуард приехал в 1973 году. Работал первое время электросварщиком, потом перешел на автобус. Это его любимая профессия – шоферит с 1961 года. Часто ворчит на порядки в автопредприятии. И справедливо.

– Машины старые, запасных частей не допросишься, вот и получается: из ремонта в ремонт… – Ворчит, но остается верным производству.

Печатается Копица не часто и особенно не стремится к этому, справедливо считая, что главное – уловить вдохновение, написать, а все остальное дело второстепенное. Но когда просят выступить в школе или библиотеке, не отказывается, идет охотно, и его, написанные от души стихи, хорошо воспринимаются. Посильную помощь оказывает и литературному музею, организованному при школе № 2 поселка Железнодорожный.

Что касается выставок, то в них не участвует, хотя, как я считаю, мог бы. Правда, я не художник, и мое мнение можно оспорить.

Несколько его акварелей были показаны в ДК «Дружба», когда там проводился тематический вечер «Мир твоих увлечений». На этом вечере Эдуард также читал свои стихи.

Я на этом мероприятии не был. Копица на мой вопрос, как прошел вечер, ответил однозначно;

– Нормально.

Интересный человек Эдуард Копица, беспокойный, живущий полнокровной жизнью. Такие не жалуются на скуку, не хандрят по пустякам. Да и когда им скучать?

Анатолий Давыдов

Источник: Давыдов, А. Когда тут скучать? Анатолий Давыдов // Лесохимик Усть-Илима. – 1990. – 12 июля.