О Маргарите и Валерии Лаур
Они встретились в 1977 году, когда обоим было около 30, уже познав в жизни и любовь, и разочарования. Маргарита в ту пору была главным художником Братска, человеком оседлым, государственным. С бородищей, власами по плечи, странствующий живописец Лаур показался ей похожим на семинариста. В нем чувствовались широта натуры и расточительность, требовавшая укорота.
В Усть-Илимск они «бежали» от прежней, розной жизни. Город сулил не только семейный очаг, но и неограниченные заказы, чего, например, не мог дать художнику-монументалисту тот же Таллин. Обоим было что тратить. Максималисты прибыли одухотворять «белый» город.
Валерий Александрович Лаур оформлял такие городские объекты, как Дом быта «Радуга», детские сады, ресторан «Усть-Илим», библиотеки города, центральную аптеку, книжные магазины «Современник», «Буревестник», является автором герба нашего города.
Маргарита Лаур после окончания факультета интерьера Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной несколько лет работала в проектных организациях города Ленинграда, потом в Братске, и, наконец, в Усть-Илимске. Сначала архитектурный отдел горисполкома, затем преподавание в детской художественной школе №2. Одна из ее крупных работ – проект, по которому выстроен Памятный знак в честь 40-летия Победы советского народа над фашизмом в Усть-Илимске.
У Валерия Александровича путь в Усть-Илимск примерно тот же, только не из Ленинграда, а из Таллина. Там окончил Государственный художественный институт Эстонской ССР. Позднее Валерий Александрович работал в Братском художественном фонде. Стал членом Союза художников СССР.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ
К открытию книжного магазина «Буревестник» по заказу горисполкома Валерий Лаур создал серию портретов русских писателей и поэтов. И Маргарита Андреевна, и Валерий Александрович – красивые, эрудированные и при этом скромные, интеллигентные люди. С первого знакомства они привлекали к себе внимание людей, вызывали симпатию. За работой Валерий Лаур словно отключался от внешнего мира: увлеченный, стремительный, иногда серьезный и задумчивый. В конце 80-х вместе с супругой Валерий уехал в Таллин.
— Я восхищалась супругами Лаур, вспоминает Любовь Дидух, бывший директор магазина «Буревестник», ныне – успешная женщина-предприниматель. — Однажды Валерий Александрович предложил написать мой портрет, и я согласилась. Картина в теплых, нежных тонах, выполненная пастелью, получилась доброй и искренней. С тех пор много воды утекло, но я до сих пор помню тот летний день, ощущение внутренней легкости, которую испытала, когда увидела свой еще не оконченный художником портрет, и внезапно пришедшую на ум фразу: «Вот теперь я не умру!» До сих пор не могу объяснить, что это было, возможно, какой-то знак свыше… Одно могу сказать точно, что благодарна судьбе за встречу и дружбу с такими замечательными людьми, как Маргарита и Валерий Лаур, у которых не раз бывала в гостях в Таллине. Очень жаль, что Маргариты Андреевны нет среди нас, сколько картин она могла бы еще оставить двум своим дочерям и почитателям своего творчества.
Л.Жгунцова.- Любите книгу — источник знаний.- Вестник.- 2013.- 23 августа.- с.6.