Мост через Ангару – важнейшая транспортная артерия — Народная энциклопедия

Мост через Ангару – важнейшая транспортная артерия

09-09-2024

Мост через Ангару является важнейшей транспортной артерией Усть-Илимска как для индивидуального, так и для коммерческого автотранспорта.

При этом особенность инфраструктуры города такова, что мост является единственным связующим звеном между двумя частями города, и в случае проблем с его функционированием город может оказаться не только в транспортном коллапсе, но и экономическом кризисе.

Поэтому особенно актуально проанализировать архитектурные особенности строительства моста и современные проблемы его эксплуатации.

Территория строительства Усть-Илимска относится к IА климатическому району и 3 дорожно-климатической зоне. Климат в районе строительства резко континентальный с большой амплитудой колебаний воздуха, обильными осадками в летний период и коротким безморозным периодом. Годовой максимум осадков приходится на июль-август, минимум — на ноябрь-декабрь. Устойчивый снежный покров устанавливается в начале ноября, разрушение покрова происходит в конце апреля, начале мая. В связи с отсутствием оттепелей снег накапливается в течение всего зимнего периода, вследствие этого наибольшие его запасы наблюдаются в марте.

В 1963 году было принято решение о строительстве мостового перехода, основное назначение которого было обеспечение связи, проезда к строительству правобережной части гидроузла, строительство лесопромышленного комплекса и будущего города. Мост общей длиной 811,5 м под проектную нагрузку Н-30 сооружен в 1968-1972 годах и введен в эксплуатацию в декабре 1972 года. В 1976 г. разработан проект уширения опор для сооружения низового двухполосного автодорожного моста по аналогичной схеме, строительство которого велось с 1980 по 1982 г. Мост был сдвинут на 1 м 70 см. В 1984 г. с левого берега на правый проложены 2 нити теплопровода из металлических труб диаметром 820 мм, которые проходят между двумя фермами двух мостов под поясами балок и эксплуатируются по настоящее время.

При возведении мостового перехода имело место большое количество трудностей, наиболее серьезными из которых были следующие: сильные морозы в январе и марте 1969 г., когда температура опускалась ниже 50°С; подводное бетонирование, которое велось только зимой. Всегда ждали низких температур воздуха и воды, т.к. нужно было вымораживать воду из опалубки фундамента; отсутствие базы строительства: материалы, вплоть до гвоздя, завозились из Братска; при строительстве опор с правого берега — толщина льда достигала трех метров, в русле реки — до 1м, что создавало опасность для работы из-за нагромождения торосов, а под ними — тонкий лед и полыньи; транспортировка материалов осуществлялась на баржах летом, а зимой по ледовой переправе; нехватка квалифицированных кадров.

В результате аудиторской проверки на соответствие требованиям, проведенной в 2007 году экспертами ЗАО «Гипростроймост — Усть-Кут», состояние моста по долговечности конструкции и безопасности было оценено как аварийное. Левая полоса ездового полотна не соответствовала требованиям нормативных документов по пропуску автомобильного движения, отсутствовали плиты проезжей части, а движение осуществлялось по временному железнодорожному пути, закатанному асфальтобетоном, деформационные швы отсутствовали. По правой полосе деформационные швы были разрушены, в связи с чем вода с проезжей части поступала на поверхность подферменных плит, вызывая разрушение защитного слоя с обнажением рабочей арматуры.

Асфальтобетонное покрытие разрушено, в основном, до защитного слоя, а местами поврежден и защитный слой с гидроизоляцией, что подтверждается наличием протечек воды на плитах проезжей части. Уклоны ездового полотна не соответствуют требованиям СНиП 2.05.03-84. Деформационные швы частично разрушены, отсутствуют болты крепления швов к балкам проезжей части пролетных строений. Водоотводные устройства под швами не работают, вследствие того, что приемные желоба забиты грязью и сорваны с креплений. Высота бордюров не соответствует требованиям СНиП 2.05.03-84. Кроме того, правый бетонный бордюр разрушен на всем протяжении вследствие потери бетоном морозостойкости и наезда автотранспорта, левый деревянный бордюр сгнил. Металлическое ограждение ферм не в полной мере соответствует своему назначению, т. к. расположено за плоскостью левых ферм, а также имеет значительные деформации металлических элементов. Полки уголков стоек перильного ограждения подрезаны. Асфальтобетонное покрытие тротуаров на большей части изношено, часть крышек перекрытия кабельных коробов сброшены с опорных площадок.

На мосту предусмотрено освещение ездового полотна и тротуаров от трансформаторной подстанции моста. Подводка электроэнергии от трансформатора к мосту и от воздушной линии к светильникам предусмотрена кабелями, по мосту — воздушной линией по деревянным изолированным траверсам, закрепленным на нижних распорках ветровых связей. В настоящее время система освещения не действует, требуется ее восстановление.

