Культура и время. Усть-Илимск — Народная энциклопедия

Культура и время. Усть-Илимск

11-09-2024

Статья об истории Картинной галереи из книги : Культура и время.  Усть-Илимск/ [авт. предисл. Т. Г. Сафиулина ; авт. фото Е. Лобанов, П. Чмыхов, Е. Курило]. — Иркутск : б. и., 2008.

Историческая справка

Картинная галерея открылась 4 июня 1992 года. Из Постановления Президиума Усть-Илимского городского Совета от 02.10.1991 г.: «Обращая внимание на возросшую острую необходимость в открытии городского выставочного зала и имеющиеся для этого возможности (готовые выставки местных художников), разрешить Комитету по культуре открытие выставочного зала».

4 июня 1992 года открылась первая выставка.

Директором Картинной галереи была назначена Н.В. Волкова, впоследствии О.Н. Полунина, затем Ю.Ф. Дмитриева.

За 20 лет работы, сотрудникам Картинной галереи удалось собрать коллекцию художественного фонда, насчитывающую более 1300 произведений живописи, графики и скульптуры.

(http://ust-ilimsk.ru/index.php

«Сюда не заходят случайно, не забегают мимоходом»

«Есть на всегда многолюдном, пестрящем вывесками магазинов, кафе и баров проспекте Мира заведение, где иная жизнь, иные ценности. И это ощущаешь, едва переступив порог, за которым остается суета, заботы, дрязги а душой завладевают мир и покой. Нежданно, негаданно откуда рождаются мысли о чудном и возвышенном. Вечный разлад ума и сердца затихает, и нечто похожее на гармонию наполняет душу теплом и тихой радостью» — с этих слов в июне 1992 года начиналась статья И. Июльской в местной газете об открытии выставочного зала.

Сегодня наш город невозможно представить без картинной галереи, ставшей местом встреч и общения профессионалов и любителей, художников и поэтов, людей творческих и просто тянущихся к прекрасному. А тогда в далёком 1992 году идея выставочного зала в Усть-Илимске, как масса прежних добрых начинаний, могла зачахнуть, если бы не люди, заболевшие ею и не отступившие перед чередой тупиковых ситуаций.

Сначала было Постановление от 02.10.1991г. № 18/143: «Обращая внимание на возросшую острую необходимость в открытие городского выставочного зала и имеющейся для этого возможности (готовые выставки и экспозиции местных художников и народных умельцев, договоры с Управлением культуры и Художественным музеем г. Иркутска) Президиум Усть-Илимского городского Совета решил: разрешить комитету по культуре открытие выставочного зала».

Вслед за «Постановлением» вышел «Приказ», согласно которому директором выставочного зала назначалась Волкова Наталья Васильевна. А потом пошли долгие месяцы подготовки открытия выставочного зала. О нём мечтали, когда ремонтировали помещение, на четыре раза перекрашивали стены, искали гвозди и молотки, шторы и мебель. И, наконец, осуществилась мечта талантливых усть-илимских художников города и любителей живописи – 4 июня 1992 г. открылась первая выставка.

В этой выставке приняли участие 12 усть-илимских художников: Людмила Балахнина, Александр Веснин, Александр Домбровский, Андрей Крюков, Ирина Крюкова, Геннадий Максаков, Иван Малашенко, Вера Огородникова, Владимир Осипов, Анатолий Погребной, Николай Тарасик и Аркадий Урбановский.

На открытие выставки решили закатить пир. Пир удался, хотя и не было на нём большого застолья и бесконечной смены блюд. Главным «блюдом» на празднике было общение, приятные беседы о возвышенном, какие возможны в кругу друзей, объединенных почитанием прекрасного. Звучала скрипка и аккорды фортепиано. И доброе начало дало надежду на длинную историю, полную содружества.

Специально по этому случаю прибыл из Иркутска начальник областного управления культуры В.М. Лапенков. Владимир Михайлович отметил особую роль в эпопее с выставочным залом заместителя главы Администрации города Т.Г. Сафиуллиной. Благодаря её энергии и напористости осуществилась весьма туманная мечта усть-илимских художников и любителей живописи.

