Куменок Александр Васильевич — Народная энциклопедия

Куменок Александр Васильевич

30-10-2024

Строитель трассы «Хребтовая-Усть-Илимск»

Дорога

Накануне того памятного дня, каким стал для транспортных строителей 22 декабря, прораб Александр Васильевич Куменок разговаривал с директором большого бетонного завода И. П. Петуховым.

– Подвели нас строители, не выполняли своих обязательств, – говорил директор. – Завтра праздник, а работу-то не закончили…

Куменок, человек могучего телосложения, хмурил брови, молча слушал Петухова, не возражал, соглашался в душе: директор прав – осталось каких-то пятьсот метров и все застопорилось. Подводили мостовики: что-то не ладилась у них с окончательной доводкой моста, стрелой перекинувшегося через широкую Ангару.

Рядом, рукой подать, если смотреть вверх по течению, высится стодесятиметровая бетонная эстакада Усть-Илимской ГЭС, очертания будущей плотины прорисовываются четко, бесконечным потоком идут к Толстому мысу «БелАЗы», везут бетон, подогревая его своим теплом; кузова автомобилей покрылись клубами белого пара.

Здесь, у железнодорожного моста, которым по существу завершилась знаменитая трасса Хребтовая-Устъ-Илимская, слышны радиоголоса девушек-диспетчеров, подающих команды машинистам гигантских кранов, возвышающихся над эстакадой. Краны раздают строителям бетон, который укладывается, как принято здесь говорить, в тело плотины. Плотина пожирает бетон в несметном количестве, и потребность в нем возрастает с каждым днем. В наступающем году строители гидроэлектростанции взяли обязательство: уложить в плотину 1100 тысяч кибометров бетона. Вся надежда сейчас на транспортных строителей. К 22 декабря – дню юбилея – подвести к бетонному заводу, раскинувшемуся на левом берегу Ангары, пути, тогда цемент будет доставляться прямо с колес. Это и выигрыш во времени, и большая экономия.

Строителей задерживают не только мостовики, но и промстроевцы, которые еще не подготовили земляное полотно. Обстановка складывается напряженная. Директор бетонного завода понимает, что трудно винить во всем только транспортных строителей, они работают отлично: еще в августе коллектив строительно-монтажного поезда №219 завершил годовой план.

– Будем искать выход из этого положения, – говорит старший прораб Александр Васильевич Куменок, – думаю, что наши люди не подведут, проложим дорогу.

– Правде в глазе смотреть надо, – возражает Петухов. – Времени у вас не осталось для прокладки путей, а главное полотно еще не готово.

… Коротки декабрьские дни на Усть-Илиме, в шестом часу вечера наступают сумерки, в тысячах окон многоэтажных домов поселка светятся огни, над Ангарой у эстакады ГЭС сгущается туман, окутывая огромное сооружение.

Сквозь белую тьму просвечивают лучи прожекторов: работа на плотине не останавливается.

Александр Васильевич раздумывает над тем, как выйти из трудного положения. Формально строители не виноваты: они сделали все возможное, но как убедить руководителей смежных организаций, что из-за их неразворотливости срывается важное дело?! Стройка ждет большой бетон, дело чести транспортных строителей дать ему зеленую улицу.

Не первый год работает Александр Васильевич Куменок на строительстве железнодорожных трасс. После окончания семилетки юный Саша без колебаний пошел в техникум, а через несколько лет с дипломом транспортного строителя приехал в родной Тайшет. Затем была служба в рядах Советской Армии, а когда демобилизовался, то без колебаний вернулся на любимую работу, в те годы начиналась в Сибири большая новостройка, слава о будущей железной дороге Абакан – Тайшет прошла по всей стране. На трассу стали съезжаться молодые строители со всех концов. Александра Куменка назначали на этой стройке вначале мастером, затем прорабом. О его работе в эти годы можно прочитать в краткой характеристике, хранящейся и поныне в отделе кадров СМП-219. Скупые строки гласят: «За время работы мастером и прорабом на наиболее ответственных участках строительства железнодорожной линии Абакан – Тайшет Александр Васильевич Куменок сумел наладит производство так, что его мастерский участок, а затем и прорабство вышли в число передовых».

