Усть-илимцы – пионеры во всем
В годы моей работы в должности руководителя областного управления культура Приангарья отличалась от своих сибирских и дальневосточных соседей инновационными (как принято сегодня говорить) подходами к развитию отрасли. У нас в числе первых в России был создан Фонд поддержки профессиональной творческой деятельности, учреждены стипендии творчески одаренным детям и областные премии выдающимся деятелям культуры и искусства, образована служба безопасности культурных ценностей. Главным направлением государственной политики являлось сохранение историко-культурного наследия народов нашей области. Эта программа предусматривала создание широкой сети разнообразных музеев, учреждений традиционной народной культуры – школ ремесел, фольклорных мастерских и комнат, центров национальных культур, введение специальных курсов и создание отделений в детских школах искусств и художественных школах, увеличение объемов ремонтно-реставрационных работ на памятниках, подготовку специалистов.
Перед управлением культуры области (позже оно стало называться комитетом по культуре) стояла непростая задача – выбрать из 43 муниципальных образований базовые, в которых программа будет наиболее успешно реализовываться, на чьем опыте можно потом учить руководителей органов управления и работников культуры других городов и районов. В качестве таких точек роста были определены Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Усольский район и город Усть-Илимск.
Скажу честно, впечатления от Усть-Илимска были у меня не очень хорошие. Сложились они из первых встреч с городом, которые произошли задолго до того, как я стал работать в управлении культуры области. Впервые я побывал в нем во время армейской службы. В конце марта 1977 года поехал в командировку по войсковым частям нашей дивизии ПВО, дислоцированной не севере области. Побывал сначала в Братске, а затем на «Ан-2» полетел в Усть-Илимск. За час полета изрядно промерз, а пока ехал на автомашине в полк, видел только разбросанные по сопкам невзрачного вида хижины. На следующий день объявили тревогу, так что города и не увидел. Вдобавок, когда ждал поезда ехать обратно, на вокзале ко мне привязался подвыпивший тип, который долго и нудно объяснял, как он не любит солдат-краснопогонников (у меня погоны были авиационные, голубые). Спустя десять лет, осенью 1987 года опять приехал в Усть-Илимск для приемки нового кинотеатра «Яросама». Город встретил промозглой сыростью, шел первый снег, соответственно, это все и запечатлелось и сформировало какое-то негативное отношение.
Почему все-таки, несмотря на давнюю антипатию, Усть-Илимск стал для меня своим, как бы родным городом?
Дни культуры Усть-Илимска в Иркутске
Работая в комитете по культуре области, я встречался не только и не столько с заведующими отделами культуры, сколько с мэрами городов и районов, их заместителями по социальной сфере. Такие деловые встречи были в Иркутске, в командировках. И в ходе их я убедился, что среди глав муниципалитетов очень мало было людей, понимавших, что власть им дана не для улучшения личного благосостояния, а для создания нормальных, цивилизованных условий жизни населения, что без развития сети учреждений культуры, как основы сохранения и воспитания нравственности, невозможно решение ни социальных, ни экономических проблем территории, области и России в целом. Без поддержки мэров усилия заведующих отделами культуры, какими бы не были энергичными, инициативными и творческими эти люди, обречены на неудачу. Залог успеха – только во взаимопонимании и совместной работе.
В Усть-Илимске в первой половине 1990-х годов сложился такой удачный творческий тандем – мэр города Анатолий Анатольевич Дубас и заведующая отделом культуры Татьяна Геннадьевна Сафиулина. Любовь к городу и горожанам, здоровая амбициозность, креативность мышления и действий, отсутствие позерства и самолюбования позволили им в кратчайшее время провести в Усть-Илимске культурную революцию, сделать его лучшим в области в сфере культуры. У меня, как у любого нормального руководителя, всегда одним из основных был принцип: помогать надо тем, кто работает, а не просит. Убедившись, что в городе руководство не только хочет, но и умеет работать, мы в комитете сделали выбор в его пользу и, как показало время, не ошиблись.
Не буду говорить о конкретных результатах культурной политики в Усть-Илимске. Об этом лучше меня расскажут люди, которые непосредственно ее разрабатывали и реализовывали. Мы же оказывали моральную поддержку и некоторую материальную помощь. Но все же несколько штрихов помогут, надеюсь, более объемно представить тот период.
