История одной песни «Две девчонки, девчонки на палубе под баян будут вальс танцевать…»
Песня – самый популярный вид музыкального искусства. Она звучит повсюду. С песней покоряют горы и небо, недра земли и глубины морей. Песня – выразитель высоких чувств, она рассказывает о замечательных людях, о великих подвигах. Каждая песня имеет ещё и собственную историю. Интерес к истории песен всё растёт, и дорогими становятся все подробности, обстоятельства и детали, особенно если это песня посвящена родному краю. История песен – часть истории нашей Родины, этапы большого пути. Иной раз задумываешься: за что их так любят и помнят в народе, сохраняют в памяти долгие годы. Наверное, за простоту и душевность, мелодичность и демократичность поэтического и музыкального языка. Но их главное достоинство – удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, в любовь, во все лучшее, что есть в человеке.
С чего все начиналось
В конце мая 1963 года Александра Пахмутова, Иосиф Кобзон, Николай Добронравов и Виктор Кахно отправились в командировку по путёвке Центрального Комитета ВЛКСМ. Путь пролегал по молодёжным стройкам Сибири. Иркутск, Ангарск, Братск, Усолье, Улан-Удэ, маленькие селения и даже пристани – всюду встречали бригаду композиторов, поэтов и исполнителей люди, жадно тянущиеся к искусству. В результате этой поездки Пахмутова и Добронравов начнут работу над циклом «Таёжные звёзды».
У этого песенного цикла не выдуманная, а скорее «зафиксированная» история. Герои здесь не изобретались поэтами. Почти за каждой песней «Таёжных звезд» стоят вполне достоверные люди – покорители Братска и Ангары, участники комсомольских новостроек Сибири.
Тихим летним вечером 15 июня 1963 года к берегу города Усть-Илимска причалил пароход «Фридрих Энгельс».
Усть-Илимск – восемь палаток, в которых живут по восемнадцать – двадцать человек. Четыре дома, небольших, новеньких, пахнущих смолой. Только что сданная в эксплуатацию столовая № 51 на 45 мест. Длинный навес – там лесопильная рама, несколько бульдозеров и трелевочные трактора. Почти в самой тайге – движок, дающий энергию и свет поселку. Вот пока весь город. Клуба еще нет. Принято решение провести концерт прямо на барже, тем более на палубе – пианино! Строители, рабочие, геологи устроились на берегу реки. И вот над таежной тишиной полилась мелодия. Запели Кобзон и Кахно. А после этого концерта были танцы, из всех танцующих внимание к себе привлекли две хрупкие девушки. «С верхней палубы, – вспоминала Пахмутова, – доносились звуки баяна. Там танцевали девушки, что с путёвкой комсомола недавно приехали на далёкие новостройки. Мы познакомились. Одну из них звали Галина Павловна Боровская (первый повар Усть-Илимска) и её помощница Валентина Шумкова (Генералова), они грациозно вальсировали под баян. Нам очень поправились эти весёлые, милые девчонки и захотелось рассказать о них в песне».
Этот непритязательный вальс – не обычная бытовая зарисовка словом и музыкой. Просты, чисты его гармонии, чуть застенчива мелодия, с типичным для композитора кружением интонаций (на словах: «две девчонки танцуют, танцуют…»), с постепенным развёртыванием мотива – пока в припеве не появится «укрупнённая», типично вальсовая покачивающаяся ритмическая фигура.
И, словно бы чувствуя слишком уж «всерьёз» затеянное развитие образа, композитор чуткой рукой вносит ноту юношеского юмора. Лукавой молодой усмешки. «Навстречу утренней заре» – этот неожиданный акцент на первом слоге, напоминая о традиции народных русских шуточных напевов, создает явный комический эффект. Насколько это самое «навстречу» важно для композитора, доказывает и вступление – именно с него-то, этого весёлого «неверного» акцента, начинается вся песня.
Ещё один юмористический штрих – окончание аккомпанемента при помощи простейших, расходящихся в разные стороны звуков си-минорного трезвучия: словно человек, только начинающий приобщаться к музыке, тронул неуверенно клавиши рояля.
Благодаря всем этим простым, но очень точно найденным приёмам в нашем воображении возникает образ существ совсем юных, ещё вчера, возможно, школьниц – казалось, сестёр, подружек Тоси Кислицыной, героини фильма «Девчата».