Как много в этих официальных словах смысла: на знаменитой стройке Александр Васильевич сформировался как специалист, организатор и руководитель. Восемь лет назад А. В. Куменку предложили с первыми отрядами строителей пройти по новой трассе Хребтовая-Усть-Илимская. Это назначение Александр Васильевич принял как должное. Ждал этого дня. Абакан – Тайшет – это уже пройденное, дорога полностью сдана в эксплуатацию железнодорожникам. Такова профессия транспортного строителя. Когда стройка заканчивалась, руки уже затосковали по новому делу.

Молодой прораб, направляясь в Хребтовую, отлично сознавал, что здесь многое придется повторять сначала. Снова сплошной стеной станет тайга с ее вечным бездорожьем, снова надо будет прорубить просеку, которая протянется более чем на двести километров, снова будут формироваться строительные бригады. Но в этой повторяемости есть всегда привлекательное: это и встреча с новыми людьми, и с непредвиденными трудностями. Здесь-то и нужен будет людям свой опыт, накопленный на предыдущих километрах линии Абакан-Тайшет.

На Всесоюзную ударную стройку Хребтовая – Усть-Илим, как этого следовало ожидать, со всех концов страны потянулись парни и девчата, многие приезжали после службы в армии. Никто из них не владел специальностью дорожного строителя и первое, что им поручали, была прорубка просеки. Ребята становились лесорубами, а попутно осваивали будущую специальность. Александр Владимирович Куменок ежедневно учил молодых строителей будущей работе, ребята и девчата с уважением внимали словам прораба, построившего уже большую дорогу. Подкупало в Александре Васильевиче то, что он в своей профессии владел буквально каждой операцией в совершенстве, мог показать, объяснить, многому научить.

– Транспортному рабочему мало знать, как надо работать, главное практика. Наше дело тонкое, точное, – любит говорить Александр Васильевич.

С каждым километром дороги росли и формировались бригады монтажников, путеукладчиков, балластировщиков, рабочие овладевали смежными специальностями, прораб воспитывал их так, чтобы в любую минуту могли они перейти на новую операцию.

Время ценилось дорого, железную дорогу ждали строители Усть-Илимской гидроэлектростанции. На прорабском участке Александра Васильевича Куменка большое значение придавалось социалистическому соревнованию. Обязательства обсуждали коллективно, ставили перед собою задачи трудные, итоги подводили регулярно. То и дело на прорабской появлялись «молнии»: «Поздравляем комсомольско-молодежную бригаду монтажников, возглавляемую Виктором Лакомовым, с честью выполнившую свои соцобязательства».

Одной из причин успеха в соцсоревновании, по словам Александра Васильевича, было то, что соцобязательства в его коллективе всегда брались с запасом. Вот, скажем, необходимо закончить очередной участок железной дороги к концу второго квартала, рабочие срок этот уплотняли, намечали новый – на пять, а то и десять дней раньше и все подчиняли выполнению этой цели. На первый взгляд, все довольно просто, а по существу за этим стоит напряженная организаторская работа прораба. Он вникает во все детали, на совещаниях с бригадирами постоянно анализирует работу каждой бригады, ищет пути повышения производительности труда. Когда в прорабство прибывают новички, Александр Васильевич уделяет им внимание. Вечерами после трудового дня, как правило, нелегкого, он терпеливо обучает их новой специальности. А в субботние дни выходит с новенькими на пути и на практике показывает, как надо работать. В бригады вливается, в общем-то, уже «обстрелянное» пополнение, и сразу же активно включается – в трудовой ритм.

Эту работу Александр Васильевич считает важной и необходимой. И если посмотреть его личное индивидуальное соцобязательство, то в нем можно найти пункт: подготовить в течение года 20-30 квалифицированных рабочих. Это не остается только на бумаге. В прошлом году он подготовил 35 рабочих.