Рабочими чертежами капитального ремонта предусмотрено выполнение следующих работ: переустройство мостового полотна, ремонт ригелей промежуточных опор, переустройство ограждения ферм и барьерного ограждения, переустройство деформационных швов, ремонт тротуара, ремонт конусов, окраска моста. В соответствии с Заданием, проектированиеосуществлялось в одну стадию — «Рабочий проект». По данным из локальной ресурсной сметы № 9-11821, на капитальный ремонт потрачено 199 999 541,00 руб. Сметная документация составлена в уровне цен по состоянию на 01.01.2007 г. по сборникам ГЭСН-2001.

Ремонтные работы начались 22 марта 2011 г. Движение по верховой части моста в Усть-Илимске, организованное по временной схеме, на зимний период открыто 20 ноября 2011 г. Как сообщили в пресс-службе министерства имущественных отношений, строителями ОАО «Дорожная служба Иркутской области» был проведен большой комплекс демонтажных работ — полностью разобран мостобрус, рельсовый путь, бордюры, демонтированы ограждающие конструкции и деформационные швы, смонтированы и укреплены железобетонные плиты (426 штук), новые бордюры, создана полимерная гидроизоляция, мост покрыт выравнивающим слоем асфальтобетона. Проведена работа по устройству металлических деформационных швов («Маурер», Германия) и монолитных железобетонных участков. Кроме того, отремонтированы опорные конструкции моста. Сделан водоотвод, очищены, огрунтованы и покрашены пролетные строения, смонтировано освещение.

В 2012 году начнется завершающий этап — асфальтирование тротуара, покраска ограждений и обустройство подходов к мосту (в общей сложности 20 700 м2). Завершающий этап начнется при наступлении положительных температур весной 2012 года. Срок окончания работ по контракту на капитальный ремонт верховой части моста определен в 16 месяцев и заканчивается 20 июля 2012 года. Ход ремонта постоянно контролировался администрацией города и надзорными службами.

На церемонии открытия мэр Усть-Илимска Владимир Ташкинов отметил качественную работу дорожников, сумевших в сжатые сроки отремонтировать мост и обеспечить безопасный и комфортный проезд на столь важном для города объекте. Движение по мосту началось сразу же, и теперь восстановлена прежняя схема проезда — по верховой части осуществляет движение легковой и пассажирский транспорт, по низовой части — грузовой.

Город Усть-Илимск включен в перечень моногородов, получающих федеральную финансовую поддержку на развитие собственных проектов. Капитальный ремонт моста является одним из основных пунктов долгосрочной целевой программы модернизации экономики развития города. На проведение ремонта выделено 225 млн 362 тыс. руб. Из них 109 млн — средства федерального бюджета, 109 млн — областного, остальную часть вкладывает город.

В настоящее время особое место отводится управлению развитием инфраструктуры города, от которой во многом зависит создание благоприятных условий и повышение уровня жизни его населения. В частности, для полноценной жизнедеятельности города особое значение имеет инженерная и транспортная инфраструктуры.

На 2007 г. состояние моста по долговечности конструкции и безопасности было оценено как аварийное, но благодаря огромной проделанной работе ремонтной бригады, мост привели в пригодное для передвижения состояние. К сожалению уже в течение нескольких недель после открытия движения по мосту появились места разрушения асфальтового покрытия, что говорит о нарушениях при ремонтных работах и несоблюдении соответствующих технических регламентов дорожного строительства. В то же время, окончательное завершение ремонтных работ на усть-илимском мосту намечено на 2012 год и, будем надеяться, что этот важнейший объект транспортной инфраструктуры города будет сдан вовремя и в должном соответствии с ремонтным проектом, что обеспечит Усть-Илимску высокую эффективность транспортного потока и общего экономического развития.

Литература:

  • Заключение № 97-37-6047/7 по рабочему проекту на капитальный ремонт верхового моста через реку Ангара в г. Усть-Илимске Иркутской области.
  • Рабочий проект «Капитальный ремонт верхового моста через реку Ангарав г. Усть-Илимске». — Общая пояснительная записка. — Т. 1. -2007.

Автор текста: Розанов Ф. И. Мост через Ангару – важнейшая транспортная артерия Усть-Илимска

Дата публикации: Ф. И. Розанов, А. Ю. Шевченко // Усть-Илимск: вчера, сегодня, завтра: материалы I региональной научно-практической конференции / ФГБОУ ВПО «Братский государственный университет. – Братск: Изд-во Братского гос. ун-та, 2012. — С. 113-117.