Девчата
К счастью, мне удалось собрать кое-какую информацию о Галине Павловне Боровской. Она в числе первых приехала на комсомольскую стройку обычным поваром, тогда ей было 35 лет. Нет необходимости рассказывать о том, в каких условиях приходилось жить и работать. Но это был потрясающий человек с тонким чувством юмора. Задорная, гостеприимная, находчивая и терпеливая. Она излучала внутреннюю красоту и трудолюбие. Уже через несколько месяцев, когда на стройку потянулась молодежь со всей страны, Галина Павловна стала бригадиром, наставником, а иногда и просто мамой. В это время на стройку по путевкам приезжали повара из Львова, Балаганска и других городов, очень часто устраивались выставки кондитерских и кулинарных изделий. Галину Павловну любили, ласково называли наша Галя-Паля, мимо нее нельзя было равнодушно пройти. Из воспоминаний очевидцев мне стало известно, что А. Пахмутова тоже была потрясена душевными качествами Галины Павловны и в знак благодарности и уважения перед отъездом подарила ей шелковый отрез на платье (черный с красными цветами). В то время это был царский подарок.
Галина Павловна Боровская, однажды приехавшая на строительство ГЭС, так и осталась жить и работать в нашем замечательном городе. Вначале была столовая № 51 (первая столовая), затем – № 52 (территория ЛПК), дальше – № 57 (Котлован), а с 1970 года – первый ресторан «Лосята».
Второй героиней нашей песни стала Валентина Шумкова (Генералова). Информации о ней практически никакой нет. Знаем только, что этой девушке было всего 17 лет, когда она, как многие романтики, поехала за «запахом тайги». Приехала вначале на строительство Братской ГЭС, но по распределению была переведена на Усть-Илимскую гидроэлектростанцию. Здесь ее свела судьба с Галиной Павловной Боровской.
Цикл «Таёжные звёзды» был окончательно завершен в 1964 году. Порядок номеров в этом сборнике такой:
Тогда же вышла в свет и быстро разошлась книга «В Сибирь, за песнями!». Но, несмотря на то, что большой замысел был осуществлён, что в жизни композитора и поэтов продолжали происходить встречи с новыми интересными людьми, местами и событиями, сибирские новостройки и их замечательные созидатели продолжали, как магнитом, притягивать к себе Александру Пахмутову и поэтов. Да и друзья из Братска, Усть-Илима и других городов не забывали композитора. Когда 4 апреля 1964 года в Колонном зале Дома союзов открылся творческий концерт-отчёт Александры Пахмутовой, бурей аплодисментов встретили присутствующие зачитанную со сцены только что полученную из Сибири телеграмму. В ней говорилось: «…просим впустить нас в Колонный зал вместе с плотиной и кранами, шумом стройки и шепотом просыпающихся таёжных ручейков, запахом кедров, весёлым бурундучком и тёплым солнечным зайчиком. Много солнца Вашему творчеству, наилучшие пожелания Вашим замыслам. Привет участникам концерта! Строители Усть-Илимской и Братской ГЭС».
В дни, когда Александра Пахмутова с поэтами и певцами ездила по Сибири, ей вручили – казалось бы, в шутку, а на деле всерьёз – документ, какой выдают на стройках бригадирам. Это был обычный наряд на работу, на обычной бумаге отпечатанный и заполненный. Он выглядел так:
ФАМИЛИЯ: Пахмутова.
ПРОФЕССИЯ: Композитор.
ЗАДАНИЕ: Написать песню, достойную наших ребят.
СРОК ИСПОЛНЕНИЯ: 31 декабря 1963 года.
Что же, задание было выполнено. И – с честью. «Эти четверо отправились в экспедицию, которая ими самими была названа «В Сибирь, за песнями», и привезли… Нет, это я неверно говорю, неправильно. Молодые авторы оставили в Сибири целый отряд песен, сразу полюбившихся молодёжи. Привезли их в Москву, но главное – оставили в Сибири!
Для тех романтиков и смельчаков, которые стойко переносили тяготы и лишения «палаточных времен», песни эти сродни позывным из далёкой поры их молодости. Стоит зазвучать одной из них – и распрямляются плечи, исчезают морщинки на лицах, загораются особым светом или наполняются глубоким раздумьем глаза…
Главная же мысль, утверждаемая поэтами и композитором в сборнике «Таежные звезды», заключена в том, что «в каждом труде есть своя высота».
Автор: Поплевко Виктория