Сама Татьяна Геннадьевна в тот памятный вечер отметила, что открытие выставочного зала – итог усилий многих людей и добрые слова нашла для всех: руководителей города А.А. Дубаса и В.Ф. Полещука, поддержавших в своё время казавшуюся мало осуществимой идею; заведующую горфо Т.Д. Кравцову, нашедшую в условиях жесточайшего дефицита бюджета возможность финансировать ремонтные работы; генерального директора ГП ЛПК В.Н. Семенова, оказавшего неоценимую помощь в приобретении мебели для выставочного зала; руководителей треста «Усть-Илимскспецстрой», механического завода, ПО ЖКХ и многих других хозяйственников города.

Уже в первый день открытия и было положено начало художественному фонду. Для будущей картинной галереи Усть-Илимска В.М. Лапенков привез три картины известного иркутского художника Аркадия Гутерзона, две свои работы подарил А. Погребной, безвозмездно свои работы передали художники И. Крюкова и А. Урбановский. Л.Б. Дидух – первая в городе устраивавшая выставки картин местных художников в стенах книжного магазина «Буревестник», подарила полотно Валерия Лаура, покинувшего Усть-Илимск, но оставившего память о себе во многих монументальных творениях.

Сегодня культурную жизнь города невозможно представить без картинной галереи. Уникальность ее истории состоит в том, что комплектование художественного фонда галереи началось с нуля и, в настоящее время насчитывает 1192 единиц хранения произведений живописи, графики и скульптуры, в чем несомненная заслуга и активная позиция научных сотрудников галереи.

Есть хорошая коллекция реалистической графики художников бывшего Советского Союза. Из Германии, в свое время, начальник областного комитета по культуре Владимир Лапенков привез коллекцию графики современных немецких художников и подарил ее в фонды Усть-Илимской картинной галереи. В запасниках есть работы Элия Билютина, авангардиста, мировой знаменитости, одного из тех, чьи работы Никита Хрущев выдворял из Манежа. Достойное место занимает в фондах небольшая коллекция сибирской иконы, привезенная из экспедиции по Ангаре. Для картинной галереи очень почетно иметь коллекцию признанного по всей России графика Н.И. Домашенко, только 14 произведений закуплено, 132 авторские работы – дар художника. Более того, Николай Иванович Домашенко – истинный продолжатель русской культурной традиции меценатства: из личной коллекции он подарил нашей галерее 186 произведений современных графиков России.

В галерее уже несколько лет формируется живописная коллекция «Твои люди, Усть-Илим», напрямую связанная с историей города и воспитанием подрастающего поколения. Уникальная по своей сути коллекция насчитывает более 60 портретов общественно значимых личностей города.

Необходимо отметить, что, начиная с первой фондовой работы «Вечер в Листвянке» Аркадия Гутерзона, подаренной областным комитетом по культуре, сложилась замечательная традиция дарить галерее произведения искусства, пополняя тем самым её музейные фонды. Неслучайно выставка к пятнадцатилетию Картинной галереи называлась «Дар бесценный», где в экспозиции была представлена лишь малая часть того, что передано галерее художниками, коллекционерами, организациями и просто жителями нашего города за 15 лет. В экспозиции сотрудники картинной галереи показали не только широту души наших дарителей, но и полноту таланта художников, в первую очередь живущих и созидающих в родном и прекрасном Усть-Илимске.

Годы показали, что энтузиазм и потраченные усилия её создателей были не напрасны. Сегодня без «картинки» трудно представить наш город. А тем, что она развивается и с каждым годом подтверждает необходимость своего рождения, галерея во многом обязана Волковой Наталье Васильевне, основателю и бессменному руководителю на протяжении 15 лет. Сочетание мягкости и уверенности, элегантности и особого стиля, культуры и деловой хватки помогали Наталье Васильевне руководить коллективом, где наряду с более опытными коллегами трудиться много молодых специалистов.