Встреча руководителей в школе народных ремесел
Устьилимцы стали пионерами в приеме участников семинаров-совещаний – руководителей органов управления культурой территорий области. Такие семинары, на которых осуждались перспективные и текущие вопросы культурной политики, традиционно проводились в Иркутске, и эффективность их зачастую была невысокой. В областном центре у многих участников жили родственники и знакомые, учились дети, манили соблазнами магазины, поэтому, естественно, предпочтение отдавалось не дискуссиям, а частым отлучкам. Да и учиться в Иркутске было нечему – слишком разные условия работы в областном центре и на периферии. Комитет по культуре принял решение проводить выездные семинары-совещания в городах и районах, чтобы заведующие отделами увидели, как можно и нужно организовывать работу. Первое такое мероприятие в конце октября 1993 года доверили провести Усть-Илимску. Оно прошло на высочайшем уровне. Участников поразили не столько новые учреждения, открытые в этот период, сколько личность мэра А.А.Дубаса, его понимание важности культуры в жизни города, деловые отношения, сложившиеся у него с Т.Г.Сафиулиной, директорами музеев, библиотек, школ искусств, художниками. Семинар стал образцом для дальнейших таких встреч в Слюдянке и Нижнеудинске, Усольском районе, Шелехове и Усть-Куте.
В декабре 1995 года в Иркутском областном художественном музее прошла выставка усть-илимских художников. Она произвела не только фурор среди любителей живописи, но и заложила новую традицию: представлять творчество художников отдельной небольшой территории. Вечером в Доме актера отмечалось успешное открытие выставки и в разговорах во время застолья родилась очень интересная идея – показать в Иркутске не только художников, а все достижения культуры Усть-Илимска. Не помню, кто был автором этого предложения, но оно было поддержано иркутянами и устьилимцами. Позже, во время подготовки события, названного нами Днями культуры Усть-Илимска в Иркутске, пришлось столкнуться с некоторыми трудностями, непониманием и скрытым сопротивлением ряда работников комитета по культуре и областного центра народного творчества и досуга. Одни, видимо, боялись перетрудиться (объем подготовительной и основной работы, в самом деле, был очень большой), а другие, по-моему, просто завидовали успехам устьилимцев и хотели исподтишка навредить. Ведь Т.Г.Сафиулиной за плодотворную деятельность присвоили звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» и в составе группы Министерства культуры России она побывала во Франции. Тем не менее, несмотря на неувязки, в апреле 1996 года Дни культуры прошли и стали самым значительным событием года в культурной жизни области.
Вспоминая развитие культуры в 1990-е годы, следует отметить одно очень важное обстоятельство. Оно проходил в условиях деградации государства, усиливавшейся экономической разрухи, социальной неустроенности. Все мы помним особые приметы того времени – чудовищная инфляция, хронические невыплаты нищенской зарплаты и детских пособий, получение вместо денег различных товаров или денежных суррогатов. Мне не раз приходилось слышать – зачем устраивать «пир во время чумы», что-то строить, развивать? Не лучше ли просто сидеть и делать только то, что скажет начальство? Но жизнь показала, что в тот период все было сделано правильно, именно тогда был укреплен фундамент культурной деятельности в Усть-Илимске, в области. Ведь в конце 90-х годов к власти пришли руководители, в числе приоритетов деятельности которых служба населению, в том числе развитие культуры стояли на последнем месте или вовсе не значились.
Вот уже более десяти лет я не работаю в комитете по культуре области. Но сохранились хорошие отношения с Татьяной Геннадьевной Сафиулиной, директорами учреждений культуры, художниками. Например, сразу откликнулся на просьбу Натальи Волковой предоставить часть своей коллекции этнографических кукол для показа в картинной галерее города. Заодно подарил галерее интересные немецкие гравюры и часть своих книг по искусству. И, конечно, я рад, что учреждения, которым я помогал в период их становления, продолжают успешно работать, вносят вклад в культурную жизнь Усть-Илимска.
Культура и время. – Усть-Илимск / [авт. предисл. Т. Г. Сафиулина ; авт. фото Е. Лобанов, П. Чмыхов, Е. Курило. – Иркутск : б. и., 2008. – С. 16-19: цв. фот.