Кристине Шебодаевой – 30 лет. Она родилась и выросла в Усть-Илимске. В 2001 году окончила детскую художественную школу №1, в 2009 году – художественно-графический факультет филиала Иркутского педагогического университета. В 2008 году, будучи студенткой 5 курса, начала преподавать ИЗО на отделении декоративно-прикладного искусства школы искусств № 2, где и работает в настоящее время. Член молодежного отделения общественной всероссийской организации союз художников России», участник и лауреат международных, всероссийских, региональных и областных конкурсов и выставок изобразительного искусства.
Преподаватель отделения декоративно-прикладного искусства Усть-Илимской школы искусств №2
Кристина Шебодаева и еще трое таких же активных и успешных молодых людей нашего города стали первыми лауреатами премии Законодательного собрания Иркутской области, учреждений в 2017 году. «Вестник» попросил Кристину поделиться впечатлениям об участии в конкурсе областного парламента и рассказать о других событиях, произошедших в ее жизни этим летом.
— Кристина, за какие достижения молодежи присуждается премия Заксобрания области?
— За профессиональную, общественную и творческую деятельность. Конкурс проводится по нескольким номинациям. Я стала лауреатом в номинации «Культура и искусство». При подведении итогов жюри учитывало, чего я достигла как педагог и художник. В мою копилку вошло проведение открытых уроков и мастер-классов, участие в благотворительности и общественной жизни города и области, но самое главное — победы в конкурсах, организованных правительством Приангарья и областным комитетом по молодежной политике. В 2010 году я стала одним из победителей областного конкурса «Молодежь Иркутской области в лицах», в 2016 году вышла в финал областного конкурса «Будущее России», получив звание «Лучший творческий деятель России».
— С кем из лауреатов – молодых людей из других городов и районов Приангарья вам удалось познакомиться? Чем они интересны?
— Признаться, не было времени, чтобы получше узнать ребят из других городов и районов. Не сомневаюсь, что все они активные и интересные люди, добившиеся определенных успехов в педагогике, культуре, спорте, молодежной политике. Иркутская область — отдаленный регион, поэтому проявить себя молодежи не так просто и не всегда удается. А ребята, которые стали первыми лауреатами премии Законодательного собрания, это делают и делают отлично. Молодцы! Заметила, что во многих конкурсах участвуют одни и те же молодые люди, которым всегда интересно проявить и испытать себя.
— Ваша профессия и работа связаны с творчеством. Откройте секрет вашего вдохновения.
— Прежде всего, меня вдохновляют дети, которые приходят ко мне учиться живописи и рисунку. В этом году я набрала первый класс. Ребятишки — интересные, любознательные. Вообще меня всегда вдохновляют люди: друзья, знакомые. Человек я — активный, занимаюсь волонтерством, на проектах знакомлюсь с разными людьми. Встречи и общение с интересными людьми — хороший источник вдохновения.
— Каким, на ваш взгляд, должен быть педагог-художник, чтобы увлечь учеников своим предметом и раскрыть их творческий потенциал?
— Думаю, что педагог, прежде всего, должен быть интересным собеседником. Современные дети получают огромный поток информации из интернета, соцсетей и т.д., поэтому преподавателю не так-то просто понять, что интересно его ученикам. Если педагог — личность, человек увлеченный, то его увлеченность, пусть не сразу, но передается детям. И тогда творческий процесс становится захватывающим и интересным для каждого.
Своих учеников я стараюсь привлекать к участию в творческих проектах. На прошлой неделе мы с ребятами из старшей группы приступили к созданию панно, посвященного 40-летию Усть-Илимской ТЭЦ. Рисовать будем на 44 квадратных метрах теплого перехода в химцех, коллектив которого попросил нас таким образом увековечить знаменательную дату. Еще весной мы согласовали эскизы, в которых отражена тема производства и экологии. Ребята в восторге, что им доверили такое ответственное дело, каждому выписали пропуск для работы на одном из крупных предприятий нашего города. Осень для нашей творческой команды будет очень напряженной. В декабре работа должна быть выполнена. Раньше ни мне, ни моим ученикам не приходилось расписывать степы на производстве. Уверена, что такой опыт будет для нас интересным и полезным.
— Чем удивляют, радуют и, может быть, огорчают вас ученики? Не узнаете ли в ребятах себя в подростковом возрасте, когда учились в художественной школе и постигали азы живописи?
— Уже в пятом классе «художки» я твердо решила стать художником. Как и мои ученики, я была амбициозной и хотела сразу получить результат, не прикладывая особых усилий. Только повзрослев, я поняла, что ошибалась: без труда и терпения ничего не добьешься. Сегодня я пытаюсь донести это до своих учеников, прививая им не только практические навыки владения карандашом и кистью, но и любовь к искусству, художественный вкус. Но и дети заставляют меня как педагога двигаться вперед, идти на шаг впереди, учиться, узнавать новое, чтобы их увлекать. На занятиях ребята задают много вопросов, самых разных и неожиданных. Зная ответы, порой теряюсь от того, как их преподнести ученикам, чтобы было понятно для их возраста. Когда находишь нужные слова, разговор становится непринужденным и доверительным, и мы подолгу беседуем, продолжая рисовать.