Рассказ об Александре Васильевиче, наверное, не будет полным, если не упомянуть, что он активно участвует в рационализаторской работе. Недаром в его прорабстве механизированы все трудоемкие процессы: пришивка рельсов к шпалам механическим эабивателем, внедрена укладка стрелочных переводов звеньями-блоками. Блоки эти собираются заранее на специальной базе, полностью механизирована выгрузка и дозировка балласта…Все это дало ощутимый экономический эффект – он составил более 600 тысяч рублей.

Год 1972 для прорабства Александра Кумелка, как, впрочем, и всего коллектива строительно-монтажного поезда, стал особенным. Была поставлена задача прийти к большому бетонному заводу. В бригадах Виктора Лакомова, Андрея Сосуна, Евгения Тихомирова, Вячеслава Савоськина были приняты повышенные соцобязательства. Работа шла споро, постоянно подводились результаты соцсоревнования. О победителях в трудовом соперничестве узнали все, через «молнии» и боевые листки, которые появлялись в бригадах. Порой случалось так, что на первое место претендовали две или даже три бригады. Учитывая равные показатели, арбитры строго смотрели за тем, как выполнены в коллективах остальные пункты обязательств: есть ли нарушения трудовой и производственной дисциплины, правил техники безопасности, как участвуют члены бригады в общественной жизни, повышают свою квалификацию, учатся. И порой спор разрешается небольшим перевесом…

Высокой производительности труда бригады достигают постоянно. Взять, к примеру, коллектив монтажников Виктора Лакомова. Сменный темп сборки звеньев главного пути в этом коллективе достигал 500 метров, что составляло 30 метров на каждого члена бригады. В коллективе строительно-монтажного поезда хорошо помнят зиму 1970 года, когда бригада Виктора Лакомова, завершая работу на одном из участков, не прекратила ее в 45-градусные морозы. Разве этим не характеризуется личная ответственность каждого члена бригады за порученное дело?! А сколько хороших слов говорит бригадир о бригаде, возглавляемой Андреем Сосуном, которая внедрила балластировку пути в зимних условиях Севера. Этот коллектив стал участником Выставки достижений народного хозяйства. Бригаде была присуждена Малая серебряная медаль ВДНХ.

…В один из декабрьских дней Александр Васильевич собрал у себя в прорабской бригадиров. Объяснил задачу, напомнил, что в соцобязательствах записано окончание укладки пути у большого бетонного завода,

– Но ведь из-за мостовиков мы не можем работать – прозвучал голос одного из бригадиров.

– Разговор с ними был, темпы ускоряют, – разъяснил прораб. – От нас ждут, чтобы к 22 декабря к заводу был подан первый дозатор с цементом. Задача боевая.

Бригадиры молчали, раздумывали. Решили, что поставленную задачу выполнят во что бы то ни стало. Но теперь многое зависело и от четвертого управления механизации, выполняющего подходы к заводу. Работа эта двигалась медленно.

Александр Васильевич взял с собой ребят из бригады, активных и напористых комсомольцев. Все шестеро пришли к главному инженеру управления механизации. Объяснили, что тревожит их, как сдерживают их механизаторы. Главный инженер внимательно выслушал. Доводы гостей из строительно-монтажного поезда были настолько аргументированными и вескими, что отказать в их просьбе никак было нельзя. Управление механизация форсировало свои работы.

Поздно вечером 21 декабря на левый берег Ангары к бетонному заводу пришли путеукладчики бригады Виктора Лакомова, ночную тьму резали яркие лучи прожектора. Работа кипела: к рассвету последнее звено пути было закреплено на разгрузочной площадке цементного склада.

– Ну, вот и все, слово мы свое сдержали, – сказал устало Виктор Лакомой, обращаясь к прорабу. Крепко пожали друг другу руки.