Галерея стала ещё и местом для музыкальных вечеров. Артисты областной филармонии с момента открытия охотно откликаются на предложения выступить в зале картинной галереи. Соединённая с живописью классическая музыка способна творить чудеса, волшебное воздействие симбиоза двух высоких искусств собирают слушателей всегда больше чем может вместить камерная обстановка галереи. Стремление сотрудников галереи создать на центральной улице города островок чистого, прекрасного, вечного нашло отклик у иркутского пианиста, заслуженного артиста России Бориса Изаксона. Именно он проторил дорожку в Усть-Илимск, приняв участие вместе с первой скрипкой Иркутского симфонического оркестра Юрием Кузьминым в музыкальной программе первого вечера в городском выставочном зале. Наталья Головина, Надежда Васильева, Татьяна Ларина – их вокал был по достоинству оценен слушателями, а воспоминания о выступлениях известного гитариста Александра Саги до сих пор заставляет сердце биться быстрее.

Сегодня в активе сотрудников картинной галереи немало творческих удач, открытий. Персональные выставки местных художников Владимира Осипова, Геннадия Максакова, Александра Веснина, Никиты Шоболова, Николая Тарасика, Ивана Малашенко всегда вызывали интерес у ценителей искусства. Частыми гостями в стенах галереи были художники из областного центра. Усть-илимские любители живописи ознакомились с творчеством Виталия Смагина, Алексея Шипицына, Виктора Мироненко, Геннадия Кузьмина.

Хорошо когда выставки бывают разные. В октябре 2001 года усть-илимцы могли познакомиться с искусством неизвестных художников и великих живописцев XIX века – И.Е. Репина, В.Л. Боровиковского, Ф.С. Рокотова. 28 портретов династии Романовых привезли из фондов Иркутсткого художественного музея. Как вспоминает Н.В. Волкова – переговоры том, чтобы полотна из лучшей коллекции Сибири были представлены в Усть-Илимске, велись с администрацией Иркутского музея несколько лет. И только в 2001 году благодаря помощи областного комитета по культуре под руководством В.И. Кутищевой это стало возможным.

Как знак высокого доверия можно оценить выставку икон «Свете тихий», открывшуюся в картинной галерее в 2002 году в разгар рождественских праздников. Иконы написанные для ещё строившегося храма Всех Святых, в Земле Российской Просиявших излучали необыкновенную энергию и как отозвалась о выставке одна из посетительниц — «Здесь свет и тепло».

Можно с уверенностью сказать, что за 15 лет «картинка» воспитала своего зрителя, который уже привык, что экспозиции меняются не реже чем раз в месяц.

За годы работы сотрудники картинной галереи разработали свою систему эстетического и экологического воспитания детей разного возраста. Была разработана и реализовала программу интеллектуального и духовного развития детей школьного возраста «Школа молодого искусствоведа», которая успешно работает при картинной галерее с 1997 года. В 2000 году значимость проекта была подтверждена признанием Института «Открытое общество» (награда Фонда Сороса составила 1950 долларов, что значительно укрепило материальную базу учреждения).

С 2002 года в картинной галерее осуществляется уникальный проект «Золотое дерево». Ежегодно в сентябре в честь профессионального праздника Дня работников леса и Дня города при поддержке градообразующего предприятия ПО УИ ЛПК и Администрации города в выставке-конкурсе принимают участие не только признанные умельцы, но и дети, возраст и уровень мастерства которых не имеет значения. На сегодняшний день можно сказать конкурс является хорошей школой по обмену опытом художественной обработки дерева для начинающих мастеров, особенно юных.

Сегодня картинная галерея– это художественный музей, устремленный в будущее. Сам факт ее существования способствует профессиональному становлению художников, служит просвещению и воспитанию художественного вкуса городского сообщества. Картинная галерея, творчество художников, интеллектуальное и эстетическое образование детей и молодежи – вот важнейшие взаимовлияющие слагаемые культурной среды города, формирования ее культурных традиций.

Как считает известная в городе поэтесса Ольга Нетецкая – усть-илимская картинная галерея явление уникальное, ничего подобного в нашем и ближайшем регионах нет. И появилась она не на пустом месте. Видимо город наш обладает мощной творческой аурой, которая притягивает художественные силы. Ведь не зря здесь обосновались яркие художники, связали с городом свои человеческие и творческие судьбы. А уехавшие – возвращаются, хотя бы мысленно обращаются к Усть-Илимску.

Олеся ПОЛУНИНА //Книга: Культура и время. Усть-Илимск. — 2008.