— Знакомо ли вам такое состояние, как творческий кризис? Если да, то как из него выходите?
— О да, как же без этого (улыбается). Премию Заксобрания мне вручили в то время, когда я пребывала как раз таком состоянии. Выходишь из него, когда появляется какая-то работа, за которую ты несешь ответственность. И это не просто написание картин и подготовка персональной выставки, хотя это очень большой труд. Я имею в виду свою работу педагога и огромную ответственность за результаты своего труда. Работая с детьми, некогда впадать в меланхолию и испытывать творческий кризис. Просто идешь и делаешь.
У замечательной актрисы Алисы Фрейндлих, которая пишет о студентах-актерах, прочитала такую фразу, мол, талантливая молодежь у нас всегда была, есть и будет, но почему-то молодым редко говорят, что к таланту нужно прикладывать не только трудолюбие, но и ремесло. Я с этим абсолютно согласна и считаю, что в любой профессии, в любом творчестве нужно держать такой уровень, ниже которого ты не опустишься. Это достигается тем, что ты постоянно учишься, совершенствуешь свое мастерство, иначе тебя «льды затрут», и ты потеряешься как личность, как художник. Чтобы этого не произошло, нужно хорошо владеть своим ремеслом.
— Какие качества вы цените в людях, какие не приемлете? Умеете ли прощать обиды?
— В людях, прежде всего, ценю умение работать над собой и доброту. Считаю, что человек должен быть добрым, особенно сейчас; в наше жесткое время. Нам повезло, что мы живем в маленьком городе, где еще сохранились искренность и простота в отношениях между людьми, чего давно нет в больших городах…
Честно сказать, мне непросто дается прощать обиды, но я над собой работаю. Я понимаю, что все мы — люди, все мы ошибаемся. Не выношу лицемерия. Я это чувствую в людях и испытываю душевный дискомфорт, когда приходится общаться с такими людьми.
— Насколько мне известно, этим летом вы обучались в творческой школе Суздаля. Расскажите вкратце, как прошло обучение, что нового вы для себя почерпнули?
— В творческой школе Суздаля летом организовано обучение не только ребят, но и преподавателей. Ребята-музыканты нашей школы искусств в летние каникулы учатся там уже несколько лет подряд. В двухнедельную творческую командировку в Суздаль я ездила второй раз. Занятия проходили с 3 по 17 июля. Преподавал у нас Сергей Анатольевич Серенко, профессор Московского художественного института им. Сурикова. Сергей Анатольевич много лет расписывал храмы, имеет награды. В этом году была небольшая группа обучающихся из учеников и педагогов — всего восемь человек. Мы были на равных условиях: и подростки, и студенты, и взрослые. Второй раз, побывав в суздальской творческой школе, я сделала для себя, наверное, главный вывод: когда ты занимаешься творчеством, ты должен быть абсолютно свободным от мнения окружающих, максимально выдавать впечатления, эмоции, пусть даже они будут неправильными, но это будет твое восприятие, твое мироощущение.
Суздаль – это маленький город-сказка, музей под открытым небом. Это история Руси до нашествия монголо-татар. Это та самая Россия из сказок Пушкина. Это храмы, закрытые башни и валы XI века, монастыри, которые расположены друг от друга на расстоянии одной автобусной остановки. Когда я приезжаю в этот город, все, что когда-то видела на иллюстрациях в учебниках и книгах, встает перед глазами. Впечатление непередаваемое! Именно там ощущаешь себя русским человеком. Интересно, что в Суздале многие женщины ходят в русских сарафанах и национальных костюмах, мужчины – в косоворотках. Кстати, в Суздале снимали несколько кинофильмов, например, «Андрей Рублев», «Женитьба Бальзаминова» и другие. Конечно, я привезла десятки набросков суздальских достопримечательностей. Надеюсь, что когда-нибудь они станут картинами.
— Ваша первая персональная выставка была организована в городской картинной галерее в 2012 году, где ваши работы были представлены с работами вашей однокурсницы Марии Бельчиковой. Правда, что сейчас вы готовите новую экспозицию?
— Наша совместная с Машей персональная выставка состоялась почти шесть лет назад – 18 ноября 2012 года. Вторую совместную экспозицию, если получится, планируем открыть в «картинке» в этом году в этот же день. На неделю поеду на пленэр на Байкал и надеюсь, что встречусь с Машей. Она живет и работает в Иркутске, успешно занимается дизай-проектированием, но и живопись не бросает. У Маши – семья, сынишка Ярослав. Думаю, что у нас все получится, и в ноябре мы пригласим устьилимцев на свою новую выставку, где будет и живопись, и графика и инсталляции.
Кристина Шебодаева: «Ценю умение работать над собой» / подготовила Любовь Жгунцова // Вестник Усть-Илимского ЛПК. – 2018. – 22 авг. (№ 31). – С. 6: фот.