… Днем у подъездных путей бетонного завода собралось много народа. Медленно, словно чувствуя торжественность момента, тепловоз подкатывал к заводу первый хопер с цементом. На боковой стороне вагона виделись начертанные на алом полотнище слова «Большому бетону Усть-Илима – цемент с колес». Люди рукоплескали, радовались еще одной победе, одержанной здесь, на Ангаре. Счастливые и радостные ехали на первой платформе этого небольшого железнодорожного состава герои — бригадир Андрей Сосун, комсорг Таня Мишарина, монтер пути Катя Семенова и другие. Веселый ветер трепал полотнища Красного знамени ЦК ВЛКСМ. Все собравшиеся на открытие дороги аплодисментами приветствовали строителей, сделавших, казалось, невозможное.

Первый состав директор бетонного завода Иван Петрович Петухов встретил хлебом-солью, по старинному обычаю он преподнес румяный каравай с солонкой начальнику поезда № 219 Василию Михайловичу Бузаевскому.

– Спасибо за дорогу, – сказал он, пожимая руку, затем подошел к Александру Васильевичу Куменку:

– Я не верил, что ваши строители способны на такие вот боевые дела, – признался Иван Петрович, – экзамен сдали на «отлично».

И вот уже секретарь Иркутского обкома КПСС В. Г. Масалов перерезает алую ленту, и первый вагон идет под разгрузку.

Александр Васильевич думает о том, что завершилось еще одно строительство, входит в эксплуатацию еще одна дорога, которую ему довелось строить. Промышленные базы Усть-Илимской ГЭС накрепко отныне связаны с железнодорожными артериями страны. Большой бетон, который так долго ждали гидростроителя, начался.

В тот день еще произошло одно памятное событие: коллективу строительно-монтажного поезда № 219 на торжественном собрании вручили за высокие показатели в социалистическом соревнования в честь 50-летия образования СССР Юбилейный почетный знак.

…Мы беседуем с Александром Васильевичем Куменком в одной из комнат управления. Он пришел сюда решить один из очередных вопросов. Прорабству, которым он руководит, предстоит в нынешнем году завершить все работы по подготовке к сдаче в эксплуатацию тридцати трех километров железнодорожного пути. Разработаны новые социалистические обязательства, взяты обязательства индивидуальные каждым человеком в прорабстве. Коллектив поезда решил выполнить задания 9-й пятилетки за 4 года и 6 месяцев. Об этом большой разговор состоялся на общем собрании в прорабстве. Решено было снова уплотнить до предела время выполнения соцобязательств – к концу третьего квартала.

– Люди в бригадах настроены отлично, – рассказывает Александр Васильевич. – Я уверен, что обязательство будет выполнено в срок, не подведем.

У входа в управление на доске объявлений бросается в глаза «молния». Коротко, но емко она сообщает, что бригада Виктора Лакомова из прорабства А. В. Куменка среди комсомольско-молодежных бригад Министерства транспортного строительства вышла на первое место в социалистическом соревновании. Ей присуждено звание «Лучшая бригада Минтрансстроя» с вручением переходящего Красного знамени и вымпела ЦК ВЛКСМ. Внизу «молнии» приписка, сделанная чьей-то рукой: «Так держать, ребята! »

Александр Васильевич спешит на линию, туда, где выросло уютное здание вокзала станции Уcть-Илимской, бригада Андрея Сосуна ведет там балластировку пути, ведет домкратами: не подали железнодорожники тепловоза, надо срочно принять необходимые меры.

Дел у прораба много и все он решает, доводит до конца, не суетясь, не распыляясь. В бригадах хорошо знают: уж если Александр Васильевич Куменок дал слово – всегда его выполнит, у него высоко развито чувство личной ответственности, за это его уважают, к нему – прислушиваются, ему верят.

Чувство личной ответственности – это главное свойство характера коммуниста Александра Васильевича Куменка, характера прямого и целеустремленного.

Источник: Семенов, А. Дорога / А. Семенов // Блокнот агитатора. – 1973. – № 8. – С. 17–22.